Шубин Виктор Павлович (Заслуженный артист России.)
Шубин
Виктор Павлович
Заслуженный артист России.
Краткая биография
Виктор Павлович Шубин был из той породы прирожденных артистов, которых с такой нежностью и любовью изображал великий Островский. В свое время молодой актер, как и герои драматурга, вволюшку побродил «из Вологды в Керчь» - по бескрайним просторам российской театральной провинции.

В.П.Шубин родился в Ленинграде, учился в судостроительном техникуме, играл в пионерском театре им. Павлика Морозова (был такой, располагался в районе Смольного) у знаменитого педагога Владимира Поболя, где и познакомился со своими будущими коллегами Владимиром Особиком, Еленой Рахленко, Владиславом Пази, Юрием Овсянко. Работал слесарем, чертежником, служил в армии, продолжил образование в ЛГИТМиКе, ГИТИСе, Кемеровском институте культуры. Более 40 лет служил на российской сцене - в Красноярске, Ижевске, Кемерово, Омске, Пскове, Санкт-Петербурге. На его счету свыше ста пятидесяти крупных ролей. Простота, природная естественность, искренность создаваемых образов сочеталась у заслуженного артиста России Виктора ШУБИНА с обостренным чувством комического, тонким и органичным юмором. Очень показательной в этом смысле оказалась роль народного героя Василия Тёркина, за создание которой артист был выдвинут на соискание Государственной премии. Газета «Культура» справедливо писала, что «потрясающая комическая природа Виктора Шубина делает любой спектакль незабываемым». Виктор Павлович был, прежде всего, талантливым, проникновенным театральным актером. Но он также активно снимался в кино, получил известность благодаря замечательным работам в фильмах «Сын полка», «Вовочка», «Прощание славянки», «Найти и обезвредить», «Семен Дежнев», «Прорыв», «Груз 300», «Сочинушки», «Золушка в сапогах», «Спецотдел», «Русские страшилки» и многих других. Когда-то Виктор Шубин успешно играл роль Чешкова в пьесе И.Дворецкого «Человек со стороны», но, по сути, герой Шубина всегда был «человеком с нашей стороны», своим, узнаваемым, близким, при этом всегда оставался личностью, пусть, зачастую, и неброской, не очень заметной. В образах мастерски сыгранных «маленьких людей» артист находил неисчерпаемые запасы душевной красоты, стойкости, понимания и доброты. В 1980 году Виктор Шубин вернулся в Ленинград и был принят в труппу недавно созданного Молодежного театра на Фонтанке: пришел подыграть партнеру на показе и сразу же получил приглашение от основателя театра Владимира Малыщицкого. Впоследствии он сыграл в спектаклях Малыщицкого и Ефима Падве много интересных ролей: Рыбака в “Сотникове” В.Быкова, Карлсона в драме “Люди и мыши” Д. Стейнбека, Де Гиша в “Сирано де Бержераке” Э.Ростана, Рылеева в пьесе “Сто братьев Бестужевых” Б. Голлера, интеллигента в “Четырех песнях в непогоду” и Отца в “Диалогах” А.Володина, Кречетоглазого в “И дольше века длится день” Ч.Айтматова. В Театре на Васильевском артист тоже работал практически со времени создания молодого коллектива. Когда он в 1990 г. вошел в кабинет художественного руководителя театра Владимира Словохотова, тот сразу воскликнул: «О, Василий Теркин пришел!» Виктор Павлович вспоминал: «И я обалдел! А он, оказывается, видел в Красноярске спектакль «Василий Теркин» и запомнил меня, хотя прошло уже много лет. У нас был с ним короткий разговор, после чего и началась моя работа в театре Сатиры».

Здесь артист проработал свыше 20 лет. Сюда он пришел уже зрелым, настоящим мастером и вскоре стал истинным украшением труппы, любимцем и коллег, и зрителей. Здесь им сыграны: Анучкин в “Женитьбе” Н.Гоголя, Элиозар в “Еврейском сватовсте” Й.Бар-Йосефа, Клуд и Нежданов в “Любви втроем” А.Курбского и М.Беркье-Маринье, Новиков в спектакле “Игра в любовь приводит к смерти” по М.Арцыбашеву, Базиль в «Женитьбе Фигаро», Диманш в «Дон Жуане», Доменик в «Очарованном апреле».

Одной из первых его работ на Васильевском стал водевиль «Любовь втроем» - спектакль, с которого начинался театр, ставший его своеобразным талисманом. А дуэт Виктора Шубина и Сергея Лысова стал легендой, многие зрители по сей день вспоминают, как они падали со стульев от смеха. И немудрено, ведь Виктор Шубин всегда считал: «Зритель должен воспринимать водевиль легко, хоть играть его непросто, потому что по всем законам драматического искусства в водевиле тоже существует сквозное действие и прослеживается сверхзадача. Но работа происходит стремительней – на «разыгрывание» времени нет. К «Любви втроем» мы относились с большой симпатией, потому что спектакль всегда доставлял зрителям огромную радость, а это не может не воодушевлять актеров. Как бы к нему ни относились (легкий жанр, нелегкий жанр), но люди после него уходили с прекрасным настроением. Вот и мы к нему всегда относились с нежностью. Вообще, водевиль – проверка актера на юмор, иронию и профессию». Эту проверку артист Шубин прекрасно выдержал. А еще он любил играть сказки, больше всего русские народные, где «царевичи и добро всегда побеждают». Да он и был по-настоящему русским народным артистом, хоть официально этого звания получить не успел. Особенно высоко публикой и критикой отмечена сыгранная В.П.Шубиным в спектакле “Таня-Таня” по пьесе О.Мухиной роль Дяди Вани, в которой актер в полной мере демонстрирует свое виртуозной владение приемами русской психологической школы, глубокое проникновение в материал, необычайное чувство юмора и привлекательную способность свободного общения с залом. Артист признавался: «Мой Дядя Ваня в спектакле «Таня-Таня» приносит мне большую радость, эта роль повернула мою судьбу. А началось с того, что пришел Туманов и прочитал нам пьесу. И так лихо он это сделал, что все загорелись в тот же момент. Компания сложилась с первой минуты. И такая слаженная работа – и такое все удовольствие получают! Это такой редкий случай, о котором все мечтают – и режиссеры, и актеры». Нелепый и трогательный в своей нелепости дядя Ваня постоянно, как заклинание, рассказывал историю про какую-то женщину, которая нашла пьяного мужичка. Помыла, обогрела – и родилась любовь. И каждый раз, когда дядя Ваня Виктора Шубина пристально смотрел в зал, покачивая головой, казалось, что улыбался он именно тебе – мол, не простая штука – любовь, еще намаешься… А потом, когда все уходили и бросали его одного, он с детской горечью смотрел на всех нас, глаза наполнялись слезами…

Известный театральный критик Леонид Попов не зря назвал свою рецензию на этот спектакль «Любовные люди»: «Любовь к каждому живет в каждом из обитателей этого бибиревского скворечника. Даже в том неказистом мужичке, что прижился на правах местного домового (Виктор Шубин)». (Экран и сцена, 1997, 13 – 20 марта). Ему вторит московский автор: «Скромнейший персонаж – дядя Ваня – волей режиссера Владимира Туманова стал центром мироздания. Мужичишка в мохеровой шапке, старательно сыгранный Виктором Шубиным, скрепил своим перманентным, природно здоровым присутствием сюжет». (Светлана Хохрякова. В саду у Охлобыстиных весело. // Культура, 1997, 1 мая). Артист сумел продемонстрировать отточено современный стиль игры в постановке новой западной пьесы, осуществленной Анджеем Бубенем. О роли старика Йовича в «Саранче» Биляны Срблянович Елена Горфункель писала: «Актеры и так не шумные, Виктор Шубин в роли Отца, Юрий Ицков в роли его друга… молчат выразительно, говорят по делу, не раскрашивая текст, и в этом есть нечто сценически дорогое, не менее важное, чем правильное и старательно интонированное многословие. (Е.Горфункель. Темнота, или долги наши. // ПТЖ, 2008, №1). «Молчание В.Шубина в роли больного, полусумасшедшего старика опрокинуло бытовавшее мнение об этом актере как о «короле репризы», - считает Людмила Филатова (Петербургские театральные сезоны, 2008, вып.5). Среди человеческой «саранчи» герой В.Шубина - самый обиженный и униженный – был единственным, кому дарована небесная милость.

Так получилось, что эта глубоко драматическая роль оказалась одной из последних в репертуаре талантливого артиста. В июле 2010 года Виктора Шубина не стало. Он ушел из жизни так же скромно, негромко, как уходил за кулисы. В сентябре ему исполнилось бы 65 лет. Его могила - на Смоленском кладбище, под покровительством святой Ксении Петербуржской. А нам остается долгая благодарная память.