19 сентября Владимир Анатольевич Туманов отмечает 65-летие

Владимир ТУМАНОВ – один из ведущих режиссеров Петербурга, создатель блистательных спектаклей, которые останутся в истории  театра, таких как «Утиная охота», «Бегущие странники» (Малый драматический театр); «Лунные волки», «Двенадцатая ночь», «Поздняя любовь», «Фантазии Фарятьева» (Молодежный театр на Фонтанке), «Тот этот свет», «Таня-Таня», «Дети солнца», «Дядя Ваня», «Проклятая любовь», «Идиот» и другие (Театр на Васильевском). Туманов учился у знаменитых педагогов-режиссеров – З.Я. Корогодского  и Л.А. Додина. Работал в Каунасе, Вильнюсе, в театрах Петербурга и других городов России. Поставленные им спектакли –лауреаты международных фестивалей в Словакии, Финляндии, Швеции, России, Сербии, номинанты и лауреаты высших театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит».

В 2011 г. В.А. Туманов назначен на пост главного режиссера Театра на Васильевском.Осуществленные им постановки русской классики снискали интерес критики и признание публики: «Островский, Чехов, Горький… Режиссер никогда не боялся браться за драматургию, имеющую богатый шлейф постановок. Он обладает несомненным даром видеть оригинальное в традиционном и привычном. Владимир Туманов всегда балансирует на грани: его собственное видение произведения не противоречит подробному и скрупулезному прочтению классического источника».(Е. Чукина.Пронзительна трагедия, рассказанная тихо // Невское время. 2012. 9 ноября).

Поставленные режиссером спектакли «Дети солнца» по М. Горькому и «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова номинированы на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».В 2013г. спектакль «Дети солнца» принял участие в Шестом Российском театральном фестивале им. Горького в Нижнем Новгороде, завоевав две  награды. Владимир Туманов  был отмечен дипломом за режиссерскую постановку.

Из интервью В.А. Туманова:

-Получив от Владимира Дмитриевича Словохотоваприглашение на должность главного режиссера, я  согласился. У нас есть договоренность на берегу,  и мы ее свято соблюдаем, за счет чего сохраняется баланс в отношенияхи в развитии театра. За этот период афиша пополнилась  постановками произведений Горького, Чехова, Достоевского, Гоголя, Островского, Гольдони. Не всякий театр возьмется так целенаправленно обозначить вектор, направленный на русскую классику. А Владимир Дмитриевич одобрил такую репертуарную тенденцию. Я же на нее внутренне имею право, поскольку все 90-е ставил только современную драматургию, и меня упрекали в том, что не ставлю классику.

У этой тенденции есть свои причины. Я не приемлю тот жестокий КВН, который вершится на основе русской классики, который сейчас обласкан критикой, я не вижу в нем ничего от внутренней сути, содержательности, контекста русского классического произведения. Люди, приезжающие из-за рубежа, говорят: мы хотим увидеть русский психологический театр. А он исчезает как народное достояние, как ценность, которую будет очень трудно вернуть, потому что наряду с этим уходит и актерская театральная школа. Я вовсе не кондовый консерватор, ничего подобного,  в 90-е годы вообще считался авангардистом,  я говорю о другом – о том, что психологический театр вмещает и «Дядю Ваню» Чехова, и «Чайную церемонию», почти сюрреалистический текст чудесного драматурга Строганова, идущий у нас на Камерной сцене.Я считаю, что недавняя наша премьера комедии Гольдони «Самодуры» абсолютно опирается на школу русского психологического театра,пусть и в игровом контексте.

Возвращаясь к той тенденции, которую поддержал Владимир Дмитриевич и театр,признаюсь, что это был довольно непростой выбор – классика. Сейчас у нас в театре есть фундаментальные опоры, на основе которых мы можем уже хулиганить, есть дом, на который теперь можно навешивать резные наличники, всякие узоры,украшения.

 

Критика о спектаклях Владимира Туманова

 «ДЯДЯ ВАНЯ»

 «И без того дурман, созданный русской водкой, ароматом антоновских яблок и представлениями о ценности каждого человека по его душевным качествам — штука опасная, загубившая на одной шестой части суши немало людей, публично изображавших из себя нечто, а на деле просадивших свои жизни ни за грош. Вот об этом, собственно, и спектакль». (Е. Омецинская. Дурман русской жизни // В любимом городе. 2012. №13-14, ноябрь).

«Кумиры здесь есть у всех, и это – главная мысль режиссера. Подмена, обман, фикция. Бесовщина, не исчезающая даже с криками петухов.  Все то, что принято говорить о пьесе «Дядя Ваня» — несбывшиеся надежды, обманутые иллюзии, «пропала жизнь» и т. д. — объясняется очень просто: ложные идеалы, поклонение миражам, подмена веры (в первую очередь, христианской — но не только!) знанием, которое на поверку оказывается ошибочным».(Л. Филатова. «MANET OMNES UNA NOX…» // Петербургский театральный журнал. Блог. 2012. 30 октября).

 «ИДИОТ»

«Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное».(Елена Чернакова «Идиот» на все времена //Сайт Около.02 Дек 2013.http://okolo.me/2013/12/idiot-na-vse-vremena/)

 «ЖЕНИТЬБА»

«Основная заслуга режиссёра Владимира Туманова состоит в том, что он, взяв за основу живой текст пьесы Гоголя, сумел создать невероятно современный и остроумный спектакль с грустным подтекстом. Причём спектакль именно смешной, а не пошлый, хотя эту грань, как все мы знаем, перейти легко. А в «Женитьбе» всё на своём месте». (http://musecube.org/?p=169598).

 «ГРОЗА»

«Наверное, главное достоинство спектакля Туманова – актуальность звучания Островского. Тут все отзывается сегодняшним смыслом: узнаваемо и по судьбе… Осознание этого особой радости и гордости за нас не вызывает. Но уж куда приплыли – туда приплыли…» (Александр Платунов.Приплыли… // Театральный город, 2016, №11).

«Все в этом спектакле условно и прихотливо. Татарин, вроде, немой, вдруг заговорит. Представление начинается пародийной клоунадой Кулигина и компании. Продолжается торжественным, почти танцевальным, выходом трех фольклорных красавиц (Кабанова, Катерина, Варвара). Зыбко, неопределенно время действия и место действия. «Плавает» статус персонажей. Кулигин Михаила Николаева с повадками бывалого «пахана», явно крупнее, чем бедный полусумасшедший философ-изобретатель. Катерина перед смертью заимствует у Феклуши экзотический наряд: муленружевскую огненно-красную шляпку и непристойный боевой окрас - знак греха, падения… Я бы не рекомендовал бежать на эту «Грозу» людям с традиционалистским мышлением; тем, кто не любит фарс, гротеск. Прочие будут следить за действием с интересом. В конце концов, и у нас случаются соблазны». (Евг. Соколинский. Соблазны у брандмауэра / "Гроза" в Театре на Васильевском //Страстной бульвар  Выпуск № 7-187/2016).

«САМОДУРЫ»

«В Театре на Васильевском – громкая весенняя премьера: режиссер Владимир Туманов представил спектакль «Самодуры» по пьесе прославленного итальянского драматурга Карло Гольдони. Получилась яркая и динамичная комедия – то, что нужно, чтобы отвлечься от серой действительности!У зрителя есть возможность наблюдать классическую «войну полов». В этой пьесе вечный спор мужчин и женщин заканчивается воцарением мира и гармонии во всех семействах. Но путь к этому оказывается непростым: будут и скандалы, и веселые розыгрыши, и масса смешных ситуаций. Наблюдать за развитием сюжета пьесы – одно удовольствие: заснуть вам точно не удастся». (Ольга Рябинина.Как обуздать самодуров и вернуть гармонию в семью // Метро, 2017, 13 апреля).  

Наряду с масштабными постановками русской классики В.А. Туманов создает цельные и страстные спектакли камерной формы по произведениям современных авторов. На протяжении почти 20 лет не сходил со сцены знаменитый спектакль «Таня-Таня» по пьесе Ольги Мухиной. Эта лирическая комедия удостоена премии «Золотой софит», номинирована на премию «Золотая маска» в нескольких номинациях.

Владимир Туманов осуществил первые постановки пьес «Проклятая любовь» Татьяны Москвиной и «Чайная церемония» Александра Строганова.

Поставленный Тумановым спектакль «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто получил диплом на международном фестивале «SOLO» в Москве (2015 г.) и премию на фестивале «Монокль» в Санкт-Петербурге (2017 г.).

19 мая 2018 года на Камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля "Смех лангусты" по пьесе канадского драматурга Джона Маррелла в постановке Владимира Туманова.

В юбилейном сезоне 2018 – 2019 гг. Владимир Анатольевич Туманов работает над постановкой спектакля «Мещане» по пьесе Максима Горького. 

 

 


14 сентября спектакль будет показан в г. Птуй на сцене Птуйского городского театра. 15 сентября его увидят в г. Крань на сцене Театра им. Франце Прошерна. 19 сентября «Долгий рождественский обед» будет показан в г. Стара Пазова на сцене Городского дома культуры. 20 сентября в г. Белград на сцене Театра «Ателье 212» Театр на Васильевском завершает гастрольный «Балканский тур».

Театр на Васильевском

Торнтон Уайлдер
Долгий рождественский обед

Перевод с английского – Сергей Черкасский
Режиссер-постановщик – Руслан Нанава
Художник-постановщик – Николай Слободяник
Художник по костюмам – Валерия Дергачева
Художник по свету - Валентин Бакоян
Педагог по вокалу - Екатерина Григорьева
В спектакле заняты: Светлана Щедрина, Асия Ишкинина, Арсений Мыцык, Татьяна Калашникова, заслуженная артистка России Надежда Живодерова, Булат Шамсутдинов, Никита Чеканов, Роман Зайдуллин, Анна Захарова.

Владимир Туманов окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, учился у знаменитых педагогов-режиссеров – З. Я. Корогодского и Л. А. Додина. После окончания института работал в театрах Литвы и России. По возвращении в Санкт-Петербург режиссер работал в Малом драматическом театре, где поставил «Мурлин Мурло» Н. Коляды, «Парчовый барабан» Ю. Мисимы и другие спектакли. В Молодежном театре на Фонтанке много лет с успехом шли его спектакли «Лунные волки» Н. Садур, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира.

Спектакли Владимира Туманова – лауреаты международных фестивалей в Словакии, Финляндии, Швеции, России, номинанты и лауреаты высших театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит».

Владимира Анатольевича и Санкт-Петербургскую государственную театральную библиотеку связывает многолетняя дружба. Он является читателем библиотеки уже 46 лет. На выставке будут представлены фотографии с репетиций, сцены из спектаклей Владимира Туманова, начиная с постановки «Лунных волков» Н. Садур 1993 года, а также малоизвестные фотопортреты режиссера.

Выставка будет работать с 10 сентября по 20 октября (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2). Вход свободный.

Дорогие друзья, на сайте театра вышел 42-й номер интернет-журнала «Пятница». Он же – первый в юбилейном сезоне 2018 – 2019 гг.

 

В этом выпуске:

-Интервью с автором пьесы «Петербург» Юлией Тупикиной;

-Четверть века в особняке баронессы.

 

Дорогие друзья, зрители, читатели и почитатели, ваши вопросы, мнения и пожелания, пожалуйста, направляйте в литературную часть театра по адресу: teatrvospb@gmail.com


11 сентября 2018 г. Театр на Васильевском открывает юбилейный 30-й театральный сезон.

Напомним, что официально новый театр Северной столицы родился в сентябре 1989 г., в будущем году Театр на Васильевском отметит свое 30-летие. Примечательно, что юбилей совпадет с объявленным в России Годом театра. А нынешний сезон тоже юбилейный – тридцатый.

Также в этом году исполнилось 25 лет со времени открытия театра в нынешнем здании на Среднем проспекте Васильевского острова.

Несколько лет новорожденный театральный коллектив не имел собственной сцены. Благодаря энергии художественного руководителя В.Д. Словохотова, и при «попустительстве» прогрессивных представителей власти, молодой театр получил помещение бывшего Народного дома баронессы В.Н. фон Дервиз по адресу Средний пр. В.О., 48. В 1993 году театр открылся в отреставрированном здании спектаклем «Женитьба». Бессмертная комедия Н.В. Гоголя стала знаковой для театра, современная постановка главного режиссера  В.А. Туманова уже который год пользуется успехом как на родных подмостках, так и на гастрольных, фестивальных сценах.

Открытие 30-го сезона Театра на Васильевском состоится на обеих театральных сценах.

На Большой сцене 11 сентября будет показан спектакль «Самодуры» по пьесе Карло Гольдони в постановке Владимира Туманова. Искрометная итальянская комедия в ярком сценическом воплощении покорила сердца зрителей города и области, а также эстонской публики во время недавних гастролей.

На Камерной сцене сезон откроется одним из самых популярных спектаклей – «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца в постановке Олега Сологубова. Исполненная юмора и грусти история о том, как обычный питерский раздолбай почувствовал сопричастность с судьбой гениального поэта пользуется неизменной любовью зрителей, на спектакль всегда непросто достать билет. Спектакль – номинант премии «Золотой софит».

Прошедший 29-й сезон был успешным для театра. В течение сезона состоялось пять премьер. Репертуар по традиции строился на сочетании классического наследия и современной драматургии. В новом сезоне ведущее значение отводится произведениям русской классики. К 150-летию со дня рождения Максима Горького театр готовит премьеру спектакля «Мещане» в постановке Владимира Туманова. В репетициях заняты ведущие силы труппы: народный артист России Юрий Ицков, заслуженная артистка России Надежда Живодерова, заслуженный артист России Сергей Лысов, известные артисты театра и кино Илья Носков, Михаил Николаев, Елена Мартыненко, Мария Фефилова, Екатерина Рябова, Екатерина Зорина, Андрей Горбачев, Александр Удальцов, Арсений Мыцык, Владимир Бирюков и другие. Премьера намечена на ноябрь 2018 г.

К масштабной постановке по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» приступает Денис Хуснияров. В постановке примет участие симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова. В главной роли заслуженный артист России Артем Цыпин. Премьера состоится в феврале юбилейного 2019 года.

Молодежь театра собирается в новом сезоне представить самостоятельную постановку по знаменитой пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Актеры воплотят историю любви трех молодых людей из блокадного Ленинграда. Осуществляет постановку Виктория Луговая. Спектакль посвящается 75-летней годовщине снятия блокады, которая будет отмечаться в 2019 году.

Для юных зрителей готовится постановка новой музыкальной сказки «Царевна Несмеяна» по пьесе Владимира Илюхова. Обсуждается еще ряд интересных творческих проектов. 

В сентябре приступил к занятиям новый актерский курс РГИСИ, набранный на базе Театра на Васильевском. Мастер курса – главный режиссер театра Владимир Туманов, преподавать на курсе будут ведущие артисты театра.

В этом же сентябре Владимир Анатольевич Туманов отметит юбилей. Театральная библиотека готовит к юбилейной дате выставку, посвященную творческому пути режиссера.

В октябре состоится церемония награждения высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит». Театр на Васильевском заявлен в двух номинациях. В номинации «Лучший актерский ансамбль» представлены Татьяна Малягина (Милли) и Инна Кошелева (Рутти) за дуэт в спектакле «Горгоны» в постановке Игоря Селина.

В номинации «Лучшая мужская роль» представлен Андрей Феськов за роль Зилова в спектакле «Утиная охота» в постановке Дениса Хусниярова.

В сентябре 2018 года театр отправится в гастрольный «Балканский тур» по городам Словении и Сербии. В ноябре театр со спектаклем «Женитьба» собирается на гастроли по странам Балтии – Латвии и Эстонии.

В 2018 году Театр на Васильевском примет участие в фестивале «Уроки режиссуры» Биеннале  театрального искусства — нового международного проекта, который проходит при поддержке Министерства культуры РФ. Это становится уже традицией. В 2017 г. Денис Хуснияров стал лауреатом фестиваля «Уроки режиссуры» за спектакль «Камень» по пьесе Мариуса фон Майенбурга. В октябре этого года в рамках Биеннале на сцене театра будет показан спектакль Baraka/Theatre de l'Orangerie (Швейцария) «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза в постановке известного режиссера, актера, драматурга и сценариста Жоржа Геррейро (Georges Guerreiro).

Возможно, в новом сезоне Театр на Васильевском станет организатором нового театрального фестиваля.