Народный артист России Юрий Леонидович Ицков получил государственную награду за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Торжественная церемония прошла в Доме областного правительства в канун празднования 90-летия Ленинградской области. Вручил награды губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, тепло поблагодаривший награжденных за созидательный труд.


Владимир Васильевич Особик (29 октября 1943 г. - 18 июля 1997 г.) Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
18 июля 2017 г. – 20 лет как ушел из жизни талантливый актер, заслуженный артист России Владимир Особик.
Выдающийся актер прожил недолгую, но яркую, насыщенную творческую жизнь. В ней были запомнившиеся образы, созданные на сцене театра имени Комиссаржевской – Нодари в спектакле «Если бы небо было зеркалом», Джим в «Продавце дождя» и, прежде всего, царь Федор Иоаннович в знаменитом спектакле Рубена Агамирзяна.
Творческая судьба Владимира Особика берет начало в Пионерском театре В. П. Поболя, где юный артист играл Тома Сойера, сказочных принцев. Это был настоящий театр. Да, детский, но руководил им сокурсник Татьяны Дорониной, Михаила Козакова, Олега Басилашвили, Евгения Евстигнеева - Владимир Петрович Поболь. А какие ребята занимались! Владислав Пази, Елена Рахленко, Юрий Овсянко, Игорь Окрепилов, Людмила Старицына, Виктор Шубин – все стали артистами, Владислав Пази – замечательным режиссёром.
Уже на первом курсе ЛГИТМиКа Владимир Особик начал сниматься в кино. И первая известность пришла к нему из кинематографа. Обаятельный юный актер, сыгравший главного героя в фильме Юлия Карасика «Дикая собака динго» (1965), сумел так искренне и светло рассказать о первой любви, о первых разочарованиях и первом счастье взаимопонимания, что надолго стал одним из самых любимых молодых актеров поколения.
В 1972 г. Владимир Особик, актер Ленинградского театра им. В.Ф. Комиссаржевской, потряс питерских театралов своим исполнением роли царя Федора в спектакле Рубена Агамирзяна «Царь Федор Иоаннович». В одной из самых трудных ролей мирового театрального репертуара В. Особик сыграл и драму власти, и трагедию личности, и необычайную душевную чистоту, и горечь человеческого бессилия.
Известный фотохудожник, литератор Нина Аловерт вспоминала: «Особик был не просто рожден великим артистом, его творчество было «голосом времени», тем голосом, который твердил людям «империи зла» о чистоте сердца, о его зоркости, о личной ответственности каждого за зло вокруг. Он был на сцене чем-то сродни своему сверстнику, артисту того же поколения, но в балете – Михаилу Барышникову. Недаром в своем последнем русском интервью Барышников сказал, что самый его любимый артист – Владимир Особик».
Последние пять лет своей жизни Владимир Особик работал в Театре Сатиры на Васильевском. Здесь он как режиссер поставил по пьесе и на музыку Юлия Кима яркое музыкальное представление «Театр мадемуазель Клерон», спектакль-концерт по мотивам песен Леонида Утесова «А у нас есть тоже патефончик»; сыграл главные роли в спектаклях «Еврейское сватовство» и «Прощальная гастроль князя К.».
Созданный В. Особиком образ князя К. стал значительным театральным событием.

Дядюшкин сон в постмодернистской интерпретации
« В основе спектакля постановщик и автор инсценировки Анатолий Морозов использовал повесть Достоевского «Дядюшкин сон», однако она ему понадобилась лишь как повод для создания причудливого сценического сооружения, где соседствуют гротеск и трагедия в столь популярной ныне постмодернистской интерпретации. Это гремучее соседство порой взрывается довольно бестолковой фантасмагорией, где под золоченым купидоном и самоваром мечутся, таская по сцене золоченую же лодку, герои мордасовской хроники в экстравагантных туалетах с бантиками и блестками (художник – Светлана Ставцева).
Главное – князь К. Исполнитель этой роли одним звуком голоса, взглядом, проникающим в душу зрителя последнего ряда, волной исходящей от него искренности способен разнести в прах шаткую конструкцию и роли, и самой инсценировки, но именно он достигает кристаллической прозрачности формы. Именно он, будучи актером интуиции и рассудка и в то же время виртуозно владея техникой, свободно и неуловимо переходит от фарса к трагедии, от трагедии к фарсу, являясь то «мумией, костюмированной в юношу», то юношей, которого возродила в старике воскресшая любовь, то шутом, то жертвой трагического несоответствия земных порывов и законов бытия.
Именно он, наконец, наполняет форму, тяготеющую к интеллектуальной претензии, эмоциональной правдой. И тогда мы перестаем гадать, соответствует ли повесть Достоевского сюжетному коллажу из лоскутков поддельной жизни (любовь князя к нервной барышне, всколыхнувшей старинным романсом его не менее старинную страсть; смерть героя под танцевальным натиском провинциальных фурий в той самой золоченной лодке – возможно, перевозочном средстве Харона), ибо в руке князя, взметнувшейся к виску: «Я знаю этот романс!», в полукрике-полушепоте, которым не удержать внутреннее пламя: «Я только теперь начинаю жить», в гримасе страдания, исказившей прекрасное лицо: «Это был сон, очаровательный сон…», - пульсирует живое, неподдельное, это уже сам Федор Михайлович вырвался. Это его масштаб, его страсть. Его ощущение любви.
Роль князя исполнял Владимир Особик»… (Елена Лебедева // АРТиШОК, 1994 г.)
Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов:
-Мы еще молоды, но сколько пережили потерь! Ушел Володя Особик – милый человек, гениальный артист, который до конца верил в святость театра. Позвонил ему из Парижа за несколько дней до его смерти: «Владимир Васильевич, Лене Рахленко присвоили звание заслуженной артистки России». Особик плакал, он очень любил свою жену Лену. В его ранний уход не хотелось верить.Сейчас об этом говорю, как о чем-то неизбежном, в действительности же нам не восстановиться до сих пор после стольких потерь, их заменить некем. Да и вряд ли в театре возможно кого-то кем-то заменить.

На Пионерской площади в 13 часов начнется спектакль-карнавал «Достоевский в цвете».   В спектакле будут представлены Достоевский, Тургенев, Пушкин, Гоголь и их герои в сценах, связанных с модой и костюмами XIX века. В представлении участвуют известные актеры петербургских театров, среди них – артист Театра на Васильевском, заслуженный артист России Артем Цыпин, кстати, постоянный участник Дней Достоевского. На этот раз он выступит в образе одного из гоголевских героев.

В это же день в 14 часов в Книжном дворике Центральной библиотеки им. В.В. Маяковского на Фонтанке будет показаны сцены из спектакля Театра на Васильевском «Вечный муж» в постановке Виктории Луговой. В представлении заняты артисты Игорь Бессчастнов, Алексей Лудинов, Евгения Рябова, Александра Чаплыгина.

В 16.30 в диалоге на тему «Произведения Ф.М. Достоевского на театральной сцене» встретятся драматург Татьяна Москвина и режиссер Роман Смирнов, тоже сотрудничающие с Театром на Васильевском.

24 и 25 июня в Санкт-Петербурге пройдет режиссерская лаборатория по мотивам творчества Эмира Кустурицы. Это совместный проект Драматического театра на Васильевском и Московского театра «Студия. project». Участники лаборатории – режиссеры: Филипп Гуревич, Юлиана Лайкова, Руслан Нанава, Егор Матвеев.
По условиям лаборатории молодым режиссерам предоставляется возможность сделать эскизы спектаклей с артистами театров, показы эскизов пройдут 24, 25 июня на камерной сцене Театра на Васильевском.
Режиссеры-участники лаборатории - свободны в выборе метода работы и выразительных средств. Итог может быть каким угодно - от реконструкции эпизода из фильма Эмира Кустурицы на театральной площадке до максимально далекого от оригинала театрального эскиза, который будет перекликаться с первоисточником только на ассоциативном уровне.
Лучшие режиссерские эскизы могут быть рекомендованы экспертным советом и рассмотрены художественным руководством Театра на Васильевском и театра «Студия. project» в качестве заявки на постановку репертуарных спектаклей.
Режиссерская лаборатория по мотивам творчества Эмира Кустурицы (Камерная сцена Драматического театра на Васильевском – В.О., Малый пр., д. 49).
Вход на эскизы свободный, по предварительной записи по электронному адресу: kusturicalab2017@teatrstudija.ru


2 июня 2017 года из-за болезни актрисы вместо спектакля "ЖЕНИТЬБА" будет показан премьерный спектакль "САМОДУРЫ" по пьесе Карло Гольдони.
Билеты действительны.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

В июне Театр на Васильевском примет участие в международном фестивале «Культурное лето», проходящем в Сербии.
Лето для Сербии – горячая пора фестивалей, в этот период проводится более 80 смотров культуры, в которых участвуют музыканты, артисты, художники, писатели и поэты. Основной целью фестивалей является сохранение единства европейского культурного пространства при всем разнообразии национальных традиций.
Театр на Васильевском в программе «Культурного лета» представляет спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя в постановке главного режиссера Владимира Туманова с участием ведущих артистов труппы. Спектакль будет сыгран на исторических сценах старинных сербских городов Александровац, Чачак, Смедерево.
Сербские театралы знакомы с классическим репертуаром Театра на Васильевском. В 2013 году в столице страны Белграде и городе Нови Сад с большим успехом прошли гастроли театра со спектаклями «Дядя Ваня» по А.П. Чехову и «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского.

Ведущий артист Театра на Васильевском, заслуженный артист России Артем Цыпин представляет на Каннском международном кинофестивале российский художественный фильм «Теснота».
Лента, снятая учеником Александра Сокурова Кантемиром Балаговым, после премьеры в программе «Особый взгляд» оказалась в центре внимания публики и критики на престижном кинофестивале в Каннах. Артем Цыпин играет в фильме одну из главных ролей.

Из отзывов прессы:
«Горячие точки заметно повышают температуру каннского экрана. Пожалуй, самый яркий пример — «Теснота» Кантемира Балагова, дебютная работа режиссера, прошедшего школу Александра Сокурова, но выступившего не подражателем (хотя следы влияния мастера ощутимы), а сложившимся автором со своей темой и стилем. Балагов вырос в Кабардино-Балкарии и дал голос, экранный образ этому региону, до сих пор остававшемуся для кинематографа терра инкогнита. Это ни в коем случае не этнический фильм, не играют в нем существенной роли и религиозные различия между двумя общинами — еврейской и кабардинской. Хотя главная героиня еврейка Илана тайно встречается с кабардинцем, это вовсе не история Ромео и Джульетты, а конфликт фильма связан с общей атмосферой насилия, охватившей Кавказ после распада СССР. В одной из сцен кабардинцы смотрят кассету «чеченского видео», на нем изображена зверская расправа с русскими солдатами. В самом начале фильма неизвестные похищают Давида, брата Иланы, и его невесту — подобные семейные трагедии здесь не редкость.
Метафорой напряжения, страха и клаустрофобии, которыми пронизан каждый кадр этой талантливой картины, становится вынесенная в заглавие «теснота». Герои, чем бы они ни занимались, все время зажаты в узких коридорах, плохо освещенных комнатах, каких-то подсобках, а квадратный экран подчеркивает концептуальный смысл этой тесноты. Фильм стал одним из главных открытий фестиваля, как и его создатели — режиссер Кантемир Балагов и исполнительница главной роли актриса Дарья Жовнер. За «Тесноту» боролись Венецианский фестиваль и другие каннские программы, но в итоге она оказалась представлена в официальной секции «Особый взгляд», участвует также в соревновании за «Золотую камеру», которой награждают лучшего дебютанта. Похоже, что у российского фильма есть реальный шанс».
ЕЛЕНА ПЛАХОВА. ПРОСТОР ДЛЯ ТЕСНОТЫ // КОММЕРСАНТ
«На лишенном драйва и энергии фоне основного конкурса появление в программе «Особый взгляд» российской «Тесноты» молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова — это мощная встряска. Интересный сценарий, свежие лица на экране, в том числе и актеров из Кабардино-Балкарии. Отличные работы у Дарьи Жовнер, Ольги Драгуновой, Артема Цыпина из Санкт-Петербурга, сыгравшего осязаемо точно роль отца. Такой живой энергии давно не было в нашем кино. Действие происходят в 1998 году на Северном Кавказе, в Нальчике, где похищают еврейского парня и его невесту, требуя от несчастных родителей выкуп. В экстремальной ситуации наружу выйдет все, что дремало. Семья начнет трещать по швам. Под песни Тани Булановой и страшные кадры издевательств над людьми на Кавказе проявятся характеры, в том числе выросших детей, которые, как скажет мать, уже сами себе свои, «не наши дети».
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА. КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: ОПОЗДАВШЕГО ОЛИВЕРА СТОУНА ОПРЕДЕЛИЛИ К УМЕ ТУРМАН // МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ
«Работа 25-летнего режиссера из Кабардино-Балкарии, ученика Александра Сокурова, впечатляет одновременно зрелостью и свежестью. Историю еврейской семьи, зажатой в тесноте многонационального Кавказа и пережившей военно-бандитские турбуленции 1990-х годов, Балагов рассказывает как гость из будущего, обладающий талантом и сверхчувствительной камерой для того, чтобы проникнуть в самую сердцевину этой драмы. И вне зависимости от того, как именно распределятся в воскресенье награды, это полновесный фильм-открытие — из тех, о которых мечтали, большей частью тщетно, участники и гости 70-го Каннского фестиваля».
АНДРЕЙ ПЛАХОВ. «КРОТКАЯ» ПОКАЗАЛА НОРОВ // КОММЕРСАНТ
27 мая, в День города, стало известно, что лента Кантемира Балагова, в создании которой принимал участие «Ленфильм», получила приз международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ. Эта профессиональная премия считается одной из самых почетных.
Второй год Театр на Васильевском принимает участие в проекте «Летние книжные аллеи» - большом культурном форуме Санкт-Петербурга, длящемся с мая по сентябрь.В рамках проекта проводится фестиваль «Театральный Петербург на Книжных аллеях», в котором участвуют драматические и музыкальные театры города на Неве.
Театральный марафон стартовал 13 мая. На открытой сцене, расположенной на Малой Конюшенной улице, выступили артисты Екатерина Зорина и Игорь Бессчастнов, исполнившие номера из спектакля-концерта Театра на Васильевском «Все для Победы».
В следующую субботу, 20 мая, творческую эстафету продолжил известный артист театра и кино Илья Носков, прочитавший отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Ведущая актриса театра, лауреат премии Правительства России Елена Мартыненко исполнила песни (музыка Елены Мартыненко и Михаила Банцева на стихи Аллы Ивашинцовой) «Народ в недоумении», «Я точка. Конечна я», «Шепот богов» из своего альбома «Я точка. Конечна я».
Молодой артист Тадас Шимилев исполнил арию Ромашова из мюзикла «Норд-Ост», знаменитую «Bohemian Rhapsody» из репертуара британской рок-группы «Queen» из альбома «A Night At The Opera», песни «Танец» и «Такие новости».
За участие в фестивале «Театральный Петербург на Книжных аллеях-2017» коллектив Театра на Васильевском получил благодарственное письмо от организатора проекта – Дирекции театрально-зрелищных касс.
Следующее выступление артистов Театра на Васильевском состоится на Малой Конюшенной улице 5 июня во время телемоста «Санкт-Петербург – Ялта».