В центре пьесы – семья Василия Васильевича Бессеменова, зажиточного мещанина. В его  большом доме всегда многолюдно: жена, дочь Татьяна, сын Петр, воспитанник Нил, а также квартиранты, приживалы. Но нет мира и согласия под домашним кровом, фатально не совпадают взгляды, интересы, любовные страсти… Герои драмы совершают жизненный путь в сложных, переломных исторических условиях. Кризис  традиционной семьи, смена поколений, конфликты отцов и детей: модель семьи  - как модель мира, утратившего связь времен.

Пьеса М. Горького «Мещане» вошла в золотой фонд мировой драматургии. Тем не менее, после знаменитого спектакля Георгия Товстоногова 1966 года, петербургские театры не обращались к этому произведению. Режиссер Владимир Туманов решил нарушить паузу.


Режиссер-постановщик - Владимир ТУМАНОВ
Художник-постановщик - Александр ОРЛОВ
Художник по костюмам - Стефания ГРАУРОГКАЙТЕ
Художник по свету - Константин УДОВИЧЕНКО
Музыкальное оформление - Александр ЗАКРЖЕВСКИЙ
Педагог по вокалу - Виктор ВОЛНА

В спектакле заняты: народный артист России Юрий ИЦКОВ, заслуженная артистка России Надежда ЖИВОДЕРОВА, заслуженный артист России Сергей ЛЫСОВ, Илья НОСКОВ, Елена МАРТЫНЕНКО, Михаил НИКОЛАЕВ, Арсений МЫЦЫК, Алексей МАНЦЫГИН, Екатерина РЯБОВА, Мария ФЕФИЛОВА, Екатерина ЗОРИНА, Александр УДАЛЬЦОВ, Владимир БИРЮКОВ, Анна КОРОЛЕВА, Алина МУРЗАГАЛИЕВА, Оксана КУДЛАЙ, Ольга КОРЧАГИНА, Мария ГРИЦЮК
13 октября в 16 часов в Театральной библиотеке состоится творческая встреча общества "Театрал" с заслуженным артистом России, лауреатом Премии Правительства РФ Артемом Цыпиным. Ведущий артист Театра на Васильевском расскажет о любимых ролях в театре и кино, поставленных спектаклях, творческих планах, ответит на вопросы просвещенных театралов.

1 октября 2018 г. отмечает юбилей актриса театра, заслуженный работник культуры России Надежда Петровна Георгиева.

Надежда Георгиева окончила Азербайджанский государственный институт искусств им. М. Алиева по специальности «актер театра и кино», 12 лет проработала в ТЮЗе им. Горького г. Баку, где играла не только сказочных героинь, таких как Мальвина или киплинговская Кошка, но и вполне взрослые роли – Абигайль в «Стакане воды» Э. Скриба, Мари в комедии К. Манье «Блэз». 

В 1991 году, когда распался Советский Союз и начались события, связанные с Карабахом, бакинский ТЮЗ был закрыт, Надежда Георгиева покинула родной Баку и вместе с семьей переехала в Петербург. Здесь она работала в гатчинском детском театре «Встречи», затем в Ленинградском областном ТЮЗе. На этих сценах актриса создала яркую палитру ролей разнообразных сказочных героинь. 

В 2011 г. Надежда Георгиева пришла в Театр на Васильевском, где сразу же органично влилась в репертуар Камерной сцены. Мягким юмором, добротой и теплом окрашены созданные ею образы мам в спектаклях «Дядя Федор, кот и пес», «Новый год в Простоквашино» по произведениям Эдуарда Успенского. Отдельно стоит роль Матери в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» - узнаваемый образ женщины, в одиночку воспитывающей сына. Большой любовью публики пользуется проникновенная роль Тамары в спектакле «Последний троллейбус» по произведениям Александра Володина. 

На протяжении ряда лет Надежда Георгиева выполняла функции заведующей труппой Камерной сцены и пользовалась неизменным авторитетом среди коллег.

Желаем Надежде Петровне счастья, удачи, успеха!


19 сентября Владимир Анатольевич Туманов отмечает 65-летие

Владимир ТУМАНОВ – один из ведущих режиссеров Петербурга, создатель блистательных спектаклей, которые останутся в истории  театра, таких как «Утиная охота», «Бегущие странники» (Малый драматический театр); «Лунные волки», «Двенадцатая ночь», «Поздняя любовь», «Фантазии Фарятьева» (Молодежный театр на Фонтанке), «Тот этот свет», «Таня-Таня», «Дети солнца», «Дядя Ваня», «Проклятая любовь», «Идиот» и другие (Театр на Васильевском). Туманов учился у знаменитых педагогов-режиссеров – З.Я. Корогодского  и Л.А. Додина. Работал в Каунасе, Вильнюсе, в театрах Петербурга и других городов России. Поставленные им спектакли –лауреаты международных фестивалей в Словакии, Финляндии, Швеции, России, Сербии, номинанты и лауреаты высших театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит».

В 2011 г. В.А. Туманов назначен на пост главного режиссера Театра на Васильевском.Осуществленные им постановки русской классики снискали интерес критики и признание публики: «Островский, Чехов, Горький… Режиссер никогда не боялся браться за драматургию, имеющую богатый шлейф постановок. Он обладает несомненным даром видеть оригинальное в традиционном и привычном. Владимир Туманов всегда балансирует на грани: его собственное видение произведения не противоречит подробному и скрупулезному прочтению классического источника».(Е. Чукина.Пронзительна трагедия, рассказанная тихо // Невское время. 2012. 9 ноября).

Поставленные режиссером спектакли «Дети солнца» по М. Горькому и «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова номинированы на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».В 2013г. спектакль «Дети солнца» принял участие в Шестом Российском театральном фестивале им. Горького в Нижнем Новгороде, завоевав две  награды. Владимир Туманов  был отмечен дипломом за режиссерскую постановку.

Из интервью В.А. Туманова:

-Получив от Владимира Дмитриевича Словохотоваприглашение на должность главного режиссера, я  согласился. У нас есть договоренность на берегу,  и мы ее свято соблюдаем, за счет чего сохраняется баланс в отношенияхи в развитии театра. За этот период афиша пополнилась  постановками произведений Горького, Чехова, Достоевского, Гоголя, Островского, Гольдони. Не всякий театр возьмется так целенаправленно обозначить вектор, направленный на русскую классику. А Владимир Дмитриевич одобрил такую репертуарную тенденцию. Я же на нее внутренне имею право, поскольку все 90-е ставил только современную драматургию, и меня упрекали в том, что не ставлю классику.

У этой тенденции есть свои причины. Я не приемлю тот жестокий КВН, который вершится на основе русской классики, который сейчас обласкан критикой, я не вижу в нем ничего от внутренней сути, содержательности, контекста русского классического произведения. Люди, приезжающие из-за рубежа, говорят: мы хотим увидеть русский психологический театр. А он исчезает как народное достояние, как ценность, которую будет очень трудно вернуть, потому что наряду с этим уходит и актерская театральная школа. Я вовсе не кондовый консерватор, ничего подобного,  в 90-е годы вообще считался авангардистом,  я говорю о другом – о том, что психологический театр вмещает и «Дядю Ваню» Чехова, и «Чайную церемонию», почти сюрреалистический текст чудесного драматурга Строганова, идущий у нас на Камерной сцене.Я считаю, что недавняя наша премьера комедии Гольдони «Самодуры» абсолютно опирается на школу русского психологического театра,пусть и в игровом контексте.

Возвращаясь к той тенденции, которую поддержал Владимир Дмитриевич и театр,признаюсь, что это был довольно непростой выбор – классика. Сейчас у нас в театре есть фундаментальные опоры, на основе которых мы можем уже хулиганить, есть дом, на который теперь можно навешивать резные наличники, всякие узоры,украшения.

 

Критика о спектаклях Владимира Туманова

 «ДЯДЯ ВАНЯ»

 «И без того дурман, созданный русской водкой, ароматом антоновских яблок и представлениями о ценности каждого человека по его душевным качествам — штука опасная, загубившая на одной шестой части суши немало людей, публично изображавших из себя нечто, а на деле просадивших свои жизни ни за грош. Вот об этом, собственно, и спектакль». (Е. Омецинская. Дурман русской жизни // В любимом городе. 2012. №13-14, ноябрь).

«Кумиры здесь есть у всех, и это – главная мысль режиссера. Подмена, обман, фикция. Бесовщина, не исчезающая даже с криками петухов.  Все то, что принято говорить о пьесе «Дядя Ваня» — несбывшиеся надежды, обманутые иллюзии, «пропала жизнь» и т. д. — объясняется очень просто: ложные идеалы, поклонение миражам, подмена веры (в первую очередь, христианской — но не только!) знанием, которое на поверку оказывается ошибочным».(Л. Филатова. «MANET OMNES UNA NOX…» // Петербургский театральный журнал. Блог. 2012. 30 октября).

 «ИДИОТ»

«Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное».(Елена Чернакова «Идиот» на все времена //Сайт Около.02 Дек 2013.http://okolo.me/2013/12/idiot-na-vse-vremena/)

 «ЖЕНИТЬБА»

«Основная заслуга режиссёра Владимира Туманова состоит в том, что он, взяв за основу живой текст пьесы Гоголя, сумел создать невероятно современный и остроумный спектакль с грустным подтекстом. Причём спектакль именно смешной, а не пошлый, хотя эту грань, как все мы знаем, перейти легко. А в «Женитьбе» всё на своём месте». (http://musecube.org/?p=169598).

 «ГРОЗА»

«Наверное, главное достоинство спектакля Туманова – актуальность звучания Островского. Тут все отзывается сегодняшним смыслом: узнаваемо и по судьбе… Осознание этого особой радости и гордости за нас не вызывает. Но уж куда приплыли – туда приплыли…» (Александр Платунов.Приплыли… // Театральный город, 2016, №11).

«Все в этом спектакле условно и прихотливо. Татарин, вроде, немой, вдруг заговорит. Представление начинается пародийной клоунадой Кулигина и компании. Продолжается торжественным, почти танцевальным, выходом трех фольклорных красавиц (Кабанова, Катерина, Варвара). Зыбко, неопределенно время действия и место действия. «Плавает» статус персонажей. Кулигин Михаила Николаева с повадками бывалого «пахана», явно крупнее, чем бедный полусумасшедший философ-изобретатель. Катерина перед смертью заимствует у Феклуши экзотический наряд: муленружевскую огненно-красную шляпку и непристойный боевой окрас - знак греха, падения… Я бы не рекомендовал бежать на эту «Грозу» людям с традиционалистским мышлением; тем, кто не любит фарс, гротеск. Прочие будут следить за действием с интересом. В конце концов, и у нас случаются соблазны». (Евг. Соколинский. Соблазны у брандмауэра / "Гроза" в Театре на Васильевском //Страстной бульвар  Выпуск № 7-187/2016).

«САМОДУРЫ»

«В Театре на Васильевском – громкая весенняя премьера: режиссер Владимир Туманов представил спектакль «Самодуры» по пьесе прославленного итальянского драматурга Карло Гольдони. Получилась яркая и динамичная комедия – то, что нужно, чтобы отвлечься от серой действительности!У зрителя есть возможность наблюдать классическую «войну полов». В этой пьесе вечный спор мужчин и женщин заканчивается воцарением мира и гармонии во всех семействах. Но путь к этому оказывается непростым: будут и скандалы, и веселые розыгрыши, и масса смешных ситуаций. Наблюдать за развитием сюжета пьесы – одно удовольствие: заснуть вам точно не удастся». (Ольга Рябинина.Как обуздать самодуров и вернуть гармонию в семью // Метро, 2017, 13 апреля).  

Наряду с масштабными постановками русской классики В.А. Туманов создает цельные и страстные спектакли камерной формы по произведениям современных авторов. На протяжении почти 20 лет не сходил со сцены знаменитый спектакль «Таня-Таня» по пьесе Ольги Мухиной. Эта лирическая комедия удостоена премии «Золотой софит», номинирована на премию «Золотая маска» в нескольких номинациях.

Владимир Туманов осуществил первые постановки пьес «Проклятая любовь» Татьяны Москвиной и «Чайная церемония» Александра Строганова.

Поставленный Тумановым спектакль «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто получил диплом на международном фестивале «SOLO» в Москве (2015 г.) и премию на фестивале «Монокль» в Санкт-Петербурге (2017 г.).

19 мая 2018 года на Камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля "Смех лангусты" по пьесе канадского драматурга Джона Маррелла в постановке Владимира Туманова.

В юбилейном сезоне 2018 – 2019 гг. Владимир Анатольевич Туманов работает над постановкой спектакля «Мещане» по пьесе Максима Горького. 

 

 


14 сентября спектакль будет показан в г. Птуй на сцене Птуйского городского театра. 15 сентября его увидят в г. Крань на сцене Театра им. Франце Прошерна. 19 сентября «Долгий рождественский обед» будет показан в г. Стара Пазова на сцене Городского дома культуры. 20 сентября в г. Белград на сцене Театра «Ателье 212» Театр на Васильевском завершает гастрольный «Балканский тур».

Театр на Васильевском

Торнтон Уайлдер
Долгий рождественский обед

Перевод с английского – Сергей Черкасский
Режиссер-постановщик – Руслан Нанава
Художник-постановщик – Николай Слободяник
Художник по костюмам – Валерия Дергачева
Художник по свету - Валентин Бакоян
Педагог по вокалу - Екатерина Григорьева
В спектакле заняты: Светлана Щедрина, Асия Ишкинина, Арсений Мыцык, Татьяна Калашникова, заслуженная артистка России Надежда Живодерова, Булат Шамсутдинов, Никита Чеканов, Роман Зайдуллин, Анна Захарова.