Поздравляем с юбилеем главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова


19 сентября Владимир Анатольевич Туманов отмечает 65-летие

Владимир ТУМАНОВ – один из ведущих режиссеров Петербурга, создатель блистательных спектаклей, которые останутся в истории  театра, таких как «Утиная охота», «Бегущие странники» (Малый драматический театр); «Лунные волки», «Двенадцатая ночь», «Поздняя любовь», «Фантазии Фарятьева» (Молодежный театр на Фонтанке), «Тот этот свет», «Таня-Таня», «Дети солнца», «Дядя Ваня», «Проклятая любовь», «Идиот» и другие (Театр на Васильевском). Туманов учился у знаменитых педагогов-режиссеров – З.Я. Корогодского  и Л.А. Додина. Работал в Каунасе, Вильнюсе, в театрах Петербурга и других городов России. Поставленные им спектакли –лауреаты международных фестивалей в Словакии, Финляндии, Швеции, России, Сербии, номинанты и лауреаты высших театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит».

В 2011 г. В.А. Туманов назначен на пост главного режиссера Театра на Васильевском.Осуществленные им постановки русской классики снискали интерес критики и признание публики: «Островский, Чехов, Горький… Режиссер никогда не боялся браться за драматургию, имеющую богатый шлейф постановок. Он обладает несомненным даром видеть оригинальное в традиционном и привычном. Владимир Туманов всегда балансирует на грани: его собственное видение произведения не противоречит подробному и скрупулезному прочтению классического источника».(Е. Чукина.Пронзительна трагедия, рассказанная тихо // Невское время. 2012. 9 ноября).

Поставленные режиссером спектакли «Дети солнца» по М. Горькому и «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова номинированы на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».В 2013г. спектакль «Дети солнца» принял участие в Шестом Российском театральном фестивале им. Горького в Нижнем Новгороде, завоевав две  награды. Владимир Туманов  был отмечен дипломом за режиссерскую постановку.

Из интервью В.А. Туманова:

-Получив от Владимира Дмитриевича Словохотоваприглашение на должность главного режиссера, я  согласился. У нас есть договоренность на берегу,  и мы ее свято соблюдаем, за счет чего сохраняется баланс в отношенияхи в развитии театра. За этот период афиша пополнилась  постановками произведений Горького, Чехова, Достоевского, Гоголя, Островского, Гольдони. Не всякий театр возьмется так целенаправленно обозначить вектор, направленный на русскую классику. А Владимир Дмитриевич одобрил такую репертуарную тенденцию. Я же на нее внутренне имею право, поскольку все 90-е ставил только современную драматургию, и меня упрекали в том, что не ставлю классику.

У этой тенденции есть свои причины. Я не приемлю тот жестокий КВН, который вершится на основе русской классики, который сейчас обласкан критикой, я не вижу в нем ничего от внутренней сути, содержательности, контекста русского классического произведения. Люди, приезжающие из-за рубежа, говорят: мы хотим увидеть русский психологический театр. А он исчезает как народное достояние, как ценность, которую будет очень трудно вернуть, потому что наряду с этим уходит и актерская театральная школа. Я вовсе не кондовый консерватор, ничего подобного,  в 90-е годы вообще считался авангардистом,  я говорю о другом – о том, что психологический театр вмещает и «Дядю Ваню» Чехова, и «Чайную церемонию», почти сюрреалистический текст чудесного драматурга Строганова, идущий у нас на Камерной сцене.Я считаю, что недавняя наша премьера комедии Гольдони «Самодуры» абсолютно опирается на школу русского психологического театра,пусть и в игровом контексте.

Возвращаясь к той тенденции, которую поддержал Владимир Дмитриевич и театр,признаюсь, что это был довольно непростой выбор – классика. Сейчас у нас в театре есть фундаментальные опоры, на основе которых мы можем уже хулиганить, есть дом, на который теперь можно навешивать резные наличники, всякие узоры,украшения.

 

Критика о спектаклях Владимира Туманова

 «ДЯДЯ ВАНЯ»

 «И без того дурман, созданный русской водкой, ароматом антоновских яблок и представлениями о ценности каждого человека по его душевным качествам — штука опасная, загубившая на одной шестой части суши немало людей, публично изображавших из себя нечто, а на деле просадивших свои жизни ни за грош. Вот об этом, собственно, и спектакль». (Е. Омецинская. Дурман русской жизни // В любимом городе. 2012. №13-14, ноябрь).

«Кумиры здесь есть у всех, и это – главная мысль режиссера. Подмена, обман, фикция. Бесовщина, не исчезающая даже с криками петухов.  Все то, что принято говорить о пьесе «Дядя Ваня» — несбывшиеся надежды, обманутые иллюзии, «пропала жизнь» и т. д. — объясняется очень просто: ложные идеалы, поклонение миражам, подмена веры (в первую очередь, христианской — но не только!) знанием, которое на поверку оказывается ошибочным».(Л. Филатова. «MANET OMNES UNA NOX…» // Петербургский театральный журнал. Блог. 2012. 30 октября).

 «ИДИОТ»

«Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное».(Елена Чернакова «Идиот» на все времена //Сайт Около.02 Дек 2013.http://okolo.me/2013/12/idiot-na-vse-vremena/)

 «ЖЕНИТЬБА»

«Основная заслуга режиссёра Владимира Туманова состоит в том, что он, взяв за основу живой текст пьесы Гоголя, сумел создать невероятно современный и остроумный спектакль с грустным подтекстом. Причём спектакль именно смешной, а не пошлый, хотя эту грань, как все мы знаем, перейти легко. А в «Женитьбе» всё на своём месте». (http://musecube.org/?p=169598).

 «ГРОЗА»

«Наверное, главное достоинство спектакля Туманова – актуальность звучания Островского. Тут все отзывается сегодняшним смыслом: узнаваемо и по судьбе… Осознание этого особой радости и гордости за нас не вызывает. Но уж куда приплыли – туда приплыли…» (Александр Платунов.Приплыли… // Театральный город, 2016, №11).

«Все в этом спектакле условно и прихотливо. Татарин, вроде, немой, вдруг заговорит. Представление начинается пародийной клоунадой Кулигина и компании. Продолжается торжественным, почти танцевальным, выходом трех фольклорных красавиц (Кабанова, Катерина, Варвара). Зыбко, неопределенно время действия и место действия. «Плавает» статус персонажей. Кулигин Михаила Николаева с повадками бывалого «пахана», явно крупнее, чем бедный полусумасшедший философ-изобретатель. Катерина перед смертью заимствует у Феклуши экзотический наряд: муленружевскую огненно-красную шляпку и непристойный боевой окрас - знак греха, падения… Я бы не рекомендовал бежать на эту «Грозу» людям с традиционалистским мышлением; тем, кто не любит фарс, гротеск. Прочие будут следить за действием с интересом. В конце концов, и у нас случаются соблазны». (Евг. Соколинский. Соблазны у брандмауэра / "Гроза" в Театре на Васильевском //Страстной бульвар  Выпуск № 7-187/2016).

«САМОДУРЫ»

«В Театре на Васильевском – громкая весенняя премьера: режиссер Владимир Туманов представил спектакль «Самодуры» по пьесе прославленного итальянского драматурга Карло Гольдони. Получилась яркая и динамичная комедия – то, что нужно, чтобы отвлечься от серой действительности!У зрителя есть возможность наблюдать классическую «войну полов». В этой пьесе вечный спор мужчин и женщин заканчивается воцарением мира и гармонии во всех семействах. Но путь к этому оказывается непростым: будут и скандалы, и веселые розыгрыши, и масса смешных ситуаций. Наблюдать за развитием сюжета пьесы – одно удовольствие: заснуть вам точно не удастся». (Ольга Рябинина.Как обуздать самодуров и вернуть гармонию в семью // Метро, 2017, 13 апреля).  

Наряду с масштабными постановками русской классики В.А. Туманов создает цельные и страстные спектакли камерной формы по произведениям современных авторов. На протяжении почти 20 лет не сходил со сцены знаменитый спектакль «Таня-Таня» по пьесе Ольги Мухиной. Эта лирическая комедия удостоена премии «Золотой софит», номинирована на премию «Золотая маска» в нескольких номинациях.

Владимир Туманов осуществил первые постановки пьес «Проклятая любовь» Татьяны Москвиной и «Чайная церемония» Александра Строганова.

Поставленный Тумановым спектакль «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто получил диплом на международном фестивале «SOLO» в Москве (2015 г.) и премию на фестивале «Монокль» в Санкт-Петербурге (2017 г.).

19 мая 2018 года на Камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля "Смех лангусты" по пьесе канадского драматурга Джона Маррелла в постановке Владимира Туманова.

В юбилейном сезоне 2018 – 2019 гг. Владимир Анатольевич Туманов работает над постановкой спектакля «Мещане» по пьесе Максима Горького.