Дата спектакля
25.04.2019
ИДИОТ
Звезды театра и кино в режиссерской работе Владимира Туманова. Мир Достоевского в прекрасных деталях. Взрывы внутренней энергии на сцене. Волшебство. Легенда. Миф.
подробнее
Дата спектакля
26.04.2019
МЕЩАНЕ
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва. Закрытие Международного театрального фестиваля "ЛОФТ"
подробнее
Дата спектакля
27.04.2019
ГРОЗА
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
подробнее
Дата спектакля
28.04.2019
САМОДУРЫ
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива!
подробнее
Дата спектакля
30.04.2019
Бесприданница
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц.
подробнее
Дата спектакля
01.05.2019
Чисто семейное дело
Звезды театра и кино в искрометной комедии! Каскад неожиданностей, сюрпризы с переодеваниями, ошарашенные коллеги, жены и любовницы, перепутанные родители, в общем – чисто семейное дело…
подробнее

ГРОЗА - 7 марта Драматический театр на Васильевском представил свою версию пьесы Островского «Гроза»

Позадумке режиссера Владимира Туманова, уже сотни раз поставленное произведение классика должно предстать в новом для зрителя свете – предельно современном и максимально удаленном от школьных уроков литературы.


История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия воплотилась в трехчасовую постановку, которую, пожалуй, все-таки интереснее смотреть помня свое школьное сочинение, статью Добролюбова и, конечно же, сам сюжет и героев пьесы.

Любопытно сравнивать образы, анализировать различия в характерах и декорациях, подмечать новшества и привнесенную режиссером символику.

У Туманова все начинается в лодке, все действие крутится вокруг нее. В ней умещается весь город Клинов – все эти герои в одной лодке, прозрачно намекает режиссер.

Открывается занавес и перед зрителем – картина беспроглядного пьянства. Иллюстрация болотной мещанской среды? Болотной, наверняка, не зря же на сцене лодка, на которой уплыть героям далеко не удается. Но вот мещан сто лет как не существует, а персонажи из лодки все еще актуальны для зрителя. В первом действии у Туманова действующих лиц больше, чем у Островского. У Кулигина в собутыльниках Кудряш, Шапкин и новый герой – немой гармонист. Благодаря последнему эта троица чем-то напоминает знаменитых Труса, Балбеса и Бывалого. Герои пьянствуют и злоупотребляют фольклором – песнями и частушками. Типичная русская деревня, типичные русские мужики. А, может, даже и не деревня. Такие, как Кулигин, пожалуй, встречаются, в подворотнях на окраинах всех городов России (в одной из сцен он даже садится на корточки, явно пародируя современного гопника). Все сцены с Кулигиным, диалоги и беседы комичны и колоритны. В похожем свете предстает и купец Дикой. Его деспотической натуры почти не видно. Он комичен, неуклюж и постоянно безобидно пьян. Зал смеется над ними от души, этого ли ждалось от драмы?

Борис появляется в костюме, шляпе и с саксофоном – он точно из другого города, и, скорее, даже континента и эпохи. Но вся эта «американщина» 1960-х быстро уходит. Пьет Борис совсем по-русски. Он быстро оказывается в лодке, хоть и кажется в ней чужаком. Интеллигентный, образованный, но слабохарактерный и добродушный – почти как у Островского.

Зритель с нетерпением ждет женские образы. Деспотичная свекровь и бедная замученная Катерина помнятся из пьесы больше других. Но, кажется, что в спектакле акценты расставлены по-другому, режиссер увлекается изображением картин пьянства, задерживая выход главных героинь.

Наконец они появляются — каждая со своим характером. Кабаниха — властно с Тихоном под руку, Катерина — робко и грустно, Варя — кокетливо и смешливо.

На «Грозу» Туманова стоит сходить хотя бы ради Кабанихи, которую талантливо играет народная артистка России Наталья Кутасова. С хитрой улыбкой любимая многими актриса действительно колоритно раздражает. В роли Екатерины – лауреат премии Правительства России Елена Мартыненко. Главная героиня кажется серьезной и зрелой, Катерина Островского представлялась более хрупкой, может быть, потому что это было в школе. Но «Гроза» Туманова вряд ли создана для облегчения освоения школьной программы, спектакль рассчитан на публику, уже знакомую с «Грозой», публику, которая уже когда-то переживала за Катерину и теперь может просто вспомнить, как это было. В целом у Туманова Катерина так любит Бориса и так сходит с ума после своей измены, что ей не успеваешь сочувствовать, за ней просто наблюдаешь — все это похоже больше на пародию, чем на трагедию несчастного «луча в темном царстве».

Насколько Катерина сдержанная и рассудительная, настолько ее супруг Тихон нервный и неуравновешенный. В первый же сцене он, дурачась, обменивается головными уборами с женой: надевает ее платок, отдавая ей свою кепку, как бы сразу расставляя роли в их семействе. Крученный и слабохарактерный пьяница Тихон вызывает жалость, как и положено. Но в отличие от Островского, режиссер не даст ему право последнего бунта. В спектакле он до конца останется безмолвным «маменькиным подкаблучником». А после разоблачения катиной измены еще и по необъяснимым причинам у него откажут ноги (видимо от горя).

В целом, в постановке много юмора, частушек и песен. Эффектный финал, к которому не хочется давать «спойлеров», чтобы сохранить впечатления для будущих зрителей. Туманову удалось осовременить классику, по-своему «освежить» героев, и сделать из драмы комедию, полную пародий на знакомых со школы героев.

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра на Васильевском