Премьера
22.05.2018
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам.
подробнее
Премьера
23.05.2018
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам.
подробнее
Дата спектакля
24.05.2018
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига, в которой фигурируют жены и мужья, любовники и любовницы, черный дипломат с...
подробнее
Дата спектакля
24.05.2018
Русское варенье
Спектакль - лауреат премии "Золотой софит", номинант премии "Золотая маска". Это современная история современной русской интеллигенции. История, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Антона...
подробнее

Пресса о спектакле "ИДИОТ"

Cпектакль "Идиот" в театре на Васильевском

В театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Идиот». Режиссер Владимир Туманов трактует произведение Достоевского как миф о борьбе противоположностей: добра и зла, порока и добродетели, гордыни и жертвенности.

В новой постановке минимум декораций, а место действия обозначено довольно условно - все происходит на фоне белой стены и темных арочных проемов.Благодаря этому, несмотря на точное и последовательное воспроизведение романа, кажется, что описанные события не привязаны к месту или ко времени. Великодушие и человечность Льва Николаевича, темная, почти животная страсть Рогожина, нарочитая порочность Настасьи Филипповны и целомудренная чистота Аглаи – все это крайности человеческой натуры, которые существуют вне эпохи и всегда противопоставлены друг другу.


С самого начала действия основные черты героев преподносятся несколько утрировано: Рогожин пьет водку из горла еще в вагоне поезда, в сцене знакомства с князем. При первой встрече с генералом Епанчиным князь Мышкин нелепо собирает раскрошенную сушку с ладони, делая это, как застенчивый ребенок или как... идиот. Когда Настасью Филипповну «торгуют» на званом ужине, она не просто горда и лихорадочно нетерпелива, она эротична и даже порочна. Как скажет Аглая в сцене решающего объяснения: «будь у вас меньше позору или не будь его вовсе, вы были бы несчастнее». Настасья Филипповна бравирует своей откровенностью, и Аглая, этот хороший и добрый ребенок, как говорил про нее князь, во втором действии меняет свое невинное белое девичье платье на вызывающе алый наряд. «Я все запрещенные книги прочла» - говорит она князю гордо. И даже в этом остается еще неопытным ребенком.


На протяжении всего спектакля от сцены к сцене появляется девочка – как воспоминание о счастливых годах в Швейцарии в окружении местных детей, как воплощение всего детского и наивного в Аглае, как давно оплаканная и оставленная в прошлом невинность Анастасии Филипповны. Да и сам князь – большой ребенок. И самая большая сложность - сыграть так, чтобы зритель верил в прозорливый ум Льва Николаевича, но понимал, за что окружающие считают его идиотом. Исполнитель главной роли Арсений Мыцык, блестяще справился со своей задачей. Он проживает три часа спектакля так непосредственно и искренне, что ни на секунду не приходится усомниться в душевных качествах его героя.


Не менее правдиво сыграны остальные роли. Рогожин в исполнении Игоря Бессчастнова вызывает одновременно жуткий страх и щемящее чувство жалости, когда надевает обручальное кольцо на палец любимой, но непокоренной, убитой им же самим женщине. Екатерина Зорина в роли Настасьи Филипповны неизменно держит на себе внимание зала, а Екатерина Рябова противопоставляет ей горделивую красавицу Аглаю. И большие, и маленькие роли проработаны с вниманием и безукоризненной точностью. Наталья Кутасова в роли генеральши Елизаветы Прокофьевны покоряет своей безыскусностью, Фердыщенко в исполнении Михаила Николаева заставляет весь зал от души веселиться. А благодаря игре Дмитрия Евстафьева начинаешь верить, что камердинер – самая благородная на свете профессия. И только Евгений Павлович, воплощение русского помещика-джентльмена, удивил отсутствием манер и карикатурностью образа.

Впрочем, удивляться здесь нечему: сценическая постановка неизбежно отличается от раз и навсегда вписанного в книжные рамки первоисточника. Это театральная магия, которая позволяет определять спектакль как миф, содержащий в себе свою собственную истинность, принципиальную достоверность и закономерную структуру.
подробнее >>

"Идиот" на все времена

29 ноября Театр на Васильевском представил зрителю спектакль «Идиот» по именитому роману Ф. М. Достоевского. Удивительная вещь – Федор Михайлович никогда не писал пьес, но его произведения год от года становятся предметом вдохновения для режиссеров. Это классика, не теряющая актуальности. Классика, не выходящая из репертуара театров. 

 

Поставить столь глобальное произведение в масштабах камерной сцены – задача не из легких. Мир Ф. М. Достоевского пространен, обширен. И хотя его романы достаточно сценичны, не многим удается в полной мере передать динамику сюжета и драматичность действия. Творческая команда Театра на Васильевском с этой задачей справилась, и справилась блестяще.

Режиссер-постановщик спектакля Владимир Туманов задумал показать зрителю миф (в философском ключе), с  тонкой символикой и глубиной деталей. Лаконичные декорации не только сконцентрировали зрительское внимание на действии, но и послужили поддержкой выражению авторской мысли. Круглая комната, напоминающая арену, круглый стол и 11 стульев — и вот  движение тоже потекло по замкнутому кругу, из которого вырваться не удастся никому из героев.

 

Сюжет на сцене развивается стремительно. Время и пространство романа проносятся с невероятной скоростью, но абсолютно нет ощущения, что события выхвачены из контекста. Всё очень логично, правильно, закономерно. Зритель наблюдает за внутренним действием, внутренним конфликтом и лишь по тонким чертам и намекам вспоминает, что та или иная сцена происходила в вагоне поезда, на квартире Гани или на даче Епанчиных в Павловске.

 

Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное.

Распределение ролей – дополнительная интрига. В постановке задействованы как народные и заслуженные артисты, так и талантливая молодежь.



Князь Мышкин в исполнении молодого перспективного актера Арсения Мыцыка покоряет простодушием, искренностью, открытостью. Именно таким и должен быть главный герой романа Ф. М. Достоевского, соединивший в себе прообразы Христа и Дона Кихота. Великолепен Рогожин (его в премьерном спектакле играет популярный артист театра и кино Илья Носков). Разрываемый страстями, противоречиями, это мощный образ, один из самых ярких в спектакле. Настасья Филипповна (исполнительница роли — Елена Мартыненко) подверглась наибольшему влиянию режиссерской трактовки характера. Горделивая и своенравная, инфернальная и роковая, страдающая, надломленная – героиня в минуты откровения перешагивает черту, и звучат не просто разбитные нотки, а эротизм в чистом виде. Частично это переходит и на образ Аглаи (В. Туманов уподобляет оные характеры чуть больше, чуть сильнее привычного). В целом актерская игра не оставляет пререканий, даже небольшие роли исполнены великолепно. Сумасшедший, лихорадочный мир романа живо воплощен в пьесе и не отпускает до последнего.

 

Премьера спектакля вновь доказала актуальность Ф. М. Достоевского. Это та классика, которую не нужно осовременивать искусственно, классика на века. Ф. М. Достоевский гениален, бесспорно. Но неоспорима и гениальность В. Туманова, с его смелым и свежим взглядом, но при том бережным отношением к деталям. Наверное, лишь такой синтез и дает великолепные сценические произведения.

Текст: Елена Чернакова

Фото: Олег Кутейников

подробнее >>

Премьера. В пламени чувств

Конец ноября ознаменовался премьерой спектакля «Идиот» в театре на Васильевском – сценическая композиция, представленная главным режиссером театра Владимиром Тумановом. Спектакль представляет собой новую версию знаменитой постановки Товстоногова середины ХХ века – тогда князя Мышкина играл незабвенный Иннокентий Смоктуновский. В современной же версии спектакля главную роль исполняет Арсений Мыцык – молодой актер, выпускник Санкт-Петербургской театральной академии.

Успешному попаданию актера в роль способствовали не только талант и упорная работа над ролью – ведь подготовка к спектаклю шла год – но и удивительное соответствие внешности актера сыгранному персонажу. Весь его образ: манера держаться, говорить, смотреть так, будто широко раскрытые глаза – действительно, зеркала, отражающие душу – демонстрирует такую искренность и доброту, что не позволяет усомниться в его отрешенности от реального мира: перед нами – идиот, или иначе — человек, живущий в отрыве от жизни общества. Чистота души Льва Николаевича не омрачена постыдными помыслами и грехами — ее яркий свет, идущий изнутри, невозможно игнорировать. И обитателей порочного мира, в котором он очутился, неподвластно для них влечет к нему — он изумителен и притягателен, будто бы прикоснуться к нему обещает всякому очиститься от скверны.

подробнее >>

Миф по Достоевскому

Немногим классическим произведениям русской литературы повезло быть так часто экранизированными, поставленными в театре, да и попросту «переворованными» разными умельцами как «Идиоту» Достоевского. Видимо, дело в особой магии событий, изложенных в романе, которая на протяжении уже почти полутора веков притягивает внимание публики.

29 ноября 2013 года на сцене Театра на Васильевском состоялась долгожданная премьера спектакля Владимира Туманова «Идиот. Миф», в котором хорошо известный роман представлен с совсем другой стороны.

Казалось бы, все как всегда. Тот же князь Мышкин приезжает в Петербург к тем же Епанчиным. Также заводит дружбу с Рогожиным, болезненно влюбляется в Настасью Филипповну и точно также под занавес окончательно сходит с ума над ее трупом.

Однако даже в самом названии постановки скрыта мысль, принципиально отличающая это прочтение от предыдущих. На протяжении всего спектакля складывается впечатление, что происходящее на сцене и не происходит вовсе, а только кажется. Слишком уж гротескными, нереальными выглядят персонажи. Князь Мышкин с венком на голове то такой наивный, то невероятно мудрый и рассудительный. Истеричная Настасья Филипповна, самоотверженно отдающая возлюбленного другой женщине. Аглая Ивановна, поначалу робкая и нежная, но весьма решительная под конец. Будто, это и вправду миф, услышанный когда-то.

подробнее >>