Дата спектакля
20.01.2019
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании.
подробнее
Премьера
20.01.2019
Мой бедный Марат
В полуразрушенном ленинградском доме случайно встречаются трое: двое мужчин и женщина...
подробнее
Дата спектакля
24.01.2019
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них...
подробнее
Дата спектакля
24.01.2019
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана – потрясающая история любви. Татьяна Калашникова и Михаил Николаев играют на пределе человеческих возможностей.
подробнее
Дата спектакля
25.01.2019
Эти свободные бабочки
Знаменитая бродвейская комедия, полная ярких реприз и задорных диалогов с участием звезд театра и кино. История любви парня из богатой семьи и девушки, мечтающей стать актрисой.
подробнее

Пресса о спектакле "МЕЩАНЕ"

«Мещане» в Театре на Васильевском: Буря под вечным абажуром

Эта пьеса не ставилась в нашем городе с 1966 года, после легендарного спектакля Георгия Товстоногова с участием Евгения Лебедева, Николая Трофимова и Кирилла Лаврова. Больше к «Мещанам» в Ленинграде-Петербурге никто не обращался, да и во всей России в последние годы случилась только пара примечательных постановок - в Казани, и еще в МХТ, где над Горьким вдоволь наигрался Кирилл Серебренников.

Горький против Шерлока Холмса

Ничего удивительного в этом нет. Тема конфликта поколений избита, Горький в последние годы популярностью не пользуется ни у режиссеров, ни у зрителей. А планку, поставленную еще тем, легендарным БДТ, преодолеть очень сложно, если вообще возможно.

Вызов принял главный режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов. Он не побоялся взять в работу материал, который, по большому счету, всегда был некстати.

 

Стоит задуматься: «Мещане» были написаны в 1901 году. В России - расцвет модерна. Изогнутые плавные линии, вычурность, предельная декоративность и зашкаливающая отдаленность от всего земного буквально во всем - от живописи и поэзии до предметов декоративно-прикладного искусства. На театральных сценах - сплошные интриги и фарсы. В одном Петербурге - несколько вариантов похождений Шерлока Холмса, а также пользовавшиеся бешеной популярностью сочинения «Брачная ерунда», «Человек о ста головах», «В чужой постели» и т.п.

И вдруг появляется мощный голос с рассказом о ломающемся укладе городской семьи, о трагическом несовпадении в жизни, казалось бы, родных людей. Об ответственности за собственное будущее - а значит, и за судьбу своей страны. Казалось бы - что могло быть враждебнее, инороднее для царившего в ту пору мистического флера модерна?

Но первую пьесу Максима Горького не просто заметили. После появления в 1902 году сначала на петербургской, а после и на московской сцене, «Мещане» получают Грибоедовскую премию как лучшее драматическое произведение. А ведь язык пьесы чрезвычайно сложен - не каждый одолеет. Но тот, кто прочтет, не сможет не поразиться, с каким мастерством выписаны образы, до какого накала доведен драматизм действия.

Отпихивая ближних

В качестве реверанса эпохе, в которую появились «Мещане», над сценой Театра на Васильевском свисает абажур в стиле Тиффани, а вовсе не привычный, обывательский, с висюльками. Еще большой резной буфет отсылает к началу прошлого века. Больше никаких привязок к минувшему нет - то, что происходило в зажиточном доме Василия Васильевича Бессеменова, может происходить - и наверняка происходит - и сейчас.

Сын Петр и дочь Татьяна считают родителей отжившими свое, их ценности - архаичными, жизненный уклад - невыносимым. Старинные благочестие и понятие о нравственности расцениваются как пережитки. Сейчас бы сказали с иронией - скрепы. Очень актуальная картина и для наших дней, что только подтверждает: «Мещане» - настоящая классика, на все времена. Новое поколение хочет на волю. Петр - снова, он уже провел три года в университете, откуда был исключен за неблагонадежность. А Таня воли никогда и не знала, ограничившись учительской долей и уделом старой девы.

Но жизнь рвется отовсюду. Она заключена и в животной брутальности приемного сына Бессеменова Ниле, предмете тайных помыслов Татьяны. Жизнь манит Петра в постель вдовы тюремного надзирателя Елены Николаевны, которая снимает комнату в мещанском доме. Даже у странного птицелова Перчихина и то своя жизнь, пусть неприкаянная, зато протекающая в ладу с природой. И кухарка Степанида органична в своем лукавстве и взбалмошном нраве.


Бессеменовым остается только со всей силы отпихиваться один от другого. Все разговаривают на повышенных тонах, кричат, порой даже вопят. И только приживал в доме Василия Васильевича, непутевый певчий Тетерев, являет собой саму мудрость, формулируя максимы, с которыми не поспоришь. «Вы знаете, почему в России много пьяниц? Потому что быть пьяницей удобно. Пьяниц у нас любят». И персонаж сам с охотой скрывается за этими словами.

Гуманистический посыл

Успех спектакля в первую очередь зависит от актеров. В новых «Мещанах» веришь каждому артисту. Все образы органичны. И Татьяна в своем самоубийственном полубезумии (Екатерина Рябова). И не склонный к рефлексиям Нил (Алексей Манцыгин) - мускулистое чувственное животное, чувствующий себя хозяином в доме, выбравший в спутницы не нервическую Таню, а классово близкую дочь птицелова Полю (Мария Грицюк), которая облачает суженого в многозначительно красную рубаху. Михаил Николаев в роли Тетерева в этот вечер был любимцем публики.

С особым трепетом зрители отнеслись к артистам старшего поколения, играющим персонажей, по которым время проехалось сильнее всего. Торговец птицами Перчихин в исполнении Сергея Лысова - плохо одетый человек, которого ни в коем случае не примут в «приличном» обществе, а вот в мещанском доме Бессеменовых до поры до времени терпели. Он простодушно вздумал проповедовать правду - и был изгнан. «Ведь ежели по совести сказать - все вы дураки!» Кто же такое позволит в свой адрес?

Акулина Ивановна и Василий Васильевич Бессеменовы - трагический дуэт. И Надежда Живодерова с Юрием Ицковым не пожалели сил, выложились на все сто. Эти образы принято интерпретировать в качестве носителей изжившей себя идеологии, ретроградов, не понимающих порывов собственных детей. Но в этой постановке именно их жальче всего.

Много объяснять здесь не нужно. Достаточно посмотреть на себя - таких современных и активных. И на своих родителей - потерявшихся на смене жизненного уклада, общественных ценностей, беззащитных перед цифровой эпохой, уничтоживших рукописные письма и вечерние посиделки с домино. То же самое и в «Мещанах» - только гаджетов тогда не было.

Одинокая фигура несчастного, обездоленного Василия Бессеменова в финале становится кульминацией спектакля, заставляющей вспомнить зрителя как об ответственности перед уходящим поколением, так и о важности поисков взаимопонимания со своими потомками. В этом глубокий гуманистический посыл премьеры Театра на Васильевском.

подробнее >>

«Мещане» Максима Горького: премьера в Театре на Васильевском

50 с лишним лет пришлось дожидаться новой сценической версии пьесе Горького «Мещане», над постановщиками витал призрак знаменитого спектакля Георгия Товстоногова. И вот премьера – в Театре на Васильевском. Почему сейчас? 150 лет со дня рождения писателя. Но актуально даже в контексте современных пьес.

Действующие лица: мещане, заурядные обыватели провинциального городка, по-прежнему распятые между «хочу» и «должен». Другое дело, что социальная подоплека их жизни изменилась, во всяком случае выход, который предлагал автор – буревестник революции, уже не способен воодушевить зрителя. Впрочем, постановщик Владимир Туманов предпочел сконцентрироваться на драматургии вечных семейных ценностей.

Вот и до драки дошло. А перед этим долгие ссоры, обиды, укоры, попреки – все разновидности семейных сцен. Свою трактовку горьковских «Мещан» Владимир Туманов подчеркнул словом – сцены. По всей видимости, имея в виду, что бурные выяснения отношений между родителями и детьми сохраняют вневременную и социальную актуальность. Многие семьи все также несчастны, и не потому, что родные не любят друг друга. Именно любовь разрушает их жизнь. Проявляясь в той нарочитой форме, в которой закатывают скандалы любящие друг друга люди. По выражению одного из персонажей, из всех оттенков играют фортиссимо, в этой чрезмерной эмоции разворачивается сам спектакль. 

Маленький мирок главного героя, весь зарос фикусом, подоконная ботаника всех сортов оплела сцену, макушками ушли в потолок. Росло и выросло, как дети. Вот только сами дети не желают оставаться в черном лесу, у них новая жизнь. Реакция Бессеменова больше, чем обычное мещанская ревность: «в образованные пошел». Это страшная родительское ощущение, что кто-то или что-то крадет его детей. Были такими как я, а станут как они? По какому праву! Страшно видеть несчастными детей, но еще ужаснее признать, что ты им не нужен...

подробнее >>