Дата спектакля
21.05.2019
Дядя Ваня
Знаменитая пьеса А.П. Чехова в неожиданной постановке главного режиссера Театра на Васильевском Владимира Туманова. Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает.
подробнее
Дата спектакля
22.05.2019
МЕЩАНЕ
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва. 
подробнее
Дата спектакля
23.05.2019
Бесприданница
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц.
подробнее
Дата спектакля
25.05.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни».
подробнее
Дата спектакля
26.05.2019
ГРОЗА
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
подробнее
Дата спектакля
29.05.2019
Мертвые души Гоголя ПРЕМЬЕРА
По мотивам поэмы Николая Гоголя. Ася Волошина — один из самых заметных современных российских драматургов. Ее пьесы идут в театрах по всей стране и за ее пределами.
подробнее

МЕЩАНЕ - «Мещане» Максима Горького: премьера в Театре на Васильевском

50 с лишним лет пришлось дожидаться новой сценической версии пьесе Горького «Мещане», над постановщиками витал призрак знаменитого спектакля Георгия Товстоногова. И вот премьера – в Театре на Васильевском. Почему сейчас? 150 лет со дня рождения писателя. Но актуально даже в контексте современных пьес.

Действующие лица: мещане, заурядные обыватели провинциального городка, по-прежнему распятые между «хочу» и «должен». Другое дело, что социальная подоплека их жизни изменилась, во всяком случае выход, который предлагал автор – буревестник революции, уже не способен воодушевить зрителя. Впрочем, постановщик Владимир Туманов предпочел сконцентрироваться на драматургии вечных семейных ценностей.

Вот и до драки дошло. А перед этим долгие ссоры, обиды, укоры, попреки – все разновидности семейных сцен. Свою трактовку горьковских «Мещан» Владимир Туманов подчеркнул словом – сцены. По всей видимости, имея в виду, что бурные выяснения отношений между родителями и детьми сохраняют вневременную и социальную актуальность. Многие семьи все также несчастны, и не потому, что родные не любят друг друга. Именно любовь разрушает их жизнь. Проявляясь в той нарочитой форме, в которой закатывают скандалы любящие друг друга люди. По выражению одного из персонажей, из всех оттенков играют фортиссимо, в этой чрезмерной эмоции разворачивается сам спектакль. 

Маленький мирок главного героя, весь зарос фикусом, подоконная ботаника всех сортов оплела сцену, макушками ушли в потолок. Росло и выросло, как дети. Вот только сами дети не желают оставаться в черном лесу, у них новая жизнь. Реакция Бессеменова больше, чем обычное мещанская ревность: «в образованные пошел». Это страшная родительское ощущение, что кто-то или что-то крадет его детей. Были такими как я, а станут как они? По какому праву! Страшно видеть несчастными детей, но еще ужаснее признать, что ты им не нужен.

Все дети разные, но симпатии к ним иные, чем расставлял когда-то великий пролетарский писатель. «Кто работает, тот и хозяин», – в словах Нила теперь не зарницы очищающей бури, а лишь звериная сила. Садясь, как за пулемет, строчить жениху кумачовую рубашку, без всякой робости ведет себя и Поля. Но главная неожиданность – Тетерев: язвительный обличитель, глас безжалостной правды, здесь уже не судит, а как конферансье, мягко отпускает остроумные замечания.

Здесь, как в «Короле Лире»: с первых же сцен становится ясна канва – неприятный старик не может жить без привязанности своих детей. Тот, кто, требуя ее, обижается, корит, кричит или тихо точит близких, пилит под собой сук. Можно вспомнить и другой средневековый миф - о Нибелунгах. Вотан создал свободного Зигфрида, а увидев, что Зигфрид свободен, разгневался. Сама мысль, что цель родителей – стать ненужными своим детям, по-прежнему вызывает мощнейшее сопротивление. И делает актуальными назидательные сцены. Их со средних веков методисты рекомендуют для среднего и старшего возраста. 

Вячеслав Резаков,
программа "Культурная эволюция",
телеканал "Санкт-Петербург"
28 ноября 2018 года