Премьера
22.07.2018
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам.
подробнее
Дата спектакля
22.07.2018
ЖЕНИТЬБА
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками.
подробнее
Дата спектакля
11.09.2018
САМОДУРЫ
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива!
подробнее
Дата спектакля
11.09.2018
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен...
подробнее

Пресса о спектакле "Последний троллейбус"

А на Невском такая стоит кутерьма…

Современное театральное искусство, похоже, развивается в сторону неприкрытого цинизма, пошлого эпатажа и весьма искусственных ценностей. И тем ценнее возможность посмотреть лёгкий трогательный спектакль о простых людях, их переживаниях и душевных исканиях. Ничего удивительного — доброты нам не хватает, и в искусстве в том числе. В этом смысле Театр на Васильевском сделал петербуржцам подарок – чудесный спектакль «Последний троллейбус".

Постановка основана на произведениях Александра Моисеевича Володина, в частности, на его известной пьесе «Пять вечеров», которая поставлена во многих театрах России, в том числе и в Молодёжном театре на Фонтанке. Ежегодно в Санкт-Петербурге в память А.М. Володина проводится театральный фестиваль «Пять вечеров», в рамках которого зрители имеют возможность увидеть спектакли театров разных городов России.

Как видно из названия, действие постановки происходит в дороге – в последнем троллейбусе праздничного дня – 9 мая. В 1965 году, спустя двадцать лет, генеральный секретарь Л.И. Брежнев вернул этот праздник народу, благодаря чему снова начали проводиться парады, а небо городов-героев окрашивали разноцветные огоньки салютов. А за окном троллейбуса —  Невский, Гостиный Двор, площадь Александра Невского, Московский вокзал, площадь Труда. Многострадальный город Ленинград, который, как и положено настоящему мужчине, отмечен шрамами от осколков вражеских снарядов.

Перед нами простые люди – водитель троллейбуса Катя, красавица-кондуктор Тамара и Илья, её любовь из прошлой жизни. На их судьбах отразились ужасы войны, причем война мужчинами и женщинами эмоционально воспринимается по-разному — одни уходят, а другие ждут. Не зря же существует прекрасная фраза: «У войны не женское лицо». И сложно сказать, кому из них требуется больше мужества и внутренней силы. «Вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена» — сказала Тамара Илье, когда провожала его на фронт и не смогла проронить ни слезинки. Но он не вернулся к ней, растворившись в круговороте жизни. И вот, в Ленинграде, случайно встречает её, чудом успев на последний троллейбус. Женщины с лёгкой грустью говорят о том, как быстро мужчины забывают о любви.

подробнее >>

Незабытое старое

Как показывает практика, российская культура, загнанная в угол малоадекватным законотворчеством, все настойчивее и ностальгичнее глядит в прошлое. А тут еще и два юбилея, которые стимулируют так называемую светлую печаль. 2014-й — год 90-летия Булата Окуджавы и 95-летия Александра Володина. По их текстам и поставил спектакль «Последний троллейбус» артист Театра на Васильевском, а теперь еще и режиссер Артем Цыпин.

Действие спектакля происходит в троллейбусе, разумеется последнем, воспетом Окуджавой. И это, само собой, образ, символ, метафора. Вскочить «в последний вагон» успевают герои пьесы Володина «Пять вечеров», Ильин и Тамара. По ее мотивам и создан спектакль. Но ставка сделана не на сюжет, а на настроение. От сюжета осталось только вот это ощущение — что успели-таки в последний момент жизни: узнать друг друга, посмотреть в глаза, пережить надежду на будущее. Тамара (Надежда Георгиева) работает кондуктором в троллейбусе. А Ильина и вовсе нет, есть Илья (Артем Цыпин) — писатель, альтер эго автора «Записок нетрезвого человека». Точные, личные, узнаваемые на эмоциональном уровне цитаты из этой автобио­графической прозы Володина, а также его рифмы разбросаны по всему спектаклю, который словно бы не едет, а плывет по песням Окуджавы. 

История эта не «без свидетелей». Есть в спектакле третья героиня — Катя (Любовь Макеева). Представительница народа. Которая добавляет герметичной истории любви реалии того времени. Например, читает газету «Правда» — и текст статьи вдруг перетекает в володинские стихи «Америка в преступности увязла и с неграми никак не разберется… На шаре тесненьком столпились мы…». Вдруг оказывается, что Володин был не просто, уж простите за пафос, совестью ленинградской интеллигенции, но и совершенно народным, понятным, общедоступным автором. И тоскуют по нему все, хотя некоторые, прежде его текстов не читавшие, осознают это только в театральном зале. Большинство, впрочем, идет на встречу с Володиным и Окуджавой сознательно. Чтобы отдохнуть душой от тотальной жестокости ежечасных новостей, от войны, от боли. Чтобы побыть наедине с собой, с юностью, посидеть в последнем троллейбусе, который у каждого — свой.

подробнее >>

"ПОСЛЕДНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС"

Наступает солнечная, почти летняя суббота – 26 число месяца апреля, и случается премьера – «Последний троллейбус», по мотивам произведений Александра Володина «Пять вечеров» и «Записки нетрезвого человека».


И ты вырываешься из суеты линий Васильевского острова, заходишь в театр на Васильевском – там, где малая сцена, где зрители и работники театра знают друг друга по именам, где такой уютный камерный зал, устланный мягким ворсом: можно скинуть туфли, устроиться, будто дома, на любимом кресле, выдохнуть, посмотреть на сцену. А на сцене – троллейбус. Стоит себе на конечной, где-то на площади Александра Невского, в далеком 1965 году – двадцать лет минуло с войны, девятое мая, все празднуют, и последний на маршруте троллейбус пустует. Кондуктор и водитель скучают в салоне, ждут выезда, играют в города, морщатся, вспоминая: «К? Караганда была…». Зрители в ответ подсказывают: «Курган!». «Точно, спасибо… Курган!» — «Норильск!». «Норильск был!» — волнуется зал и тут же начинает вспоминать новый город на «н»… И вот персонажи на сцене – уже не чужие, уже почти знакомые, настоящие люди, и веришь в них сильнее, и сопереживаешь им больше.

Троллейбус трогается с места, на подножку запрыгивает опоздавший пассажир. И сходятся в одной точке человеческие жизни, которые когда-то уже пересекались – но разошлись, потерялись – казалось, что безвозвратно. И едет троллейбус – скрип колес, шуршат «рога», за окнами медленно меняют друг друга городкие пейзажи. И постепенно ты понимаешь: да это же 11-й! Только он от Александра Невского до площади Труда идет, да я на нем сто раз ездил! И словно попадаешь в 1965-й, прямиком в салон троллебуйса, к тем двоим, между которыми начался — и, кажется, – никогда не закончится самый важный разговор в жизни. Разговор, который прерывается только песнями Булата Окуджавы.

Прошлое оживает на сцене. Оживает текстами Александра Володина: спектакль – словно лоскутный коврик сплетен из его стихов и прозы. Оживает характерами – такими разными, такими живыми – не идеальными персонажами, а настоящими людьми, с которыми и в самом деле можно проехать в троллебуйсе по Невскому и не узнать, какую сложную дорогу прошел каждый из них.

подробнее >>