Дата спектакля
23.01.2018
САМОДУРЫ
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива!
подробнее
Дата спектакля
25.01.2018
ЖЕНИТЬБА
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками.
подробнее
Дата спектакля
27.01.2018
ГРОЗА
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
подробнее
Премьера
30.01.2018
YTNНАЯ ОХОТА
Театр на Васильевском представляет свою сценическую версию знаменитой пьесы Александра Вампилова.
подробнее

Проклятая любовь - КРЕСЛО, ТЕСНОЕ ДЛЯ ДВОИХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ
Выпуск  № 112  от  19.06.2013
Кресло, тесное для двоих
Елена АЛЕКСЕЕВА

В Театре на Васильевском состоялась премьера пьесы Татьяны Москвиной «Проклятая любовь». Поставил спектакль главный режиссер театра Владимир Туманов, который знает толк в современной драматургии. Много лет с заслуженным успехом здесь идет его «Таня-Таня» по пьесе Оли Мухиной, среди его любимых авторов Нина Садур и Алексей Казанцев. Понятно, почему в избранную компанию вписалась Москвина. Режиссер тяготеет к тем писателям, которые дают пищу уму и сердцу зрителей, предоставляя актерам и режиссерам раздолье для фантазии.

 

Татьяна Москвина умеет выбрать точное название как для своих статей, так и для пьес. «Проклятая любовь», с одной стороны, весьма завлекательно для афиши. С другой стороны, как ни ставь ударение, попадешь в точку: речь идет о любви-напасти – всепоглощающей, неотвязной, пробивающей преграды, и о любви-разлучнице – обреченной, безнадежной, трагической.

Начинается эта история весьма игриво. Шальной роман-танец в ритмах знойного танго. Если бы не декорация, напоминающая о времени действия – окаменевшие куски черных лагерных телогреек, можно было бы решить, что это легкий курортный романчик. Посреди сцены большое кожаное кресло. Из казенного быта 1930-х. Пара влюбленных ведет веселую игру: кто первый займет место. Кресло годится и для двоих – пока длится безумие любви, пока объятия сильнее рассудка. Но в какой-то момент кресло пустеет. Герой окажется в Сибири, а героиня будет писать ему из Москвы, обивая высокие пороги, чтобы вызволить любимого человека из ссылки.

Пьеса основана на реальной переписке двух известных в нашей стране людей. Эпистолярный роман опубликован в середине 1990-х, еще при жизни героини – Ангелины Степановой. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, женщина, каждый из многочисленных браков которой был незауряден, – она предпочитала любви театр. Недолгий роман с Николаем Эрдманом исключение и, надо полагать, переломный момент. Если верить письмам. А им стоит довериться, поскольку каждый из героев до конца жизни не расставался с пожелтевшими страничками.

Вглядываясь в персонажей спектакля, невольно прикидываешь: похож – не похож? Татьяна Калашникова – длинноногая, стройная и гибкая, с античным профилем и твердым взглядом – на Ангелину Степанову очень похожа. В этой молодой женщине проглядывают сила характера, ум и судьба. Михаил Николаев, наверное, не задавался целью походить на прототипа. Талантливый, бесшабашный, остроумный драматург Николай Эрдман выглядел иначе, был менее презентабельным, сильно заикался. Его любили женщины и терпеть не могло партийное начальство. Мало кто помнит его по имени, но реплики, скажем, из «Веселых ребят», «Волги-Волги» или «Самоубийцы» у всех на слуху. Герою спектакля амплуа эстрадного рифмоплета явно ближе, чем крест вечно запрещенного автора с клеймом антисоветчика и неудачника. Хотя несходство эстетических платформ прорисовано артистом достаточно четко. Стоит любимой задеть его писательское самолюбие, как он буквально вскипает от злости. Понятно, что в одном кресле им не усидеть.

При этом Эрдман Михаила Николаева обаятелен, отходчив и мягок. Возможно, так и должен выглядеть человек, который еще не ведал, что за взлетами его ждут посадки, и не задумывался, что счастье легко потерять и невозможно вернуть. Молодость безрассудна. И проклинать свою любовь может лишь в шутку.

Этот роман в письмах захватывает еще и потому, что даже на первый взгляд они, актриса и писатель, – не пара. Они столь же разные, как Чехов и Лика Мизинова («Насмешливое мое счастье») или Бернард Шоу и Патрик Кэмпбелл («Милый лжец»). Те тоже обошлись без хеппи-энда. Но этот корректировала еще и тяжелая поступь эпохи.

Будущее каждого из персонажей вроде бы вынесено за скобки, однако важен именно контекст. Две судьбы, не сложившиеся в одну. Судьба женщины, дожившей до 95 лет и ставшей последним парторгом МХАТа. И судьба мужчины, который за славой и чинами не гонялся, предпочитая простые радости жизни, но на склоне лет очень пригодился Театру на Таганке... Как бы то ни было, в финале спектакля он и она снова вместе, снова молоды и беспечны...


ФОТО Олега КУТЕЙНИКОВА