Дата спектакля
25.05.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни».
подробнее
Дата спектакля
26.05.2019
ГРОЗА
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
подробнее
Дата спектакля
29.05.2019
Мертвые души Гоголя ПРЕМЬЕРА
По мотивам поэмы Николая Гоголя. Ася Волошина — один из самых заметных современных российских драматургов. Ее пьесы идут в театрах по всей стране и за ее пределами.
подробнее
Дата спектакля
10.06.2019
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, «кусок живой жизни».
подробнее
Дата спектакля
15.06.2019
Чайная церемония
Сколько странностей и тайн, шорохов и мелодий, тепла и отчаяния сокрыто в призрачном пространстве любви! Порой создается впечатление, что персонажи пьесы находятся в этом пространстве века...
подробнее

Проклятая любовь - Премьера спектакля "Проклятая любовь" в Театре на Васильевском / PULSE / сентябрь 2013

Проклятая любовь

Режиссер Владимир Туманов

В ролях: Татьяна Калашникова, Михаил Николаев

            Название спектакля очевидно предполагает двойственность и вариативность интерпретаций. Слово «проклятый» может прочитываться с ударением как на первый слог, так и на второй. Это те самые отношения, которые, как пишут в романах, не могли не случиться и одновременно были обречены. В программке герои обозначены как Он и Она, имена даются лишь в скобках. Что позволяет немного отстраниться от конкретных людей, живших в известное историческое время.

            Роман драматурга и сценариста Николая Эрдмана  и актрисы Ангелины Степановой начался в конце 1920-х, а истаял в предвоенное время. Эрдмана, написавшего сценарии к барнетовскому «Дому на Трубной» и александровским «Веселым ребятам», в 1933 году отправили в ссылку за слишком острый сатирический дар. Степанова писала письма, обивала пороги, сражаясь за любимого человека. Но пока до этого еще далеко – на дворе 1928-й год, Николай (Михаил Николаев) и Ангелина (Татьяна Калашникова) только познакомились и немедленно влюбились друг в друга. Начало их истории будет сопровождать мелодия жгучего танго. Герои молоды, веселы и талантливы. Однако зрительский взгляд то и дело фокусируется не на актерах, а на уже давно утративших цвет и вид, порядком истрепанных ватниках, которыми художник Елена Дмитракова покрыла весь планшет Камерной сцены Театра на Васильевском и затянула задник. Хотя есть здесь предмет и из другого -  уничтоженного и растоптанного - времени. Это величественное кожаное кресло. Он и Она будут в него усаживаться то по одиночке, то пытаться втиснуться вместе, плюхаться с размаху, садиться, сжимаясь в комок, вскакивать на спинку дабы продекламировать очередной опус. Но однажды легкость бытия прервется – Эрдмана отправят сначала в Енисейск, оттуда в Томск и будут таскать по Сибири еще 3 года. После помилуют и позволят жить - подальше от столицы. Домой Он сможет вернуться лишь перед началом войны. А Она останется в Москве, вступит в бесконечную переписку с соответствующими органами,  пытаясь выцарапать любимого человека из этой мясорубки. Расставание, увы, выдержать дано не всем. Любовь, страсть Ангелины Степановой к театру перевешивает в итоге всё прочее. Постепенно их переписка скудеет, хотя актриса продолжает поддерживать Эрдмана, насколько это возможно. По возвращении отношения угасают совсем.

            Татьяна Москвина использовала для своего текста подлинные письма Эрдмана и Степановой. С комментариями Виталия Вульфа переписка вышла в 2008-м году и переиздана в 2009-м. При выборе актеров на роли Владимир Туманов вряд ли стремился к абсолютному внешнему сходству с реально жившими людьми. Впрочем, у Татьяны Калашниковой совпадений довольно много – та же гордая посадка головы, точеный профиль, низкий, чуть резковатый, голос. В иные моменты она до такой степени напоминает знаменитую мхатовскую актрису, что лишь диву даешься. Калашникова играет женщину сильную, решительную, твердого характера, какой и была исполнительница роли Анны Павловны Шерер в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Михаил Николаев, напротив, на свой прототип походит не особенно. Эрдман был невелик ростом и не самой взрачной  внешности. Николаев – Эрдман много и искрометно шутит, он импульсивен, легок в настроении, хотя на ехидные реплики по поводу творчества реагирует болезненно и остро. Времена, как заметил поэт, не выбирают. Вот и героям «Проклятой любви» пришлось идти вслед за обстоятельствами, которые диктовало время. Пути их разошлись, хотя память о той поре была настолько дорога обоим, что ни одно письмо не исчезло. А не это ли самое главное –  сохранить воспоминания, несмотря на самые жестокие испытания.