Дата спектакля
28.04.2018
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили не только о полете Юрия Гагарина, но заодно и всю свою жизнь. Многолетняя дружба каждую...
подробнее
Дата спектакля
29.04.2018
ЖЕНИТЬБА
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками.
подробнее
Дата спектакля
01.05.2018
Спасти камер-юнкера Пушкина
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен...
подробнее
Дата спектакля
01.05.2018
САМОДУРЫ
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива!
подробнее

Проклятая любовь - В Петербурге поставили "Проклятую любовь"

В репертуаре петербургского драматического Театра на Васильевском появился новый спектакль - "Проклятая любовь" (о жизни, творчестве и любви Ангелины Степановой и Николая Эрдмана). Пьесу написала Татьяна Москвина, известный публицист, драматург, кино- и театральный критик, а поставил ее главный режиссер театра Владимир Туманов. В постановке, которая идет на Камерной сцене, использована переписка актрисы и писателя, а также его пьесы и стихи.

В 1995 году Виталий Вульф выпустил "книгу чудом сохранившихся писем двух больших людей, любивших друг друга". Степанова - ученица Вахтангова, любимица Станиславского, ставшая великой актрисой, легендой, историей МХАТа. Эрдман - автор пьес "Мандат" и "Самоубийца", соавтор сценариев к фильмам "Веселые ребята", "Волга-Волга".

Они встретились в 1928 году. Ей было 23 года, ему - 28. Тогда начался их роман, который длился 7 лет. История любви, начавшаяся в Москве и продолжавшаяся в письмах (Эрдман был в сибирской ссылке за свои остроумные, но "опасные" басни), и легла в основу пьесы.

В роли Степановой - Татьяна Калашникова, Эрдмана играет Михаил Николаев. Оба - актеры яркие, талантливые, уникальных дарований, умеющие удивлять, лауреаты премии "Золотой софит". Что интересно, Калашникова очень похожа на Степанову, но не это главное (ведь Николаев вовсе не похож на Эрдмана). Внешнего сходства с реальными историческими личностями не искал режиссер и не добивались гримеры.

Вот что рассказал "РГ" режиссер спектакля.

Владимир Туманов: Сначала была читка пьесы Татьяны Москвиной, подготовленная и осуществленная актерами за столиком на Камерной сцене - там, где сейчас идет спектакль. Так я познакомился с пьесой "Проклятая любовь" и предложил актерам попробовать внепланово выпустить спектакль. Начались репетиции. Параллельно мы работали (и продолжаем работать) над "Идиотом" Достоевского. Репетиции шли азартно и, как выяснилось, плодотворно.

Для меня это новый постановочный и сценографический опыт - с точки зрения театрального языка: переписка, форма, пластика, смыслы, переходы, параллельная партитура разорванных в пространстве людей, при этом соединенная внутренней драматургией. Историей отреченной любви.

С творчеством Эрдмана я познакомился в студенчестве. Поэт с острым взглядом, с блестящим языком. Он был под запретом, не вписался в систему. А Степанова вписалась (была парторгом МХАТа, Героем Соцтруда, удостоена многих правительственных наград).

Критики уже написали, что эти роли станут украшением творческой биографии актеров. Вы согласны?

Владимир Туманов: Я надеюсь, верю и даже знаю, что это будет так.

Прямая речь

Михаил Николаев, исполнитель роли Николая Эрдмана:

- Этот сезон в театре для меня радостный и напряженный. Сначала я выпускал роль Войницкого в спектакле Владимира Туманова "Дядя Ваня". Это одно из моих самых любимых произведений Чехова, а уж роль - мечта, наверное, любого артиста. Но это не только "подарок судьбы", а еще и тяжелая "ноша", серьезная работа. А потом вдруг появился Эрдман. Когда я читал пьесу Татьяны Москвиной, у меня перед глазами сразу возникла наша актриса Татьяна Калашникова, которая внешне похожа на Ангелину Степанову. Мне повезло - я видел великую актрису в жизни, когда учился в Школе-студии МХАТа. Помню, как она шла за кулисами театра, и все буквально расступались перед ней: легенда!

Читая пьесу, мы наслаждались, а когда вышли на сцену к зрителю, поняли, насколько тяжело играть этот сложный материал, сколько там "глубин". Каждый сыгранный спектакль - это определенная ступенька вверх, мы не останавливаемся на достигнутом, с нами всегда режиссер, мы постоянно репетируем.

Радует, что наш спектакль "просветительский". Зрители с интересом рассматривают в фойе фотографии и читают тексты о наших героях, подготовленные литчастью, а потом приходят к нам за кулисы - критики и обычные люди, молодые и пожилые. Профессионалы благодарят: "Спасибо, что вспомнили то страшное время, этих великих людей", много таких признаний: "Надо же, а мы и не знали, что Эрдман тоже был автором киносценариев "Волга-Волга", "Веселые ребята"! Теперь хочется прочитать о нем и о Степановой, увидеть их переписку, узнать больше".

Спектакли бывают разные: хорошие и не очень, такие, которые продлевают творческую жизнь, чему-то учат актера. Играя "Проклятую любовь", мы с Татьяной оставляем там частичку себя. Для нас это действительно новый этап в творчестве.

Татьяна Калашникова, исполнительница роли Ангелины Степановой:

- Такую замечательную пьесу нам просто Бог послал! Но, честно говоря, мы не ожидали, что будет так сложно. История очень откровенная. Личные письма. Мешало большое уважение к двум выдающимся личностям. Актеру можно всю жизнь прождать ролей, о которых он мечтает, а они так и не придут. Хорошо, если состоится одна, а уж если две-три - это счастье, можно сказать, что твоя творческая судьба сложилась…

Работа шла тяжело. Это абсолютно новый опыт для меня. Я благодарна всем за то, что появился наш спектакль. Это такой материал, на котором еще можно расти, можно углубляться, узнавать новое. Подарок судьбы! Я уже вижу, сколько всего нам предстоит узнать (кроме того, что мы прочитали и посмотрели). Есть чем жить дальше.

Российская газета, 15.07.2013