ГРОЗА
Александр Островский
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
Постановка
Режиссер-постановщик – Владимир Туманов
Художник-постановщик – Семен Пастух
Художник по костюмам Стефания Граурогкайте
Художник по свету – Гидал Шугаев
Педагог по вокалу – Виктор Волна
Музыкальное оформление – Александр Закржевский

Знаменитая драма А.Н. Островского в постановке главного режиссера театра Владимира Туманова.

Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. Вот почему она ощущает себя на краю пропасти, чувствуя свою греховность. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.


В спектакле заняты: н.а. России Наталья Кутасова, н.а. России Татьяна Малягина, з.а. России Сергей Лысов, Елена Мартыненко, Екатерина Рябова, Андрей Горбачёв, Сергей Агафонов, Екатерина Зорина, Мария Фефилова, Михаил Николаев, Арсений Мыцык, Алексей Манцыгин, Владимир Бирюков, Татьяна Калашникова, Анна Захарова, Тадас Шимилев.

Аранжировка, исполнение композиции "Сосна" - Дмитрий Фёдоров.

16+

Продолжительность спектакля 3 ч. 15 мин. с антрактом

  • Режиссер - Владимир Туманов
  • Художник по костюмам - Стефания Граурогкайте
  • Музыкальное оформление - Александр Закржевский
  • Художник-постановщик - Семен Пастух
  • Художник по свету - Гидал Шугаев
  • Педагог по вокалу - Виктор Волна

Премьера состоялась 07 Марта 2016

  •  
Действующие лица
Дикой
Сергей Лысов Заслуженный артист России
Кабаниха
Наталья Кутасова Народная артистка России, лауреат премии "Золотой софит" (2009), лауреат премии Правительства РФ (2011)
Татьяна Малягина народная артистка России
Тихон
Сергей Агафонов Лауреат премии «Золотой софит» (2006), лауреат премии «Золотой софит» (2014)
Катерина
Елена Мартыненко Лауреат премии «Золотой софит» (2009), лауреат премии Правительства РФ (2010)
Кулигин
Михаил Николаев Лауреат премии «Золотой софит» (2009)
Полусумасшедшая барыня Феклуша
Татьяна Калашникова Лауреат премии «Золотой софит» (2009)
Немой гармонист
Пресса о спектакле:

Она утонула

ПРЕМЬЕРА Она утонула В Театре на Васильевском прошла премьера спектакля «Гроза» в постановке Владимира Туманова по одноименной пьесе Александра Островского. Эта вещь входила в советскую школьную программу по литературе и потому хорошо известна зрителю среднего и старшего возраста — как и статья «Луч света в темном царстве» публициста Николая Добролюбова, одного из пионеров отечественной демократии. Впрочем, если драматург и критик толковали, прежде всего, о возможности восстать против морально устаревших общественных устоев и о сути нравственного долга в определенных условиях социума, то есть философствовали и вели разговор о высоком, то в Театре на Василевском достаточно вольно трактуют драму Островского как «историю любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия», и в этом смысле спектакль гораздо ближе к народу, нежели первоисточник и пространные рассуждения в его контексте. В версии Туманова это, скорее, трагикомедия, полная частушек и прибауток, с уклоном в фольклор. Тут припевают, приплясывают и — внезапно — играют на саксофоне, и делают это так, как это свойственно только русскому человеку, то бишь чувственно, но с непременным надломом, потешно и задиристо, но всегда немножечко скорбно. Настроенческий подбор мелодий тоже переходит от тревожного «мало ли что» до отчаянного «будь что будет», раскачивая и подталкивая актерский темперамент труппы, сплошь состоящей из самобытных актерских организмов. Впечатление от разыгрываемых «четырех картин из жизни города К.» (так значится в подзаголовке спектакля, когда как у автора — вымышленный город Калинов на подлинной реке Волге) усиливает работа художников Семена Пастуха и Стефании Граурогкайте. Такой стильной и изысканной «Грозы» вы еще не видели. Мелодиям, скрепляющим действие в ярмарочный горько-сладкий леденец, каноном вторят костюмы, которым позавидует любой кутюрье — за цветовую гамму, ловкую перекличку эпох и продуманную игру с формой. Сценография аскетична: всего несколько верных деталей. Так, шаг к грехопадению героиня совершает в дверной проем, украшенный табличкой со значком-молнией (гроза же!), какую рисуют на электрощитке. В центре сцены — лодка, вызывающая массу культурных, бытовых и общественно-политических ассоциаций. Вокруг этой лодки, севшей на мель, застрявшей в тяжелых песках, укачивающей в финале гибнущую, тонущую Катерину, — высоченные, «до неба», стены небесного же, холодного, как питерские сумерки и речные воды, серо-лазурного цвета. С этими стенами почти сливается платье падшей героини, чью несломленную, однако же, гордыню выдают кроваво-красные чулки и того же оттенка шляпка, выстраивающие в голове у публики еще один бурный ассоциативный ряд. А пресловутый «луч света» к финалу пробивается вдруг из одинокого, как бывает только в питерских дворах-колодцах, нелепого окна в глухой стене. И сквозь него мерцают, кажется, библейские, вифлиемские звезды... Мария Кингисепп Фото: Анна Горбань «Инфоскоп», май 2016 подробнее >>

Мария Кингисепп

"Гроза" в Театре на Васильевском: ни лучей света, ни темного царства

Санкт-Петербург, 12 марта. Государственный драматический Театр на Васильевском показал премьерную работу – «Грозу» главного режиссера Владимира Туманова по одноименной пьесе А. Н. Островского. То, что «островная» «Гроза» не будет простым линейным театральным проектом с обязательным «лучом света в темном царстве», было понятно еще год назад, когда труппа только начинала репетиционный период. Однако ничего более, кроме этого, понятно совершенно не было: плотная завеса из петербургского тумана скрывала даже общие очертания постановки. Единственная «утечка» за все время состояла в том, что в репетиционном зале на Среднем проспекте, 48, смонтировали огромную (и вроде как даже не бутафорскую, а самую что ни на есть настоящую) лодку. На таких издавна и по сегодняшний день передвигаются по главной русской реке Волге, на берегах которой и произошла та невеселая история, что послужила великому драматургу отправной точкой для написания «Грозы»... Владимир Туманов и впрямь вкопал в сценическую твердь вполне новую, нарочито неровно покрашенную лодку вместимостью человек этак на 8-9. Практически сразу за ее бортом обнаружился персонаж, отсутствующий в пьесе – Полусумасшедшая барыня Феклуша (Татьяна Калашникова). Растрепанная, напудренная сверх меры, с кукольным макияжем и перевязанной левой ногой, Феклуша выскочила из-за борта, чтобы на ближайшие три с половиной часа, пока шел этот поразительный спектакль, стать чем-то вроде Катерины (Елена Мартыненко), которая так и не сподобилась кинуться с обрыва. В американских фильмах персонаж, застрявший по недосмотру небесной канцелярии в мире живых, – распространен сверх всякой меры. Для нас, русских, такой имплант, да еще в классической пьесе, в новинку. Впрочем, не одной лишь Феклушей тумановская «Гроза» приятно отличается от тьмы предшествующих постановок. Катерина в исполнении Елены Мартыненко получилась настолько сильной и цельной личностью, что поверить в хоть какие-то притеснения ее со стороны Кабанихи (н. а. России Наталья Кутасова) категорически невозможно. Она сама, случись чего, одной левой своего брутального темперамента швырнет с обрыва и тещу, и всех тещиных идейных и физических прихлебателей. Владимир Туманов предлагает совершенно иную трактовку образа Катерины. Она уходит из мира людей не потому, что ее замучили укоры и упреки – ей просто стало скучно. Сама решила, сама ушла. Сильная женщина – сильнее всех остальных, вместе взятых... Разгадывать шарады «Грозы» сколь приятно, столь и поучительно: спектакль не отпускает, заставляет «проигрывать» все новые и новые варианты маршрута, по которой плывет плотно вкопанная в береговой песок лодка. Блестящие декорации Семена Пастуха, световая симфония Гидала Шугаева и графичность музыкального решения Александра Закржевского способствуют этому так, как это бывает только в Театре на Васильевском. Александр БЫСТРЫХ, специальный корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ подробнее >>

Александр БЫСТРЫХ / ИА "Невские новости" / 12.03.16 20:41

«ГРОЗА» в Драматическом театре на Васильевском

07.03.2016 в Драматическом театре на Васильевском главный режиссёр театра Владимир Туманов представил премьеру спектакля «Гроза» по пьесе Александра Николаевича Островского. Тихая, застойная жизнь маленького городка на Волге, где вся власть держится в руках местных «самодуров», и домочадцы, пытающиеся вырваться из-под их гнета, живущие во грехе, и среди них страстная и цельная натура Катерины, обуреваемая эмоциями, мечущаяся между реальным миром и желаниями своей души, ее порывами и чистыми помыслами. Действительность же такова, что все вокруг грешат и, подтверждая это, Фекла произносит фразу, ставшую лейтмотивом пьесы: «в миру без греха нельзя», как бы подталкивая главную героиню к действиям и принятию подобной жизни — все грешат, и ты греши. Но нет в «тумановской» Катерине принятия, а тем более смирения, рвется на волю, скованная серыми стенами обыденности душа. Очень страстная, она пытается выплеснуть то огромное количество чувств и эмоций, которое бурлит в ней, сначала на мужа, и не находя ответа в Тихоне, — на Бориса, пытаясь отыскать в нем родственную душу. Да вот только Борис, так живо откликнувшийся на чувства Катерины, быстро выдыхается, да и последствия своей связи с ней он принимает со смирением, лишь бы дядя не выгнал и без наследства не оставил. Гроза приближается, и Катерина торопится, но не жить, а умереть, и речь ее тороплива, и поступки поспешны. Ее внутренние метания, трагедия целостности души, не способной жить как все, во грехе, к тому же скованная домашними цепями самодурства Кабанихи, не находят выхода из ситуации, его просто нет для такой страстной натуры, потому как Катерина у Туманова получилась, действительно, эмоциональная. И смерть для нее, скорее способ смыть свой грех, способ сбежать из реальной жизни, чем то благостное состояние, к которому стремится Катерина в самой пьесе Островского. Нет в образе главной героини и в ее исполнении актрисой Еленой Мартыненко той святости и некой оторванности от жизни, которая присуща Катерине у Островского. Перед нами реальная женщина, обуреваемая страстями, очень сильная, она, как птица, пытается вырваться из пут ее связавших, но не может, не способна она и преклонить голову, слишком правильная, слишком гордая, слишком переполненная любовью. На фоне личной трагедии главной героини остальные персонажи поют частушки, пьют, гуляют, приспосабливаются к окружающей действительности и даже получают от этого выгоду и удовольствие. Нужно заметить, что постановка изобилует различными символами, начиная от лодки, застрявшей посредине сцены, обозначающей застой и отсутствие движения в жизни и в городке, в котором живет Катерина, до мелочей, подчеркивающих отличие главной героини от других персонажей. Очень сильна роль Феклы (актриса Татьяна Калашникова), она наглядно демонстрирует, что станет с Катериной, если та выберет жизнь во грехе. На мой взгляд, потрясающе сыгранная и продуманная роль, ее комизм и трагизм, слитый в один образ, заставляет задуматься о неприятии узкомыслящими и твердолобыми людьми, других, непохожих на них, людей, отличающихся своими мыслями и поступками. Постановка продумана до мелочей настолько, что в каждом движении актеров можно уловить смысл, либо результат тех или иных событий в жизни героев. Даже музыка является образной и неотъемлемой частью персонажей, например, Катерина и Борис играют на саксофоне, а Фекла поет песни на французском, все же остальные обыватели — частушки. Настолько мало у них любви и чувств, что хватает только на коротенькое четверостишие, которым они сопровождают свою жизнь и поступки. Хочется отметить потрясающе сыгранную роль Кулигина (актер Михаил Николаев), местного механика-самоучки, в какой-то степени философа. Интересно, что все философские изыскания, а также рассуждения о прогрессе, происходят исключительно либо, когда Кулигин пьян, либо когда он с похмелья. Постановка интересна, есть сильно сыгранные роли, а на финальной сцене зал замер на несколько минут, затаив дыхание, чувства зрителя были тронуты — а это самое главное. подробнее >>

Мария Тарасова / Светская жизнь на Неве / 10.03.2016

7 марта Драматический театр на Васильевском представил свою версию пьесы Островского «Гроза»

По задумке режиссера Владимира Туманова, уже сотни раз поставленное произведение классика должно предстать в новом для зрителя свете – предельно современном и максимально удаленном от школьных уроков литературы. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия воплотилась в трехчасовую постановку, которую, пожалуй, все-таки интереснее смотреть помня свое школьное сочинение, статью Добролюбова и, конечно же, сам сюжет и героев пьесы. Любопытно сравнивать образы, анализировать различия в характерах и декорациях, подмечать новшества и привнесенную режиссером символику. У Туманова все начинается в лодке, все действие крутится вокруг нее. В ней умещается весь город Клинов – все эти герои в одной лодке, прозрачно намекает режиссер. подробнее >>

Юлия Земскова /MUSECUBE/ 11.03.2016