МЕЩАНЕ
Максим Горький
В большом доме зажиточного мещанина Василия Васильевича Бессеменова всегда многолюдно: жена, дочь Татьяна, сын Петр, воспитанник Нил, а также квартиранты, приживалы. Но нет мира и согласия под домашним кровом, фатально не совпадают взгляды, интересы, любовные страсти…
Постановка

В центре пьесы – семья Василия Васильевича Бессеменова, зажиточного мещанина. В его  большом доме всегда многолюдно: жена, дочь Татьяна, сын Петр, воспитанник Нил, а также квартиранты, приживалы. Но нет мира и согласия под домашним кровом, фатально не совпадают взгляды, интересы, любовные страсти… Герои драмы совершают жизненный путь в сложных, переломных исторических условиях. Кризис  традиционной семьи, смена поколений, конфликты отцов и детей: модель семьи  - как модель мира, утратившего связь времен.

Пьеса М. Горького «Мещане» вошла в золотой фонд мировой драматургии. Тем не менее, после знаменитого спектакля Георгия Товстоногова 1966 года, петербургские театры не обращались к этому произведению. Режиссер Владимир Туманов решил нарушить паузу.



Режиссер-постановщик - Владимир ТУМАНОВ
Художник-постановщик - Александр ОРЛОВ
Художник по костюмам - Стефания ГРАУРОГКАЙТЕ
Художник по свету - Константин УДОВИЧЕНКО
Музыкальное оформление - Александр ЗАКРЖЕВСКИЙ
Педагог по вокалу - Виктор ВОЛНА

В спектакле заняты: народный артист России Юрий ИЦКОВ, заслуженная артистка России Надежда ЖИВОДЕРОВА, заслуженный артист России Сергей ЛЫСОВ, Илья НОСКОВ, Елена МАРТЫНЕНКО, Михаил НИКОЛАЕВ, Арсений МЫЦЫК, Алексей МАНЦЫГИН, Екатерина РЯБОВА, Мария ФЕФИЛОВА, Екатерина ЗОРИНА, Александр УДАЛЬЦОВ, Владимир БИРЮКОВ, Анна КОРОЛЕВА, Алина МУРЗАГАЛИЕВА, Оксана КУДЛАЙ, Ольга КОРЧАГИНА, Мария ГРИЦЮК

Продолжительность спектакля 2 ч. 45 мин. с антрактом

  • Режиссер-постановщик - Владимир Туманов

Премьера состоялась 24 Ноября 2018

  •  
Действующие лица
Бессеменов Василий Васильевич, зажиточный мещанин
Юрий Ицков Народный артист России
Акулина Ивановна, жена его
Надежда Живодерова Заслуженная артистка России
Петр, его сын, бывший студент
Татьяна, его дочь, школьная учительница
Елена Мартыненко Лауреат премии «Золотой софит» (2009), лауреат премии Правительства РФ (2010)
Нил, воспитанник Бессеменова, машинист
Перчихин, торговец певчими птицами
Сергей Лысов Заслуженный артист России
Поля, его дочь, швейка
Елена Николаевна Кривцова, вдова
Тетерев, певчий
Михаил Николаев Лауреат премии «Золотой софит» (2009)
Степанида, кухарка
Пресса о спектакле:

«Мещане» в Театре на Васильевском: Буря под вечным абажуром

Владимир Туманов превратил хрестоматийную горьковскую пьесу в вопль ужаса на фоне очередного слома времен Эта пьеса не ставилась в нашем городе с 1966 года, после легендарного спектакля Георгия Товстоногова с участием Евгения Лебедева, Николая Трофимова и Кирилла Лаврова. Больше к «Мещанам» в Ленинграде-Петербурге никто не обращался, да и во всей России в последние годы случилась только пара примечательных постановок - в Казани, и еще в МХТ, где над Горьким вдоволь наигрался Кирилл Серебренников. Горький против Шерлока Холмса Ничего удивительного в этом нет. Тема конфликта поколений избита, Горький в последние годы популярностью не пользуется ни у режиссеров, ни у зрителей. А планку, поставленную еще тем, легендарным БДТ, преодолеть очень сложно, если вообще возможно. Вызов принял главный режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов. Он не побоялся взять в работу материал, который, по большому счету, всегда был некстати.   Стоит задуматься: «Мещане» были написаны в 1901 году. В России - расцвет модерна. Изогнутые плавные линии, вычурность, предельная декоративность и зашкаливающая отдаленность от всего земного буквально во всем - от живописи и поэзии до предметов декоративно-прикладного искусства. На театральных сценах - сплошные интриги и фарсы. В одном Петербурге - несколько вариантов похождений Шерлока Холмса, а также пользовавшиеся бешеной популярностью сочинения «Брачная ерунда», «Человек о ста головах», «В чужой постели» и т.п. И вдруг появляется мощный голос с рассказом о ломающемся укладе городской семьи, о трагическом несовпадении в жизни, казалось бы, родных людей. Об ответственности за собственное будущее - а значит, и за судьбу своей страны. Казалось бы - что могло быть враждебнее, инороднее для царившего в ту пору мистического флера модерна? Но первую пьесу Максима Горького не просто заметили. После появления в 1902 году сначала на петербургской, а после и на московской сцене, «Мещане» получают Грибоедовскую премию как лучшее драматическое произведение. А ведь язык пьесы чрезвычайно сложен - не каждый одолеет. Но тот, кто прочтет, не сможет не поразиться, с каким мастерством выписаны образы, до какого накала доведен драматизм действия. Отпихивая ближних В качестве реверанса эпохе, в которую появились «Мещане», над сценой Театра на Васильевском свисает абажур в стиле Тиффани, а вовсе не привычный, обывательский, с висюльками. Еще большой резной буфет отсылает к началу прошлого века. Больше никаких привязок к минувшему нет - то, что происходило в зажиточном доме Василия Васильевича Бессеменова, может происходить - и наверняка происходит - и сейчас. Сын Петр и дочь Татьяна считают родителей отжившими свое, их ценности - архаичными, жизненный уклад - невыносимым. Старинные благочестие и понятие о нравственности расцениваются как пережитки. Сейчас бы сказали с иронией - скрепы. Очень актуальная картина и для наших дней, что только подтверждает: «Мещане» - настоящая классика, на все времена. Новое поколение хочет на волю. Петр - снова, он уже провел три года в университете, откуда был исключен за неблагонадежность. А Таня воли никогда и не знала, ограничившись учительской долей и уделом старой девы. Но жизнь рвется отовсюду. Она заключена и в животной брутальности приемного сына Бессеменова Ниле, предмете тайных помыслов Татьяны. Жизнь манит Петра в постель вдовы тюремного надзирателя Елены Николаевны, которая снимает комнату в мещанском доме. Даже у странного птицелова Перчихина и то своя жизнь, пусть неприкаянная, зато протекающая в ладу с природой. И кухарка Степанида органична в своем лукавстве и взбалмошном нраве. Бессеменовым остается только со всей силы отпихиваться один от другого. Все разговаривают на повышенных тонах, кричат, порой даже вопят. И только приживал в доме Василия Васильевича, непутевый певчий Тетерев, являет собой саму мудрость, формулируя максимы, с которыми не поспоришь. «Вы знаете, почему в России много пьяниц? Потому что быть пьяницей удобно. Пьяниц у нас любят». И персонаж сам с охотой скрывается за этими словами. Гуманистический посыл Успех спектакля в первую очередь зависит от актеров. В новых «Мещанах» веришь каждому артисту. Все образы органичны. И Татьяна в своем самоубийственном полубезумии (Екатерина Рябова). И не склонный к рефлексиям Нил (Алексей Манцыгин) - мускулистое чувственное животное, чувствующий себя хозяином в доме, выбравший в спутницы не нервическую Таню, а классово близкую дочь птицелова Полю (Мария Грицюк), которая облачает суженого в многозначительно красную рубаху. Михаил Николаев в роли Тетерева в этот вечер был любимцем публики. С особым трепетом зрители отнеслись к артистам старшего поколения, играющим персонажей, по которым время проехалось сильнее всего. Торговец птицами Перчихин в исполнении Сергея Лысова - плохо одетый человек, которого ни в коем случае не примут в «приличном» обществе, а вот в мещанском доме Бессеменовых до поры до времени терпели. Он простодушно вздумал проповедовать правду - и был изгнан. «Ведь ежели по совести сказать - все вы дураки!» Кто же такое позволит в свой адрес? Акулина Ивановна и Василий Васильевич Бессеменовы - трагический дуэт. И Надежда Живодерова с Юрием Ицковым не пожалели сил, выложились на все сто. Эти образы принято интерпретировать в качестве носителей изжившей себя идеологии, ретроградов, не понимающих порывов собственных детей. Но в этой постановке именно их жальче всего. Много объяснять здесь не нужно. Достаточно посмотреть на себя - таких современных и активных. И на своих родителей - потерявшихся на смене жизненного уклада, общественных ценностей, беззащитных перед цифровой эпохой, уничтоживших рукописные письма и вечерние посиделки с домино. То же самое и в «Мещанах» - только гаджетов тогда не было. Одинокая фигура несчастного, обездоленного Василия Бессеменова в финале становится кульминацией спектакля, заставляющей вспомнить зрителя как об ответственности перед уходящим поколением, так и о важности поисков взаимопонимания со своими потомками. В этом глубокий гуманистический посыл премьеры Театра на Васильевском. подробнее >>

Константин КАЮКОВ

«Мещане» Максима Горького: премьера в Театре на Васильевском

50 с лишним лет пришлось дожидаться новой сценической версии пьесе Горького «Мещане», над постановщиками витал призрак знаменитого спектакля Георгия Товстоногова. И вот премьера – в Театре на Васильевском. Почему сейчас? 150 лет со дня рождения писателя. Но актуально даже в контексте современных пьес. Действующие лица: мещане, заурядные обыватели провинциального городка, по-прежнему распятые между «хочу» и «должен». Другое дело, что социальная подоплека их жизни изменилась, во всяком случае выход, который предлагал автор – буревестник революции, уже не способен воодушевить зрителя. Впрочем, постановщик Владимир Туманов предпочел сконцентрироваться на драматургии вечных семейных ценностей. Вот и до драки дошло. А перед этим долгие ссоры, обиды, укоры, попреки – все разновидности семейных сцен. Свою трактовку горьковских «Мещан» Владимир Туманов подчеркнул словом – сцены. По всей видимости, имея в виду, что бурные выяснения отношений между родителями и детьми сохраняют вневременную и социальную актуальность. Многие семьи все также несчастны, и не потому, что родные не любят друг друга. Именно любовь разрушает их жизнь. Проявляясь в той нарочитой форме, в которой закатывают скандалы любящие друг друга люди. По выражению одного из персонажей, из всех оттенков играют фортиссимо, в этой чрезмерной эмоции разворачивается сам спектакль.  Маленький мирок главного героя, весь зарос фикусом, подоконная ботаника всех сортов оплела сцену, макушками ушли в потолок. Росло и выросло, как дети. Вот только сами дети не желают оставаться в черном лесу, у них новая жизнь. Реакция Бессеменова больше, чем обычное мещанская ревность: «в образованные пошел». Это страшная родительское ощущение, что кто-то или что-то крадет его детей. Были такими как я, а станут как они? По какому праву! Страшно видеть несчастными детей, но еще ужаснее признать, что ты им не нужен... подробнее >>

Вячеслав Резаков (программа "Культурная эволюция", телеканал "Санкт-Петербург")