Спасти камер-юнкера Пушкина
Михаил Хейфец
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами.
Постановка
Спектакль - номинант премии "Золотой софит".

Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Пьеса имеет подзаголовок – История несостоявшегося подвига. Именно тоска по несложившейся, несостоявшейся жизни и примеряет двух главных персонажей: Петунина и Пушкина. Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами.

Жил-был незадачливый мальчик с очень непоэтичным именем - Миша Питунин. С детства этот мальчик попадал в разные комичные ситуации, которые оборачивались для него личной трагедией. А детство главного героя пришлось на советское время, когда в отечественном образовании было особенно сильно желание что-либо насильно вдолбить и навязать. Это привело к тому, что Питунин возненавидел «солнце русской поэзии» еще с детсадовского возраста: показалось мальчику, что во всех его бедах виноват не кто иной, как А. С. Пушкин. Зрители вместе с героем переживут основные этапы становления его личности, и увидят меняющееся отношение к Пушкину, по сути, является некой метафорой, в данном произведении, невзирая на то, что образ Пушкина постоянно возникает в спектакле. В Пушкине концентрируется всё, что главный герой не любит в себе, всё, что он не принимает в жизни, но не находит сил что-то изменить. Действие то и дело перескакивает из XX в XIX век и обратно, герои пытаются восстановить цепь случайных событий, которые привели к той роковой дуэли, узнают много интересных подробностей о личной жизни Жоржа Дантеса, Луи Геккерна и Натальи Гончаровой, и придумывают, как можно было бы спасти поэта.

Режиссер-постановщик     -  Олег Сологубов

Художник-постановщик     -  Петр Шерешевский

Ассистент режиссера         - Артем Цыпин

Художник по свету            -  Анна Данилевская



В спектакле заняты:
з.а. России Артем ЦЫПИН, з.а. России Елена РАХЛЕНКО,
Татьяна МИШИНА, Кирилл ТАРАСОВ, Наталья КОРОЛЬСКАЯ, Владимир БИРЮКОВ, Евгения РЯБОВА, Никита ЧЕКАНОВ, Алексей ЛУДИНОВ

16+

Продолжительность спектакля 2 ч. 30 мин. с антрактом

  • Инсценировка и постановка - Олег Сологубов
  • Художник-постановщик - Петр Шерешевский

Премьера состоялась 21 Ноября 2015

  •  
Действующие лица
Воспиталка, Училка, Гадалка, Идалия Полетика
Татьяна Мишина Номинант премии «Золотой софит» (2016)
Питунин
Артем Цыпин Заслуженный артист России
Мама
Елена Рахленко Заслуженная артистка России
Надежда Георгиева Заслуженный работник культуры РФ
Соловьев, Замполит
Дубасов, Продавец книг
Пресса о спектакле:

ЖИЗНЬ И МНЕНИЯ МИХАИЛА П.

ЖИЗНЬ И МНЕНИЯ МИХАИЛА П. «Спасти камер-юнкера Пушкина». История одного несостоявшегося подвига. По пьесе М. Хейфеца. Театр на Васильевском. Режиссер Олег Сологубов, художник Петр Шерешевский. Был у меня когда-то проект: купить семь одинаковых бюстиков Пушкина, раскрасить в цвета радуги и расставить на рояле или каминной полке. До некоторой степени он реализован в новом спектакле Театра на Васильевском. Только бюсты здесь разнокалиберные, белые, красные, черные. Набор красок в спектакле сводится к очень скромной фотографической гамме. Белый человек, белая голова, белая лошадь. Черная речка. И чуть ли не сказка про белого бычка. Кроме бюстиков сценический антураж ограничивается кубиками, которые подошли бы младенцу Пантагрюэлю. Их окрашенные грани складываются в хрестоматийную картинку последней дуэли Пушкина (литография по акварели К. Н. Чичагова рассылалась в 1880 году подписчикам журнала «Будильник» и с тех пор многократно репродуцировалась). Кроме того кубики служат импровизированными столами, барьерами и лежанками, а на чистых гранях их можно рисовать маркером. Эта разность масштабов сразу же отсылает нас в баснословный мир великанов и карликов, в отношении к главному герою особенно парадоксальный. Классическая русская литература изображала то лишнего человека, то маленького человека. Михаил Хейфец решил вывести на сцену человека среднего. Жизнь, карьера и мировоззрение Миши Питунина ровно ничем не выделялись бы среди его современников, когда бы лейтмотивом их не стала жизнь Пушкина. В детском саду и в школе, наследующей традициям Царскосельского лицея, Пушкин для Миши — генератор детских травм и мелких неприятностей. В юношеском возрасте пушкинская лирика и пушкинский миф помогают Мише одерживать любовные победы, а в армии — торжествовать над дураком замполитом. В безрадостной зрелости привычный пушкинский культ неожиданно приводит героя к трагической гибели. Пьеса Хейфеца хитро устроена. С одной стороны, это монолог, подразумевающий моноспектакль. С другой стороны, пьеса оставляет возможность населить подмостки изрядным количеством действующих лиц. И театр ею пользуется сполна. Артем Цыпин изображает своего Мишу максимально сдержанно. Зато окружение его состоит из ярких гротескных персонажей, и актеры здесь не жалеют красок. Говорят, короля играет свита. Но этот принцип может подчеркивать не только величие, но и посредственность. Главный постановочный прием — отсылки к общеизвестному, простая упоминательная клавиатура. Детские кубики складываются в детские фобии. Дворовые песни иллюстрируют подростковые фантазии и комплексы. Музыкальные хиты 70-х и 80-х — живейшие наслаждения и сокрушительные поражения героя. Фотообои Чичагова и пистолеты-лепажи вводят в популярную и изрядно засаленную пушкиниану. Иногда этот прием граничит с цитированием. Так, сцены детства и отрочества явственно напоминают автобиографические моноспектакли Гришковца. Игра в спасение поэта от роковой дуэли кажется реминисценцией новеллы Андрея Битова «Фотография Пушкина». Далее в ход идут расхожие армейские анекдоты и радикально упрощенные балабановские «Жмурки». Кроме того в спектакле жирно подчеркивается петербургский текст и петербургский контекст. Черная речка — место пушкинской дуэли и «каникул любви» героя. Улица Рентгена подчеркивает фотографические мотивы. Комендантский проспект становится символом экзистенциальной заброшенности. Все актерские работы по-своему неплохи. Отдельно стоит назвать лирическую героиню Натальи Корольской и целый букет острохарактерных зарисовок Татьяны Мишиной. Но главная удача — главная роль Артема Цыпина. Что такое «камер-юнкер» дословно? «Комнатный молодой человек». Подразумевается: из хорошей фамилии, дворянин и землевладелец. Александр Пушкин в свои тридцать с небольшим против этой роли протестовал. Миша Питунин в свои сорок с хвостиком с нею смиряется. Хотя весь его аристократический бэкграунд сводится к тому, что родился он в историческом городе, мама определила его в правильную школу, а вездесущий пушкинский миф всю жизнь не давал ему расслабиться. И однако же Артем Цыпин минималистскими средствами показывает, как его герой в своем нечаянном апофеозе сливается со своим вечным протагонистом и антагонистом — Пушкиным. В финальных сценах его Миша Питунин приобретает даже портретное сходство с поэтом. «Изучение Пушкина подменяется изучением истории его дуэли», — сетовал когда-то Юрий Тынянов. Пьеса и спектакль показывают, что один только пушкинский биографический миф может наполнить высоким смыслом целую жизнь. И позволить шагнуть из душных комнаток на улице Рентгена непосредственно в вечность. подробнее >>

Юрий Юдин