Елена Мартыненко и Михаил Николаев о спектаклях «Гроза» и «Самодуры»

Беседу ведет Татьяна Ткач. Радио «Санкт – Петербург».

Т.Т. -Особое место в созвездии актерских талантов Театра на Васильевском занимает творческий дуэт Елены Мартыненко и Михаила Николаева. В спектакле«Гроза»Мартыненко блистает в роли Катерины, а Николаев предстает в неожиданном образе ученого-самоучки, который отнюдь не мудрец, а хитрец, вымогающий деньги у доверчивых обывателей. В«Самодурах» Николаев играет главу семейства, желающего устроить личную жизнь своей дочери, а Мартыненко - его жену, мечтающую о тихом семейном счастье.Оба спектакля поставил главный режиссер театра Владимир Туманов.

-Елена, как вы отнеслись к назначению на роль Катерины в «Грозе»?

Е.М.-Пьесу мы все проходили в школе, было впечатление, что она заиграна, заезжена, героиня какая-то скучная, безвольная женщина. Но когда мы погрузились в материал, оказалось, что она сильный человек, способный совершать поступки. Катерина ждала, хотела любви, раньше онаэтого чувства не знала, замужвышла не по любви. И вдруг ее охватила запретная страсть, при том, что она несвободна, вокруг люди с их нравами,обычаями… Конечно, ее подтолкнули к решительному поступку, но она сама сделала выбор, сама очень ждала, жила предчувствием любви, была к этому готова. Драма в том, что она обманулась в своем чувстве, отдала любовь не тому человеку.

Т.Т. -Михаил, ваш герой решен необычно…

М.Н. -Я сам был удивлен распределением.В пьесе все к Кулигину обращаются: старик. Но онединственный персонаж, который говорит о звездах, этогородской сумасшедший, но добрый,светлый человек,мечтающий на бульваре поставитьчасы, чтобы было красиво. Моепонимание роли началось с гастролей в Астрахани. Мы играли спектакль «Идиот» в новом Театреоперы и балета, это огромное белое здание, а вокруг домики Наф-Нафа,а дальше за Волгой огромное стеклянное здание «Газпрома» и тут же рынок, где пахнет рыбой… И я думал: вот Россия - со своими запахами, людьми, контрастами. Ты любишь свою страну, свою родину,чувствуешь сострадание,но жить-то так нельзя!Вот с этим ощущением я и вошел в «Грозу».  Мой герой – авантюрист,прохиндей, всемечты только на словах, а на деле шайка-банда, в спектакле есть придуманные персонажи, вместе с Кулигиным они ходят по бульвару, собирают деньги, якобы на благородные цели, ав действительности на водку. Вот такие контрасты загадочной русской души, вспоминается Чехов: то ли повеситься, то ли чаю выпить…

Т.Т. -Для Катерины особое значение имеет ее вера в Бога. Как вы решали эту тему?

Е.М.- Мы не то что не ставили перед собой задачи рассуждать об отношениях с Богом, но не ставили ее во главу угла. Для меня в этом спектаклеБог есть  любовь, любовь как большой дар, который не каждому дано испытать, и вот ради такого подарка, такогочувства стоит жить, и дороги назад уже нет. Катерина обрушила на Бориса такую лавину чувств, с которой он не справился. Для него это было развлечение, а для нее смысл всей жизни, она до этого не жила, а когда его встретила, жизнь заиграла новыми красками,поэтому и невозможным оказалось вернуться обратно, в привычное существование, лучше в Волгу, все равно больше жизни не будет. Это было мощнейшее чувство.

Т.Т. –В спектакле неожиданное пространственное решение – лодка, стоящая в петербургском дворе.

М.Н. –Да, петербургский колодец, настоящий песок, в котором стоит эта лодка, мертво стоит, совершенно не двигаясь. Вокруг лужи, разбитый асфальт,и сам цвет достаточно холодный, серо-голубой.

Е.М. -Хочется отсюда куда-то вырваться.

М.Н. –Гроза, как говорит Кулигин, это электричество, свет, энергия, сила чувств, все хотят попасть в этот ток, каждый думает о своем.

Т.Т. – В пьесе очень важна роль Сумасшедшей барыни…

М.Н. –Владимир Анатольевич Туманов хотел вытащить на первый план именно таких странных людей, поэтому соединились роли Феклуши и Сумасшедшей барыни, получился единый образ.В финале читается, что этот образ и есть пророчество о будущем Катерины, и вообще история больше про нее.  Та история страсти, что начинается у Катерины, у этой женщины уже кончилось, она, как и по Островскому, появляется в самые страшные моменты, она грозит и грозит справедливо, на Руси юродивые всегда считались святыми.

Е.М. -Она как бы двойник Катерины, которая не бросилась в Волгу, а сошла с ума и ведет такой образ жизни. Это наглядный пример, Катерина смотрит на нее и понимает, что ее может ждать такая же участь.

От этого страх, сомнения, боязнь греха: как преступить, что будет потом… А потом будет вот что. В результате, когда происходит вторая встреча с Борисом, она уже немного в другом измерении, чуть-чуть с сумасшедшинкой. Она уже настрадалась за те дни, что они не виделись, потому что выбора уже нет. Катерина уже горит в аду,в геенне огненной, такие адские страдания она испытала после радости, а горя-то сколько еще впереди будет - вот эта расплата, адская душевная боль, почему она и тронулась, не смогла справиться с эмоциями.  Такая быласилачувств, что потом воцарился внутренний ад.

Т.Т. –После «Грозы» неожиданно появился спектакль«Самодуры» по Карло Гольдони. Мы оказались в комедийной игровой стихии. Но почему в вашем итальянском мире белые стены?

М.Н. -Это как чистая, белая бумага, на которой будут появляться разные персонажи. Режиссер Владимир Туманов и сценограф Семен Пастух хотели сделать больший акцент на актерах.

Е. М. -Все появляется внезапно и ниоткуда.

Т.Т. -Кто ваша героиня и что вас в ней тронуло?

Е.М. –Маргарита – это женщина, которая вышла замуж, при этом у нее нет нормальной семейной жизни.  У ее мужа Лунардоесть взрослая дочь, которую надо пристроить замуж, ведь пока она в доме, счастья не будет, она везде, она всюду, это насущная проблема.  Мы с Мишей на репетициях шутили: в доме 26 комнат, и куда ни зайди, она обязательнотам. В конце концов, Маргарита действительно не желаетЛучеттезла, она хочет, чтобы та обрела семейное счастье, только где-нибудь подальше.

Т.Т. -Почему все персонажи – самодуры?

Е.М. -Они все со своими жизненными представлениями, вот и Маргариту ее позиция ведет вперед, она добивается своего всеми правдами и неправдами.  У нее невыносимый характер, они с падчерицей не могут ужиться - две молодые женщины ревнуют друг дружку к Лунардо, обе его очень любят, но… Маргарита ведь не просто хочетсбагритьдевушку с рук, она желает ей счастья, но своя рубашка все же ближе к телу.

Т.Т. -А хозяина в доме играет Михаил Николаев. Уж его-то персонаж по сюжету махровый самодур!

М.Н. -Я искал живые точки в характере, поведении этого человека.Мне моего персонажа достаточно жалко, я увидел несчастного человека:у него умерла жена, он тосковал, не заметил, как подросла дочка. Потом женился на молодой, но, по сути,  семьи не получается. Постоянно, когда он пытается что-то построить, ему мешают, наступают на самое больное место. Каждый хочет своего счастья, но не сразу получается, потому что все самодуры. Но все равно нужно идти, нужно бороться, и он борется за счастье двух любимых женщин – своей жены и дочки.