Два мнения о спектакле «Утиная охота»

Кривлястрадания,  кривляпереживания

Казалось, ничто не предвещало катастрофы. Год 80-летия Александра Вампилова и 50-летия пьесы.  Любимый театр, талантливые артисты, прекрасная пьеса одного из лучших российских драматургов… Да, несколько удивила продолжительность нового спектакля – час сорок минут. Ведь обычно спектакль по этой пьесе идёт три – три с половиной часа.

Кроме того, в списке действующих лиц обнаружены некие новые персонажи  - Зилов в старости и Утка, которых, вместе с Мальчиком, играет один и тот же артист.

 Ладно, думаю, попытка – не пытка.

 Впечатления от спектакля сформулирую кратко (во избежание употребления непарламентских выражений)  - в виде вопросов, на которые вряд ли можно получить ответы. Этакие вопросы в гоголевском духе: «…куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа»

Первый и главный вопрос: зачем покушаться на постановку прекрасной, идеально написанной пьесы и вырезать из неё практически всё? Но ввести в неё новых персонажей, песни, дикие пляски и бесконечные кривляния? Зачем было заставлять хороших и очень хороших артистов театра говорить безжизненными голосами, кривляться и совершать нелепые телодвижения в самые неподходящие моменты? 

Понял ли кто-нибудь из тех, кто никогда не смотрел спектакль по пьесе «Утиная охота»,  не читал саму пьесу и даже не смотрел фильма «Отпуск в сентябре», кто эти люди на сцене, кем они друг другу приходятся и в чём, собственно, дело?

И много маленьких вопросов. Гигантская утка – это для смеха? Чтобы зрители не заскучали за час сорок?  Почему Кушак (начальник главного героя) появляется в женской шубе на голом торсе и с золотой цепью? Почему три женщины главного героя Виктора Зилова появляются втроём и, ужасно кривляясь, поют что-то хором и хором же, в манере опытных продажных женщин, говорят текст?

Вопросов ещё очень много…Но пора резюмировать. Очень коротко: жаль всех - любимый Театр на Васильевском, зрителей, артистов, затраченные средства. А больше всего жаль Александра Валентиновича Вампилова и его великую пьесу.

М.Д

Авторский спектакль

До... 

…Когда я иду в театр, то это никогда не бывает "случайно". Ни разу у меня не было такого, что шла по улице - и вдруг: "А не пойти ли мне в театр?" То есть, я люблю ходить в театр подготовленная. Что это значит? Это значит, стараюсь прочитать / перечитать произведение, посмотреть фильм (если есть) или просто поискать информацию о спектакле. А после спектакля я читаю отзывы. Со спектаклем в Театре на Васильевском "Утиная охота" все вышло иначе. Сначала (так получилось ) я увидела отзывы. Негативные. Задумалась. Пересмотрела фильм "Отпуск в сентябре", перечитала пьесу. Опять задумалась. Посмотрела интервью с Андреем Феськовым, Денисом Хуснияровым и Артемом Цыпиным. Вздохнула. Подумалось, что вот, почему не обратить внимания на фамилию режиссера-постановщика? Денис Хуснияров очень глубокий и талантливый режиссер, на мой взгляд, но он специализируется на тех спектаклях, где всегда, абсолютно всегда, присутствует драма. Причем драматическая ситуация у него всегда усиливается до предела, так что задумываешься: а есть ли тут выход? Можно ли вообще что-то исправить? Или все, точка невозврата пройдена, но жить-то как-то дальше надо?! Я, конечно, всех его спектаклей не видела, сужу по тем, что смотрела ("Глазами клоуна", "Одинокие", "Две дамочки в сторону севера"). 

С такими мыслями, зажмурив глаза, совершенно не зная, чего ожидать, пришла к 19 часам в театр. 

...и после 

Вы знаете, я ни разу не пожалела, что пришла. Есть такое понятие "авторское кино" (которым признается то, где присутствует индивидуальный почерк режиссера ). А спектакль "Утиная охота" - это авторский спектакль. Мне кажется, очень хорошо, правильно и нужно показан Зилов-мальчик (поскольку все наши психологические травмы и, как следствие, повороты в жизни "не туда" берут начало в детстве). Что есть кадры из мультфильма "Ежик в тумане" (кстати, очень часто мы употребляем выражение "как в кино" по отношению к какой-либо ситуации в жизни, так почему это не может быть мультфильм?). Ежик запутался в тумане, а Зилов - в собственной жизни. И поди разбери чей голос выводит его оттуда. Если выводит... Голоса-то, мягко выражаясь, слышит разные, за каким ему следовать? А ещё есть версия, что ежик в тумане - это сакральная фигура между жизнью и смертью. Так не ищет ли запоздало Зилов поддержки у умершего уже отца? В любом случае, подсознание Зилова и возможность туда заглянуть и понять, что он за человек, почему он такой - это интересно и увлекательно. Кстати, очень часто герой Андрея Феськова ложится в позу эмбриона. То есть, это тоже намек на то, что его маленький внутренний ребенок (который есть у всех нас ) напуган на самом деле до невозможности! 

И все вот эти пляски и пение, и даже "лирические" вставки не по тексту - а что, разве в жизни все не так? Вечная же суета вокруг... 

В общем, я сделала два...нет, три вывода: 

1) на этот спектакль нужно идти, зная текст, чтобы понимать, о чем речь; 

2) это субъективная постановка, не для массового зрителя, так что, если вам ближе классика и вы не готовы рисковать, то не нужно... 

3) этот спектакль в моем личном рейтинге любимых спектаклей театра на Васильевском занимает почетное третье место. Когда эмоции улягутся, то я непременно приду на спектакль ещё. (https://cometagalleya.livejournal.com/324566.html).