Мнение о премьере

Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию зрительские отклики на недавнюю премьеру театра – спектакль «Человек из машины» по пьесе современного драматурга Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг» 

«ЧЕЛОВЕК ИЗ МАШИНЫ»

Режиссер Руслан Нанава и автор пьесы Мария Зелинская отправляют нас в будущее, которое стремительно наступает, и гораздо быстрее, чем нам бы того хотелось. Нас уже окружают новейшие технологии, различные гаджеты (слово противное), которые, не спрашивая, вторгаются в нашу жизнь и, зачастую, устаревают раньше, чем мы успеваем оценить их полезность. Голова идет кругом, хочется крикнуть: «Люди, остановитесь!»

 В пьесе «Хуманитас Инжиниринг» предлагается идея создания совершенного человека, в данном случае будущего партнера по жизни, которого можно спроектировать по заданным параметрам.

Кажется, система позволяет учесть все, ведь заказчик вправе установить даже личностные особенности будущего партнера, как то: юмор, степень терпимости, возбудимости, да все, что можно обнаружить в характере человека. Но, как любая система, и эта порой «сбоит». Хотя бы потому, что человек сам себя толком не изучил, и он вообще подвержен изменениям в зависимости от обстоятельств. Да и не стоит ничем подобным заниматься, в чем убеждается героиня спектакля, которую замечательно играет Светлана Смирнова-Марцинкевич, приглашенная в Театр на Васильевском на роль Леры. В ансамбле с ней — еще два актера: Никита Чеканов и Анна Захарова. Они замечательно разыграли эту комедию, в которой есть все: юмор, ирония, даже цинизм. Единственное, мне показалось, что интрига умерла рановато, и досматриваешь спектакль, уже зная результат.

Сергей Круглов, член жюри Общества «Театрал»

           *                          *                                 *

Как бы ни старались сильные мира сего подчеркнуть свою значимость, будущее нашей цивилизации в руках совершенно обычных мужчин и женщин. Исчезнет все, если не будет их отношений, которые остаются в центре внимания от сотворения мира до наших дней! Их гармонизацией занимаются целые институты, корпорации, индустрии и, конечно, искусство. Пьеса Марии Зелинской «Хуманитас инжиниринг» — как раз об этом.

Сюжет прост, как все гениальное. Редкая женщина не желает встретить принца на белом коне: так было тысячу лет назад, так происходит сегодня и останется в недалеком будущем, в котором и происходит действие пьесы. Не мудрствуя лукаво, главная героиня — Лера, девушка лет тридцати, — выбирает себе мужчину мечты (робота) под свой характер и вкус. Отношения между роботом и человеком уже давно рассматривают в кинематографе, один из ярких фильмов на эту тему — «Бегущий по лезвию». Но Мария Зелинская лукавит, и на первый план, конечно же, выходит психология, взаимоотношения героев. Это — не о роботах, это о непостижимом притяжении мужчины и женщины, о сопутствующих их сближению загадочных парадоксах. Женщине внимания уделяется больше, она показана и рассеянной, и великодушной, и сильной, и слабой одновременно, и все это выписано умно и с юмором. От произведений молодых современных драматургов пьеса Зелинской выгодно отличается интересным содержанием и обаянием, поэтому хочется ближе познакомиться с ее творчеством. Для автора отправлять в дальнее плавание свое произведение всегда волнительно и немного грустно. Как будут выглядеть твои герои на сцене? Как они заживут уже самостоятельной жизнью? Кто будет на капитанском мостике этого судна? Окажется ли счастливым и длинным этот путь?

Актерское трио производит вполне симпатичное впечатление. У Леры (Светлана Смирнова-Марцинкевич) — почти весь текст, она работает профессионально, неся на себе нагрузку всего спектакля. Мила (Анна Захарова) — женщина-робот — достаточно убедительна в своей статике. Артур (Никита Чеканов) — робот, может даже немного похулиганить, такая роль для актера просто подарок. Но главную скрипку, конечно, играет Светлана, она появляется на сцене из зрительного зала, буднично и просто, чтобы обрести свою мечту. Ее речь и подача не театральная, а естественная, без ложной патетики, но с присущей женщинам экспрессивностью. На ней — эмоциональный фон всего спектакля.

Спектакли Руслана Нанавы всегда отличаются индивидуальным почерком: режиссер никому не подражает, а идет своей дорогой. Каждое его творение — всегда отдельная история со своими законами существования и проживания, как правило, с оригинальной пластикой. На уютной камерной сцене — минимальное количество вещей: диван, на котором происходит все действие, и стойка с микрофоном. Да еще автомат со снеками, который, как ружье Станиславского, выстрелит в самом конце. Световые лучи, вырезая пространство, удачно создают нам иллюзию будущего. 

Я смотрел спектакль на прогоне, но уже было видно, что Руслану удалось вывести актеров в отличную игровую форму, связки между исполнителями были понятны и убедительны. Самая деликатная тема в отношениях между мужчиной и женщиной уже во втором спектакле находчиво обыгрывается режиссером без пошлости и с должной долей юмора. Пьеса имеет интересный сюжетный поворот, когда Артур оказывается человеком — создателем фирмы «Хуманитас инжиниринг», а обе женщины — его созданиями, роботами. Но Нанава умышленно размывает концовку спектакля, чтобы зритель сам сделал вывод, кто есть кто. Хотя, по сути, это и не существенно, а важно, откуда берется эта невидимая сила, притягивающая мужчину к женщине. Ответ на это вы получите, посмотрев спектакль, что я настоятельно рекомендую сделать!

Константин Калинин, член жюри Общества «Театрал»