Отклики вслед

Дорогие друзья!

Обычно после премьеры мы мониторим интернет на предмет мнений зрителей. Но жизнь спектакля продолжается, и зачастую зрительские отклики поступают через значительное время после премьеры. В этой подборке мы собрали такие более поздние отклики на недавние новинки репертуара. Выражаем глубокую признательность их авторам.  

«ДОЛГИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ОБЕД»

«Долгий рождественский обед» по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Торнтона Уайлдера — это третий спектакль Руслана Нанавы для Театра на Васильевском. И, подобно предыдущему его детищу, постановке «Трое на качелях», в первые полчаса он ставит зрителя в тупик и вызывает недоумение.

Не успели прочитать пьесу перед походом в театр? Не беда — артисты сделают это для вас! Сидя за длинным обеденным столом, они протараторят свои партии с листов под равномерно тикающий метроном. Такой зачин кажется странным и утомительным, но именно он оказывается главным смысловым и организующим началом постановки — словно ствол для раскидистой вишни в белом цвету.

 

Читка, переходящая в действие, дважды закольцовывает композицию, усиливая метафизический посыл пьесы. Время летит, слова сливаются, смысл некоторых реплик ускользает… Далее тот же самый текст Уайлдера будет сыгран, и плоские слова наполнятся душой и смыслом, персонажи символической пьесы обретут плоть и кровь, достоинства и слабости, и быстро (как это обычно и бывает), проживут жизнь со своими радостями и трагедиями.

 

Спектакль легко, трогательно и красиво рассказывает о вечных вопросах бытия. При этом ему удается не скатиться ни в дешевую сентиментальность, ни в тяжелый экзистенциализм: он добрый, искренний и теплый, несмотря на кружащийся снег и сияющие на сцене звезды.

Вот она, вечность, совсем рядом! Но мы не замечаем ее за бытовыми неурядицами и вереницей застолий, которые повторят наши дети и дети наших детей. Все проходит — и все повторяется, но человек всегда хочет быть молодым и живет так, как будто мир появился вчера, а он никогда не умрет. И в этом суть и прелесть жизни.

http://bezvaskonikak.ru/prosto-o-slozhnom-sut-i-prelest-zhizni-v-spektakle-dolgij-rozhdestvenskij-obed/

«ОДИНОКИЕ»

«Каждый из нас — остров. Между островами ходят суда, летают самолеты, протянуты провода телефонов, мы переговариваемся по радио. Но остаёмся островами. Которые могут затонуть или рассыпаться в прах» - Д. Фаулз

Пожалуй, именно такой эпиграф в полной мере обнажает мысли главного героя – учёного Иоганнеса Фокерата, душу которого тяготит осознание непреодолимой духовной пропасти, которая разделяет его с любящей семьёй. В остросоциальной пьесе с философским подтекстом, талантливым актёрам Театра на Васильевском прекрасно удалось ненавязчиво погрузить сердце и разум зрителя в чувственные думы о важности, казалось бы, незначительной проблемы – отсутствия единомышленника, которой драматург Г. Гауптман и посвятил своё произведение «Одинокие».

Смелый выбор постановки режиссером Денисом Хуснияровым привлёк в театр людей совершенно разных возрастных групп: от юных студентов, до людей преклонного возраста, что не только приятно удивило, но и создало атмосферу некой преемственности поколений в рамках поднятых Гауптманом вопросов. Перед зрителем предстаёт интеллигентное семейство Фокератов: Иоганнес (з.а. Росссии, Артём Цыпин), всецело погружённый в свою научную работу мыслитель-атеист, его супруга – женственная и покорная Кэте (Ульяна Чекменева), госпожа и господин Фокерат – глубоко верующие родители Ганса (н.а. России – Наталья Кутасова и н.а. России – Юрий Ицков), тщетно пытавшиеся вырастить «достойного христианина», Браун (Владимир Постников)– деятель искусства, друг детства Ганса.

С первой минуты спектакля на себя обращает внимание то, что внешне благополучное семейство Фокератов достаточно жёстко внутренне разделено двумя совершенно противоположными идеями. Одна из них пронизана духом религии: венчаный брак, крещение детей, соблюдение заповедей Божьих, покаяние. Эти убеждения приемлют все члены семьи, но только не Ганс. Он – воплощение иных взглядов… Ему не нужны такие вещи как стабильность, семейный уют, отцовские хлопоты: для него они бессмысленны и глупы, поскольку навеяны мнением людей, живущих по шаблону, когда-то признанным обществом. Ганс всей душой стремится к чему-то новому, совершенному, одухотворённому и ничем не обременяющему. Этот порыв лишь усиливается с приездом в дом Фокератов юной студентки Анны (з.а. РФ – Илона Бродская), в которой Ганс находит того самого заветного единомышленника.

Переживания героев этой постановки – одни из самых сильных и надрывных из всех, что мне приходилось видеть в своей жизни. Да-да, именно в жизни, а не только на сцене театра или экранах кинотеатров. Ты переживаешь эту бурю вместе с персонажами, пропускаешь её через себя, и порой отчётливо чувствуешь, как кровь стынет в жилах от ужаса ситуации, момента и страха за человека, который переживает всё это. И только далеко после у тебя проскальзывает мысль о том, что всё это – только игра, что на самом деле этих переживаний и ситуаций в реальной жизни нет, и вместе с этим приходит бесконечное уважение и участие к актёрам, которые каждую постановку пропускают всё это через себя, живут этим и чувствуют так тонко, чтобы зритель верил и забывал, что перед ним – всего лишь виртуозная актёрская игра, но не реальная жизнь. Не могу не отметить так же беспрецедентные голосовые данные отца Ганса – за то, как он играет с тембром и интонациями своей речи нужно давать отдельную награду и вызывать его на поклон бессчётное число раз.
К концу постановки возникает закономерный вопрос: «Так кто же в этой пьесе одинок?». И ты с ужасом понимаешь, что если на первый взгляд потерянным и запутавшимся казался только глава семейства, то постепенно, ближе к концу постановки, по кусочкам всё становится на свои места. В этом семействе все по-своему одиноки, у каждого – своя неповторимая и надрывная трагедия, которой веришь, сопереживаешь и к которой проникаешься глубоким участием». (Никита Мячин, Алина Водопьянова.11 января 2018.

Записки с подмостков. https://vk.com/zspod).

 

«В театре на Васильевском я была последний раз еще тогда, когда он назывался Театром Сатиры. Я видела и «Опасные связи», и застала «Театр мадмуазель Клерон». Сейчас все другое и театр больше не сатиры, а драматический, и постановки блещут, но не юмором. Не помню, чем я руководствовалась при выборе спектакля, с которого начать знакомство с театром в его новой для меня ипостаси, но чем-то видимо руководствовалась. Итак. «Одинокие». Спектакль, без сомнения сильный, особенно, актерской работой. В нем найдутся и чеховские нотки, и философские размышления и даже почти коммунистические идеи о свободе отношений. С одной стороны, без сильных завихрений, с другой стороны – есть, о чем подумать, что почувствовать. И озеро "выстрелило", так что не зря на стене висело. Так что мне понравилось, назвать эти переживания целиком приятными я не могу, но и равнодушия нет. Я эмоциональный инвалид, к тому же продукт своей эпохи, поэтому многие вещи, хотя я и понимаю, почему они такие, какие есть, не нашли отклика в моей душе, а временами приводили в ярость, особенно все, что связано с безвольностью и желанием плыть по течению в тот момент, когда надо бы взять весло или хотя бы попытаться быть хитрее. Но я честно пыталась помнить, что это конец 19 века, другая эпоха, другие нравы, и что люди разные. И все же, и главный герой, и его жена, которая сдерживалась до того, что довела себя до нервного срыва, как персонажи приводили меня в ярость, а как актерская работа достойны восхищения. Мой фаворит в постановке – это Фрау Фокерат (мать главного героя) в исполнении Натальи Кутасовой, из всех самая здравомыслящая женщина, хотя тоже не без выкрутасов. И действительно блестящая игра. Артем Цыпин, игравший Иоганна Фокерата, собственно, "виновника торжества", феерический и убедительный. Мне не раз хотелось стукнуть его героя чем-нибудь тяжелым, а ведь отклик зрителя на игру и есть самый хороший показатель, не так ли? Впрочем, проходных актеров на сцене не встретишь. Это все серьезные, продуманные, глубокие образы, которые могут порадовать театрала, особенно если театрал этот любит и ценит психологизм в постановках больше, чем зрелищность, и готов напряженно слушать и переживать 3 часа кряду».  (Пользователь Надя Панкратова / ВКонтакте).

«ОХОТА ЖИТЬ»

«Были с родственниками на спектакле "Охота жить" В. Шукшина. Мы были в восторге! Очень понравилось! Игра, декорации! Очень необычное расположение кресел. Я бы назвала его нетрадиционным в понятии "театр". В конце спектакля первый ряд был задействован. Зрители вместе с актерами сидели за большим столом, за которым отмечали свадьбу одни из героев постановки. Первый ряд не просто сидел, но и так же мог отведать угощения со свадебного стола:) Это было очень неожиданно и впечатляюще. 

Сам зал простой, декорации тоже, но это и создает свою особую атмосферу. С каждого места сцена видна полностью. Ничего не мешает обзору. Приемлемые цены очень радуют. Скидки и акции на постановки тоже. В гардеробе все прилично, в холле тоже красиво. Персонал вежливый. Все, как подобает настоящему театру!» (Абрамова Яна. http://www.morgenmad.ru/театры/36947-театр-сатиры-на-васильевском).

 

 

«ПОСЛЕДИЙ ТРОЛЛЕЙБУС»

«Недопустимая наивность. Намеревался попасть на спектакль "Женитьба" по Гоголю в Театр на Васильевском и закономерно не преодолел отсутствие билетов. Оказался на камерной сцене этого же театра, где был спектакль по мотивам произведений А. Володина "Последний троллейбус". Про любовь, несбывшиеся надежды, случайные встречи. Стихи А. Володина, песни Б. Окуджавы - всё замечательно, вспоминал молодость, познакомился с залом.

Интерьеры скромные, зал на 75 мест. Однако в театре всегда важнее, чтобы было резонирование душ зрителей и актеров, остальное - не в счет. Вот даже фортепьяно простого фойе камерного зала настраивало на это душевное усиление.

После спектакля как бы вернулся в советскую юность, шёл по переходу в метро и пел Окуджаву, услышал скрипача, чудесно исполняющего Полонез Огинского, бросился к нему со своей долей его гонорара, но, к сожалению, и в этот раз - неудачно. Меня опередил полицейский, прервавший профессиональное исполнение шедевра и усиление колебания души, начавшегося ещё в камерном зале Театра на Васильевском... Стабильность души - важнейшая задача полиции.

Тем, кто не равнодушен к стихам Александра Володина или песням Булата Окуджавы, спектакль должен понравиться». (https://leonid-zash.livejournal.com/575476.html).

«ПРОКЛЯТАЯ ЛЮБОВЬ»

«Пьеса Татьяны Москвиной «Проклятая любовь» о любви двух знаменитых людей 20-го века – драматурга Николая Эрдмана и актрисы Ангелины Степановой (впоследствии жены Александра Фадеева) представлена зрителю прекрасным дуэтом Михаила Николаева и Татьяны Калашниковой. Тот случай, когда мастерством актеров любуешься на протяжении полутора часов с неизменным восторгом. Мне почему-то особенно хочется рассказать о Татьяне Калашниковой – великолепной актрисе, как мне кажется, практически неизвестной зрителю, не посещающему Васильевский остров. Ее Ангелина Степанова – с первых минут спектакля, с юной 24-х летней девушки и почти до старости, до эпизода, когда она, не задумываясь, дает бывшему возлюбленному, жалкому и забытому, крупную сумму денег – настоящая женщина, хозяйка своей жизни, несгибаемый характер в самых тяжелых обстоятельствах. В ее героине воплощены все русские женщины – их самоотверженность, жертвенность, верность, милость, покорность и воля. Ее тяжелая, полная испытаний жизнь демонстрирует как в борьбе за счастье, в самых трудных обстоятельствах можно оставаться верной себе, своей любви, близким людям. Очень советую посмотреть этот спектакль. На примере истории любви Степановой и Эрдмана вскрыта природа любви мужчины и женщины – любви, в которой зачастую женщины сильнее, крепче, надежнее. Проклятая любовь – это не только любовь, которая не выдержала исторических обстоятельств, не только любовь, которая сломалась о заключение и ссылку, это та любовь, которая могла выжить, только если бы оба стали  равны, оба проявили одинаковую силу в спасении своего чувства. Увы, мужчина дал слабину. Неужели, типичный случай?» (http://teatr-v-pitere.livejournal.com/10884.html).

 

«САМОДУРЫ»

«Гольдониевская экспрессия, простота и реалистичность в прорисовке характеров достигают здесь своего расцвета. Туманов сохранил неповторимый стиль и колорит пьесы. Его тонкая режиссура, а также изобретательная сценография Семён Пастуха, атмосферная музыка и красочные костюмы помогают выявить характеры персонажей и подчеркнуть необычные ситуации. Получился яркий, позитивный спектакль, наполненный искромётными танцами и песнями». (Источник: https://kudago.com/spb/event/teatr-samodury/).

«Удивили яркие и интересные костюмы, которые отлично разбавляют белую сцену. Так как сцена театра крайне невелика, то декораций нет, только белые "стены" с многочисленными дверями и периодически появляющиеся на сцене стулья. Но отсутствие декораций отнюдь не портит спектакль. Очень понравились актеры, они буквально живут спектаклем, а не играют роли. Особо понравилась Надежда Кулакова в роли Марины и Анна Захарова в роли Лучетты – ну, просто обворожительны и органичны. Спектакль рекомендую - можно вполне неплохо провести время и не то, чтоб посмеяться, но поулыбаться и отдохнуть». (http://otzovik.com/review_5065595.html).