ЗАЛ ФОН ДЕРВИЗ – НАМОЛЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ МЕСТО

В 2018  году исполнилось 25 лет со времени открытия театра в нынешнем здании на Среднем проспекте Васильевского острова.

Несколько лет молодой театральный коллектив не имел собственной сцены. Благодаря энергии художественного руководителя В.Д. Словохотова, и при «попустительстве» прогрессивных представителей власти, театр получил помещение бывшего Народного дома баронессы В.Н. фон Дервиз по адресу Средний пр. В.О., 48. В 1993 году театр открылся в отреставрированном здании спектаклем «Женитьба».  

История здания Театра на Васильевском

 

Этот уголок Васильевского острова – любимой исторической части Петербурга - помнит многие славные деяния и прославленные имена. В 50-х годах XIX века участок Среднего проспекта между 11 и 12 линиями принадлежал титулярному советнику и живописцу Н. Д. Быкову, которого в кругу художников знали как ценителя русского искусства, умеющего открывать молодые таланты. Особняк был богато отделан, обставлен старинной мебелью, украшен хрусталем и бронзой, а на его стенах размещаласьзамечательная коллекция картин В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, А.П. Лосенко, А. Г. Венецианова, К.И. Брюллова, О.А. Кипренского и других. После смерти хозяина дома в 1884 году значительную часть собрания приобрел московский купец П. М. Третьяков для своей галереи, а особняк реконструировали, надстроили до пяти этажей. В середине 1880-х годов этот участок перешел к вдове действительного статского советника Вере Николаевне фон Дервиз.

 

Дервиз (фон-дер-Визе) - русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром.  Первым из этой семьи приобрел большую известность и большие деньги начинающий капиталист Павел Григорьевич фон Дервиз.

Известнейший делец и меценат Павел Григорьевич увлекался театром и музыкой, сам занимался сочинением музыкальных произведений. Его сын Сергей фон Дервиз был незаурядным пианистом, окончил Московскую консерваторию. Унаследовав от отца любовь к искусству и, обладая значительным капиталом, он щедро помогал нуждающимся студентам Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, а также театрам, являлся почетным членом Петербургского драматического общества.

 

Благотворительница и меценатка Вера Николаевна фон Дервиз (?-25.02.1903), жена Павла Григорьевича фон Дервиз, была известна в обеих столицах прежде всего своей обширной и значительной благотворительной деятельностью. После трагических событий в семье (смерть сына Владимира в 1874 году, почти одновременный уход из жизни в 1881 году любимой и единственной 16-летней дочери Варвары и мужа), Вера Николаевна посвятила себя сыновьям Сергею и Павлу, а также, в значительной степени, делам благотворительности.

В апреле 1897 года фон Дервиз представила в строительную комиссию Санкт-Петербургской городской управы проект каменной постройки со зрительным залом. Проект был утвержден 7 мая того же года. Большой флигель был сооружен в 1897-1898 годах во дворе. Парадный его подъезд и сейчас выходит на Средний проспект. В целом это сооружение создавалось как Народный дом: на первом этаже размещались читальня, библиотека и музыкальные комнаты с роялями для беднейших учащихся консерватории, на третьем - школа живописи. На втором этаже находился зал на 576 мест, нарядно отделанный фаянсовой и металлической плиткой, вскоре он стал известен как «театральный зал фон Дервиз». Народный дом был открыт 18 февраля 1898 г.

Красиво оформленный зал, который к тому же отличался неплохой акустикой, привлекал различные труппы актеров, и вскоре здание на Васильевском острове стало одним из центров театральной жизни Петербурга.

 

В 1898-1899гг. здесь ставились любительские драматические спектакли под режиссурой А.П. Воротникова и благотворительные музыкальные спектакли.

 

В сезон 1900-1901 гг. – работало оперное товарищество, в следующий - труппа Кронштадтского театра под управлением Г.С. Карского. В великопостный сезон 1903 г. – товарищество актеров Василеостровского театра под управлением Е.Е. Ковалевского. В исполнении разных трупп в 1902-1903 гг. на этой сцене шли «Мещане» М. Горького, «Доктор Стокман» Г. Ибсена, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Отелло» У. Шекспира. В сезоне 1903-1904 гг. здесь гастролировала немецкая труппа берлинского Модерн-театра, игравшая пьесы Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

 

В сезон 1905 – 1906 гг., когда не действовал старый Василеостровский театр, здесь существовал Современный театр актрисы Н.Н. Отрадиной. Объявлялась задача откликаться на запросы современности, ставить «пьесы борьбы и жизни». Впервые после снятия цензурного запрета была представлена драма Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе».

 

Летом 1906 г. зал арендовал Н.А. Попов, и после перестройки он открылся как Новый Василеостровский театр. Сезон закончился в марте 1907 г. Печать отнеслась к новому театру с сочувствием: «одно из светлых» явлений петербургской театральной жизни, «настоящее чисто художественное предприятие», где со сцены «веет культурой». Первый спектакль «Макбет» назван «грандиозным в художественном отношении». Из исполнителей все хвалили И.В. Лерского (Макдуф), который после этой работы был приглашен в Александринский театр. А Попов со временем был приглашен в Москву режиссером в Малый театр.

На март-апрель 1907 г. зал арендовала антреприза В.Р. Гардина. Ставились: «Дети солнца», «Варвары» М. Горького, «Романтики» Ростана.

Осенью 1907 г. здесь шли гастрольные спектакли, организованные актером и режиссером Н.А. Соломиным.

20 октября 1908 г. в помещении дома фон Дервиз открылся Театр Искусств под руководством В.Р. Гардина, вернувшегося из-за границы Афиши объявляли, что театр состоит при Классах художественного развития. Кроме спектаклей велись занятия по искусству выразительного чтения, читались лекции по вопросам искусства, устраивались вечера поэзии «Северная свирель». Для открытия шла «Пляска смерти» Стриндберга, где Гардин восхищал публику в роли Эдгара. Впервые был инсценирован гончаровский «Обрыв» (Райский – Гардин), ставились «Дети солнца» Горького.

Чрезвычайно интересна сама личность Владимира Ростиславовича Гардина – актера, режиссера, сценариста, народного артиста СССР, первого директора Госкиношколы (впоследствии ВГИК). С 1904 по 1906 гг. он работал в Театре Комиссаржевской, где играл главные роли – Крогстада в «Норе» Ибсена, Шалимова в «Дачниках» Горького. После театра Комиссаржевской в 1907 году работал в Василеостровском театре под руководством Н. Попова, затем организовал Свободный театр в Териоках, где ставил запрещенные цензурой пьесы Леонида Андреева, Г. Гауптмана, О. Уайльда. С 1913 г. перешел в кинематограф на режиссерскую и сценарную работу. Снимал фильмы совместно с Я. Протазановым, В. Пудовкиным.

 

На сезон 1909-1910 гг. зал фон Дервиз сняли В.А. Казанский и Е.А. Масолова, назвав его Музыкально-драматическим театром. В следующий сезон постановкой «Горе от ума» открылся Драматический театр П.П. Вейнберга. Играла здесь и труппа Первого рабочего театра, возникшего в 1913 г. по инициативе бывших учеников вечерних классов в Лиговском народном доме, кочевавшая по разным сценическим площадкам.

 

После октября 1917 здание было реквизировано советской властью. Но и тогда не прервалась театральная история этого «острова культуры».

В период с 1928 по 1933 гг. здесь располагался Передвижной музыкальный театр, а затем Областной ТЮЗ. После войны театральное помещение было приспособлено под кинозал, а само здание отдано Клубу табачной фабрики им. Урицкого.  Здание ветшало, приходило в упадок и былое изящество стиля модерн.

В 1989 г. Владимир Словохотов с группой энтузиастов создал  Экспериментальный театр Сатиры, не имевший стационарной сценической площадки. Дирекция нового театра усиленно занималась поиском подходящего помещения, и вскоре удача улыбнулась театральным подвижникам:  табачная фабрика имени Урицкого решила отказаться от такой «обузы» как Дом культуры. Когда В. Д. Словохотову предложили несколько полубесхозных помещений, среди них было и это, производящее впечатление полного запустения. Тем не менее, здание значилось на учете в КГИОП в качестве вновь выявленного объекта, имеющего историко-культурную ценность. К тому же располагалось  в одном из самых респектабельных и любимых районов города. На помещение нашлось немало  претендентов,  в ожесточенную схватку вступили влиятельные силы, о чем свидетельствует, например, письмо, направленное мэру города А.А. Собчаку:

 

Уважаемый Анатолий Александрович!

Творческая общественность города обращается к Вам, первому мэру г. Санкт-Петербурга, с просьбой о возвращении театрального здания, помещающегося на Васильевском острове, Средний пр., д.48 (бывший клуб табачной фабрики им. Урицкого) Государственному театру Сатиры Леноблисполкома.

Театр, созданный в 1989 году, продолжает традиции городских театров, которые основывали свой репертуар на творчестве авторов города: драматургов, художников, композиторов и поэтов.

Убедительно просим Вас положительно решить нашу просьбу.

 

От имени творческих союзов письмо подписали артист Владислав Стржельчик, композитор Андрей Петров, писатель Владимир Арро, художник Михаил Аникушин, кинорежиссеры Игорь Масленников и Владимир Бортко.

 

В результате упорной борьбы спорный вопрос был решен в пользу театра.    

 

  Первым спектаклем театра в новом помещении стал «Санин» по роману М. Арцыбашева. Театр дал два представления и… закрылся. Здание требовало серьезного ремонта и больших реставрационных работ. Были подняты архивы; решили  восстанавливать дореволюционный облик театра госпожи фон Дервиз. И вот 28 мая 1993 года театр открылся в отреставрированном здании спектаклем «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя в постановке Анатолия Морозова. Эту дату можно назвать еще одним днем рождения театра, который к своему названию добавил и «прописку», став  государственным Театром Сатиры на Васильевском острове.

И сегодня помещение театра остается одним из самых стильных и уютных в городе. Большой зал, старинные лестницы, фойе и кафе почти полностью воспроизводят архитектурный стиль начала ХХ века, в который органично вписываются элементы модернизации. Театр сохранил не только исторический облик интерьеров, но и демократичный дух, творческую атмосферу этого места.

Старожилы уверяют, что время от времени на железной кованной лестнице можно увидеть статную фигуру в строгом платье – тень Веры Николаевны фон Дервиз. Наверно, она была бы довольна судьбой построенного ею здания: Народный дом стал театром-домом, открытым и гостеприимным. Сегодняшний Санкт-Петербургский драматический театр на Васильевском широко известен в северной столице и за ее пределами.