Горький и его пьеса. К премьере спектакля «Мещане»

«Горький писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и

совершенно необходимый сегодня».

                                               Дмитрий Быков

 

 

«Мещане» — первая пьеса Максима Горького. Написана в 1901 году, впервые была напечатана отдельной книгой издательством «Знание» в 1902 году с заголовком «Мещане. Сцены в доме Бессеменова. Драматический эскиз в 4 актах».

Замысел пьесы относится к началу 1900 г., но работа над пьесой шла медленно, и первые результаты её не удовлетворяли автора. Работа над «Мещанами» продолжалась в 1901 г. Весной этого года, когда М.Горький работал над третьим актом, он был арестован и заключён в тюрьму. По выходе из тюрьмы, живя в Нижнем Новгороде под полицейским надзором, он возобновил работу над пьесой и закончил её в конце сентября. Последние 28 дней он работал чрезвычайно интенсивно и сообщил об этом в середине сентября К.П.Пятницкому: «Во всю мочь завинчиваю пьесу» (Архив А.М.Горького).

В.И.Немирович-Данченко специально приехал в Нижний Новгород, чтобы познакомиться с пьесой. В шутливой форме М.Горький сообщал К.П.Пятницкому о своих переживаниях во время чтения пьесыНемировичу-Данченко: «Я — ваш Алёшка — с честью выдержал предварительное испытание на чин драматурга! (Берегись, Вильям Шекспир!) Говорю — с честью — не стыдясь — ибо уполномочен моим экзаменатором сказать больше. Вл.Немирович-Данченко клятвенно уверял меня, что пьеса — удалась и что сим делом заниматься я способен. Я ему верю... Вы знаете — три дня я его ждал и чувствовал себя мальчишкой, волновался, боялся и вообще дурацки вёл себя. А когда начал читать пьесу, то делал огромные усилия для того, чтобы скрыть от Немировича-Данченко то смешное обстоятельство, что у меня дрожал голос и тряслись руки. Но — сошло!» (Архив А.М.Горького).

В конце 1901 г. Художественный театр начал работать над постановкой пьесы. М.Горький, не имея возможности выехать из Нижнего Новгорода в Москву для беседы с режиссёрами и актёрами, послал К.С.Станиславскому письмо с подробными характеристиками всех персонажей пьесы. Премьера спектакля состоялась в марте 1902 г. в Петербурге, куда на весенние гастроли выехал театр. «На генеральную репетицию, — вспоминал К.С.Станиславский, — ...съехался весь «правительствующий» Петербург, начиная с великих князей и министров, — всевозможные чины, весь цензурный комитет, представители полицейской власти и другие начальствующие лица с жёнами и семьями. В самый театр и вокруг него был назначен усиленный наряд полиции; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению» (К.С.Станиславский.Моя жизнь в искусстве).

С осени 1902 г. «Мещане» шли на сцене Художественного театра в Москве.В 1903 году пьеса получила Грибоедовскую премию.Общество русских драматических писателей и композиторов дважды присуждало Горькому Грибоедовскую премию  - второй раз в 1904 году за пьесу «На дне».

Горький пять раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1918, 1923, два раза в 1928, 1933 гг.Конкурентами Горького считались Иван Шмелёв, Дмитрий Мережковский и Иван Бунин. В 1933 году премию получил Бунин. Возвращение Алексея Максимовича в СССР литературоведы отчасти связывают и с интригой вокруг премии, которую, по распространённой версии, Нобелевский комитет желал присудить писателю из русской эмиграции, а Горький эмигрантом в полном смысле слова не был.

Интересно, что в словаре Брокгауза и Ефрона Горький указан как мещанин.В толковом  словаре С.И. Ожегова слово Мещанин определяется как: 1. В цар

ской России: лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников. Городской м. Служащий из мещан. 2. Человек с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличный к интересам общества.

Понятие «мещане» с течением времени лишилось отрицательных коннотаций. И более явными стали параллели между чеховской и горьковской драматургией, когда в центре внимания весь ансамбль действующих лиц, действие строится на тонких психологических отношениях, переменах настроений, атмосферы. 

Пьеса М. Горького «Мещане» вошла в золотой фонд драматургии ХХ века. В истории постановок самую широкую известность получил спектакль Георгия Товстоногова 1966 года.

Большой драматический театр дважды обращался к этой драме М. Горького. В 1937 году постановку «Мещан» осуществил режиссер Алексей Дикий. Бессеменова играл Г.П. Петровский, Нила – Николай Корн и Виталий Полицеймако, Тетерева – А. Лариков, Полю – В. Кибардина, Елену – Ольга Казико.

Г.А. Товстоногов тоже дважды ставил «Мещан», первый раз в молодости, это был студенческий спектакль в Тбилиси. Товстоногов как-то признался, что первый импульс к постановке этой пьесы в БДТ дал ему театр абсурда: пьесы С. Беккета и Э. Ионеско помогли ему увидеть в старой пьесе новое — абсурдность и бессмысленность существования её героев, «замкнутые круги, по которым они мечутся».

Премьера товстоноговских «Мещан» состоялась 25 декабря 1966 года. Главными открытиями этого спектакля стали трагический — в его «тщетном усилии понять происходящее, найти точку опоры для себя и своих ближних» — Бессеменов Евгения Лебедева, которого один из критиков назвал «мещанским королём Лиром», и Татьяна Эммы Поповой, которую критики, напротив, сравнивали с чеховскими персонажами, c сёстрами Прозоровыми из «Трёх сестёр».

После знаменитой постановки российские театры не часто обращались к этому произведению М. Горького. Наиболее известен спектакль Кирилла Серебренникова 2004 г. в МХТ, неоднозначно принятый критикой, как и все спектакли этого яркого режиссера. 

А в Ленинграде - Петербурге и вовсе никто не осмеливался браться за горьковскую пьесу, она считалась «закрытой». Спектакль Владимира Туманова в Театре на Васильевском  – первая за полвека постановка «Мещан»на берегах Невы.

Исполнитель роли Бессеменова народный артист России Юрий Ицков в связи с этим полагает:

-Есть мнение, что великие Георгий Товстоногов и Евгений Лебедев, так сказать, закрыли эту тему. Конечно, возникает опасение, потому что одно дело брать какой-то неизвестный материал, а другое – такую эталонную вещь. Хотя перед постановкой мы вспоминали с Тумановым, что спектакль Товстоногова вышел более пятидесяти лет назад. Ну, и, в конце концов, тогда, действительно, Гамлета никто не должен играть, поскольку Смоктуновский гениально сыграл.

 

Время сейчас другое, люди другие, хочется очистить историю от временных напластований, при том, что проблемы, поставленные Горьким, вечно актуальны, сейчас, может быть, особенно – кризис семьи, конфликт отцов и детей… Порой кажется, что между поколениями вообще пропасть непонимания,  молодые даже не понимают, о чем им говорят, про что их спрашивают.

 

В принципе, хотелось бы, чтобы наш спектакль смотрелся как некое остросоциальное  действо, вызывал размышления и споры. Что, конечно, совершенно не отменяет психологических глубин. 

                           *                            *                               *

Премьера спектакля «Мещане» - 24, 25 ноября 2018 г.