К юбилею заслуженной артистки России Елены РАХЛЕНКО

Елена Александровна Рахленко – потомственная ленинградская интеллигентка. Правда, родилась она в Таллине, к этому прекрасному городу был приписан Театр Балтийского флота, в котором работали артистами ее родители - Мария Мамкина и Александр Рахленко.

В семье существовала легенда, что маленькую Лену принесли не аисты, а белые лебеди. В ожидании ребенка мама Лены гуляла в парке Кадриорг и кормила лебедей. Могла ли стать заурядной девочка, которую в жизнь принесли гордые птицы?

Елена Рахленко – наследственная актриса. Наследуя, продолжая и развивая традиции питерской интеллигенции, русского психологического театра, она уникальна во всем – в совершенно индивидуальном восприятии жизни, культуры, искусства, в рисунке каждой роли, в каждом жесте, в неповторимой улыбке… В умении сочетать силу духа и нежную женственность, великолепное чувство юмора и скрытую боль, яркий, искрящийся богатством красок талант и удивительную актерскую скромность.

Из интервью Елены Рахленко:

-К сожалению, я не очень амбициозная и тщеславная. Я говорю «к сожалению», потому что в нашей профессии это не плюс. Может, в человеческом плане это не плохо, но в актерской профессии здоровая доля тщеславия не помешает. Однако ничего не могу с собой поделать – говорю честно. Преобладает только этот интерес: войти в другую жизнь, причем не какой-то там патологический, а сугубо профессиональный. Внимание к болезненным проявлениям психики, к чернухе – это примета сегодняшнего дня, а я воспитывалась на классике, на пьесах Островского, Чехова, Шекспира, где мы исследовали, прежде всего, чувства, эмоции, страсти, и это было безумно интересно.

Первые театральные впечатления Елены были связаны с Театром Ленкомсомола (ныне – «Балтийский дом»), где работали родители. Девочка с восторгом смотрела спектакли-сказки, окна гримерок выходили в парк…

      Из интервью:

-Напомню, это происходило после войны, дыхание театра смешивалось с дыханием страны, которая старалась выжить, старалась стряхнуть с себя огромное горе…Театр был очень нужен и поэтому для меня театр навсегда - вот эта радость, нежность и любовь, весна и сирень…

Путь, проложенный белыми лебедями, неизбежно следовал в театр. В драмкружок при Ленинградском Дворце пионеров ее пригласил Владимир Поболь - молодой артист, выпускник Училища МХАТа, игравший в Театре Ленкомсомола в паре с Марией Мамкиной. В драмкружке он поставил спектакль «Павлик Морозов», за что кружок получил призовое место и звание Пионерского театра имени Павлика Морозова. Роль того самого Павлика играл Владимир Особик. Там Лена с Владимиром и познакомились.

Из интервью:

-Мой близкий, к сожалению, ныне покойный друг, режиссер Владислав Пази, тоже вышедший из этого кружка, как-то сказал, что у большинства населения имя Павлик Морозов вызывает отрицательные эмоции и только у нашей маленькой группки душа обливается совершенной нежностью…

Володечка, когда мы уже работали в театре, как-то сказал: «Какие мы счастливые люди, перед нами никогда не стоял вопрос, кем быть. Мы сразу знали, кем мы будем. У многих по окончании школы разламывается голова – куда идти? А мы точно знали, что будем артистами».

В 1992 году Елена Рахленко пришла в молодой Театр на Васильевском вместе с мужем Владимиром Особиком – легендарным царем Федором из спектакля Рубена Агамирзяна «Царь Федор Иоаннович»… В Театре на Васильевском Владимир Особик как режиссер поставил по пьесе Юлия Кима яркое музыкальное представление  «Театр мадемуазель Клерон», спектакль-концерт по мотивам песен Леонида Утесова «А у нас есть тоже патефончик»; сыграл роли в спектаклях «Еврейское сватовство» и «Прощальная гастроль князя К. (Дядюшкин сон)».

А Елена Рахленко сыграла на этой сцене множество разноплановых ролей в спектаклях классической и современной драматургии. Ее героини – истинные женщины: искренние и корыстные, смешные и великолепные, холодные и страстные. Ей одинаково подвластны роли лирические и острохарактерные. Она умеет быть на сцене заразительно-комической, смешной, гордой и высокомерной, быть простолюдинкой и изысканной леди.

 

Воплощение женственности, она, тем не менее, сыграла две мужские роли в спектакле «Антон и шоу-бизнес», поставленном Артемом Цыпиным. Было непривычно, но она не могла отказать давнему другу и партнеру по сцене. Получилось замечательно: острохарактерные шаржи  на два типа режиссеров: самовлюбленного модерниста и не менее ценящего себя режиссера-интеллектуала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истинно французским достоинством, стилем и шармом проникнута ее бенефисная роль – Матильда в спектакле «Моя дорогая Матильда» в постановке итало-американского  режиссера Джона Пеппера. Актриса создает сложный, противоречивый образ пожилой француженки, посвятившей всю свою жизнь любви к единственному мужчине.  Режиссер восхитился талантом актрисы, способностью многогранно воплотить творческий замысел. Со времени премьеры режиссера и актрису связывают теплые дружеские чувства.

 

 

И еще одну француженку довелось талантливо сыграть Елене Рахленко. В спектакле «Смех лангусты», поставленном Владимиром Тумановым, она проникновенно играет великую актрису Сару Бернар, наделяя ее драгоценными качествами собственного душевного и актерского дара. В финале актриса – и Сара Бернар, и Елена Рахленко – через все испытания вновь победоносно выходит на сцену.

 

 

 

 

Из интервью:

     -Во всем есть позитив и его надо научиться видеть. Всегда надо помнить, что черная полоса не может быть бесконечной, и, в конце концов, я очень люблю жизнь.

     Жизнь нам дана не зря и прожить ее печально, старясь и разрушаясь, значит потерять ее смысл. Знаете, мой любимый режиссер Иоселиани, представляя на Московском кинофестивале свой фильм «Истина в вине», сказал фразу, которую я заполнила дословно: «Жизнь драматична, а конец трагичен, и он известен. Поэтому я снимаю комедии».

      Мы не можем преодолеть только смерть и смертельные болезни, все остальное – можем! Мы обязаны дойти до конца радостно и с улыбкой.

     Дорогая наша Елена! Мы счастливы идти вместе с Вами – радостно и с улыбкой!