Васса Железнова
Максим Горький
ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА
Премьера состоялась 24 января 1997 г.
Режиссер — Ахмат БАЙРАМКУЛОВ
Художник – Алексей Киселев
Спектакль выдвигался на соискание Государственной премии России.
Народная артистка России А. Шуранова получила приз за лучшую роль на Международном театральном фестивале “Контакт” (Польша).
Спектакль участвовал во Всемирном театральном фестивале “Хельсинки-2000”.
В ролях: народная артистка России Антонина Шуранова, заслуженный артист России Сергей Лысов, артисты Алексей Осьминин, Любовь Макеева, Дмитрий Евстафьев, Инна Кошелева, Алексей Федотов, Юлия Солохина, Наталья Лыжина.
Театр поставил первый вариант пьесы, написанный Горьким накануне Первой Мировой войны, где запечатлен вечный российский конфликт между чувством и долгом, властью и «подданными», между глобальными и частными интересами, между отцами и детьми. Васса в исполнении блистательной Антонины Шурановой была вовсе не «глыба», а земная женщина, полная тревоги — за дом, за семью, за дело, которое строила по крупице, всю жизнь.
«...Мы становимся очевидцами захватывающего “концерта” большой актерской игры, где сильные творческие индивидуальности не довлеют над иными, все звучат в необычайной гармонии. Глубину раскрытия характеров, наполненную темпераментом и подлинностью существования, показала Антонина Шуранова (Васса), Сергей Лысов (Прохор), Инна Кошелева (Людмила). Следовало бы назвать всех». (Януш Ковальчик. Гениальные россияне, забавные чехи // Трибуна г. Торунь, Польша).
«“Васса Железнова” в театре Сатиры — история гибели одной семьи. Здесь зажигают свечи, смахивают пыль и пьют чай. А мир, много больший, чем эта полутемная комната, распадается тем временем так же, как распадается здесь семья. Дом все равно рухнет, живи в нем или не живи. Причина - в людях, не захотевших или не сумевших слышать и любить друг друга». (Елизавета Минина // Невское время).
«Поразительно, насколько она современна сегодня! Она актуальна в России новых русских, но столь же актуальна и у нас. До боли узнаваема Васса, задаривающая детей деньгами, судорожно пытающаяся сохранить институт семьи. Увы, семью все чаще можно удержать лишь деньгами.
Режиссер помогает проявиться виртуозному мастерству актеров, давая им простор и сосредоточившись не только на самих конфликтах, но и на их трагических следствиях». (Кирсика Морин // Helsingin Sanomat. Финляндия).