РусскийEnglish

2 ИЮЛЯ 2012 ГОДА В ТЕАТРЕ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ – 150-Й СПЕКТАКЛЬ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ»

Людмила Улицкая

"РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ"

Режиссер – Анджей БУБЕНЬ

Сценограф – Елена ДМИТРАКОВА

В ролях: народная артистка России Наталья Кутасова, заслуженные артисты России Надежда Живодерова, Артем Цыпин, Евгений Чудаков, артисты Игорь Бессчастнов, Татьяна Калашникова, Надежда Кулакова, Наталья Корольская, Елена Мартыненко, Татьяна Мишина, Михаил Николаев, Ульяна Чекменева, Светлана Щедрина.
5 mini6 mini

Спектакль – лауреат премии «Золотой софит», номинант премии «Золотая маска», участник международного театрального фестиваля в Польше и фестиваля «Лучшие петербургские спектакли в странах Балтии» (проект премии «Золотая маска» 2010 года).
9 mini

Творчество Людмилы Улицкой, удостоенное многих престижных премий, широко известно в России и за рубежом. Пьеса «Русское варенье» - лауреат Всероссийского конкурса драматургии «Действующие лица». Драматический театр на Васильевском первым в Санкт-Петербурге поставил эту пьесу. Со времени премьеры спектакль «Русское варенье» совершил триумфальное шествие по сценам России, Польши, Испании, Португалии, Франции, стран Балтии.
7 mini

Талантливая, ироничная, остроумная и драматичная история выстроена в жанре вариаций на темы пьес А.П. Чехова о судьбах современной русской интеллигенции, ее отчаянных и подчас комичных попытках увязать традиционные ценности и традиционный уклад жизни с требованиями эпохи «деловых людей». Время действия представляет собой удивительное «варенье» из прошлого и настоящего. Из откликов прессы: «Одним из центральных спектаклей сезона стало «Русское варенье» А.Бубеня по Л.Улицкой в театре Сатиры. Бубеню не свойствен наш лирический отечественный пафос и «тоска по лучшей жизни». Он рассматривает эту, нашу, совсем не лучшую, никак не отождествляясь с героями Чехова, как отождествляет себя с ними каждый из нас и, в общем-то, Улицкая, написавшая смешной, но не жесткий текст, сварившая варенье из шума культуры, рифм, из остроумно вывернутых чеховских цитат, все смешав и кинув в вишневое варенье дохлую мышь – и по сюжету (мышь в тазу с вареньем находит Маканя), и символически (вот вам ваш «Вишневый сад» сегодня: мышь в варенье, забытый вместо Фирса кот…). Бубень, с холодностью нездешней, европейской, польской, какой угодно, но точно – с холодностью и отстраняясь, ставит саркастический диагноз русской интеллигенции». (Марина Дмитревская // Петербургский театральный журнал. 2008. № 53).

«Иронический парафраз «Вишневого сада», в котором режиссер увидел повод для собственного высказывания об интеллигенции сегодня, - действительно «хорошо придуманная пьеса», построенная по принципу чеховской полифонии; это «группа лиц без центра», где диалоги звучат как параллельные монологи, персонажи рифмуются, цитирование ненавязчиво, а сатира не зла. Такой материал требует слаженного актерского ансамбля – и спектакль, бесспорно, получился прежде всего актерским. Артисты умудрились, сохранив общую лирическую интонацию, сыграть своих «недотеп» остро, живо, забавно, не злоупотребляя красками характерности, но и не погружаясь с головой в психологические нюансы… Взгляд Улицкой насмешлив и беспощаден – но режиссер не ставит холодную пародию. Разговор о семье, где в любых условиях и в любое время хранят верность убеждениям, ныне никому уже не нужным, - состоялся». (Людмила Филатова // Петербургские театральные сезоны. 2008. Выпуск 5).

«Из чеховских традиций черпает свой юмор премьера Конфронтации – превосходное «Русское варенье» в режиссуре Анджея Бубеня с артистами театра Сатиры на Васильевском из Санкт-Петербурга. Семья Лепёхиных не хочет покидать запущенного дома, находя смысл жизни в воспоминаниях и мечтах. «Вишнёвый сад», переплетённый с «Тремя сёстрами», с отголосками Тургенева – сердечная, глубокая сатира, великолепная игра слов и условностей, к тому же отличное актёрское мастерство и блестящая сценография – представлены в авторской пьесе известной писательницы Людмилы Улицкой. Даже хочется подняться «туда», сесть за стол, на который капают капли дождя, попробовать пирога, постоять на шатких мостках, ведущих через лужи от дома к заброшенному саду…» (Гжегож Йозефчук // газета «Выборча». 2007. 11 октября).

«”Русское варенье” в московском театре Школа современной пьесы провалилось с треском, а в петербургском Театре на Васильевском триумфально идет три сезона, побывало на престижных фестивалях, взяло ряд премий. И Улицкая предоставила Анджею Бубеню исключительное право на инсценировки ее произведений в России… Актеры у Анджея Бубеня играют прекрасно, создавая почти музыкальный ансамбль» (Борис Тух // газета Postimees, Эстония. 2010. 12.10) .