Постановка
Мы дни за днями шепчем: "Завтра, завтра"
Так тихими шагами жизнь ползет
К последней недописанной странице.
Оказывается, что все "вчера"
Нам сзади освещали путь к могиле.
Конец, конец, огарок догорел!
Жизнь - только тень, она - актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел -
И был таков. Жизнь - сказка в пересказе Глупца.
Она полна трескучих слов
И ничего не значит.
Уильям Шекспир
Тысячу лет назад родился Макбет. Ровно четыреста лет назад Шекспир написал пьесу «Макбет». Ровно 100 лет назад в нынешнем здании театра Сатиры был открыт Новый Василеостровские театр, первой постановкой которого стала пьеса «Макбет»… Историю кровожадного Макбета, шедшего по трупам к верховной власти, мы знаем по пьесе Шекспира. Но правление реального Макбета подарило Шотландии 17 лет процветания и благоденствия. Он погиб как благородный воин, защищая свою страну.
Алексей УТЕГАНОВ, режиссер:
Драматурга я не выбирал, потому что в какой-то момент почувствовал, что я – это Шекспир. Вначале я очень запросто сокращал текст, а потом стал дописывать монологи и диалоги. Могу и в стиле Пастернака, и в стиле Лозинского – пока двумя владею. Одна из тем, которые мы раскручиваем в пьесе – это кризис среднего возраста. И как показывает практика наших размышлений во время репетиций, этот кризис настоящим мужчиной непреодолим. Человек может только умереть либо стать совсем другим. А про женщин ничего не знаю. Если женщина любит своего мужчину, то она погибает вместе с ним. Вторая тема – про любовь: у Макбета очень страдает жена. Он занят войной, а она чем занята? У нее огромная нерастраченная энергия, которую нужно куда-то девать. Она по-своему пытается помочь ему выйти из кризиса, в который он попал. И главная линия: человек не может сам отличить путь добра от зла. Только пройдя путь до конца можно понять, хорошо я сделал или плохо. Макбет борется за процветание своей страны, за дружбу, за любовь – он борется теми способами, которые считает необходимыми. А потом, когда он победил в этой борьбе, прошел этот путь до конца, он понимает, что это был ужас. Про что мы ставим спектакль? Вначале, сам с собой, я знал про что, но сейчас действует сознание коллективное. Я теперь не один решаю – мы теперь все вместе решаем. И про что – никто не знает. Про все.
З.а.России Виктор ШУБИН (Король Дункан):
Весь конфликт начинается с предательства: человек предал своего короля, поднял бунт, идет война. А дальше Дункан провоцирует все окружение свое и ждет, кто же проколется. Совершенно неожиданно «прокололся» Макбет. Когда я читал пьесу, у меня сложилось ощущение, что пьеса – о слабом человеке. Не о сильном и волевом Макбете, а о слабом, который зависит от всего: от рока, женщин, ведьмы вмешиваются в эту ситуацию... Как будто он не управляет своей судьбой. Мой герой идет до конца: возвышает Макбета, едет к нему в замок…А потом неслучайно появляется в финале, чтобы посмотреть до конца эту пьесу – с того света аж выкарабкался, чтоб посмотреть финал!
Евгений ДЯТЛОВ (Макбет):
Кризис среднего возраста – это когда человек конкретно осознает свою меру ответственности или понимает, что на этом посту он уже «продырявился» и отовсюду сквозит... Чтобы не сквозило, человек должен жить с постоянной включенностью. Другой вопрос: лениться-то когда? Может быть, у меня кризис работящего лентяя? Ведь иногда так приятно лентяйничать, унывать – так приятно! Депрессировать – очень приятно, пользоваться чужими трудами – очень приятно! Еще бывает, наверное, кризис любящего и нелюбящего – это больше к женщинам относится. А у воина происходит «кризис мирной жизни». Вот и Макбет силен, когда он воин, и слаб как мирный человек. Вообще воин – это же страшно: он учится убивать. Но в самом процессе такая дисциплина, которая не уродует, а лишь отбрасывает все лишнее. Такое отточенное, цельное существо! Я этого Макбета прямо чувствую – вижу со стороны, но еще не подошел к самому главному. Думаю, что он - архетип воина, а так как у меня достаточно друзей подобного рода и все они достаточно интересные, я бы хотел их бережное собирание внутри себя сделать. И открыть в себе что-то новое. Но когда это ставишь себе это как цель – по дороге к счастью никогда не встретишь счастья… С женой Юлей мне легко репетировать, потому что не нужно лишних слов. При слове «любовь» у одного теплеет в ногах, у другого – в сердце. Я знаю, где у меня теплеет. И я знаю, на каком языке мы будем договариваться о каких-то вещах, может быть, чисто партнерских…
З.а. России Юлия ДЖЕРБИНОВА (леди Макбет):
Иногда бывает трудновато, а это значит, что я учусь чему-то, клапаны какие-то открываются. Для меня, леди Макбет, самое главное – любовь к Макбету. Как только Макбет отходит от меня – жизнь заканчивается. Что-то внутри обрывается. И в моей реальной жизни все очень похоже. Репетировать с мужем легко, но когда что-то не получается – неудобно перед ним, самым близким человеком. Кто-то сказал: «Мужчина смотрит на Бога, а женщина – на мужчину». Но леди Макбет – а ее энергия направлена только на любовь - не заметила, когда эта любовь стала пре-ступной. Переступила через очень важное. Мне очень жалко Дункана, но это было необходимо для нашей цели…Так получилось…
Алексей МАКРЕЦКИЙ (Росс):
Люди мы простые, собственно трагедии мы не играем, а выполняем, грубо говоря, возложенные на нас функции: режем, убиваем, и между этими действиями по возможности стараемся радоваться жизни. Мы являемся какими-то винтиками. Приказал старший кого-то зарезать – ну мы зарезали, выполнили заказ. А в остальном – мы очень жизнерадостные, веселые, добродушные…И совесть не может никого мучить, потому что не мучает же пулю совесть за то, что она пробивает кому-то голову? Человек, который придет «на Шекспира» и будет ожидать классическую постановку, может быть просто ошарашен – никакого классического Шекспира там не будет, идея совершенно другая. Но она рядом с Шекспиром, около него. Театр должен потрясать. Нужно дотянуться до начинки человеческой, взять в кулак и потеребить – и человек уходит, совершенно ошарашенный… Поэтому трагедия не менее действенна, чем комедия.
Владислав ЛОБАНОВ (Макдуф):
Мой герой одного со мной возраста. Есть нечто общее, но есть и различия. Я – человек достаточно искренний. Иногда закрытый, но закрытость не исключает искренности. И с режиссером мы по-человечески похожи…закрытостью. Мне нравится мой персонаж, которого я пытаюсь полюбить, но материал достаточно сложный и даже мистический, я его побаиваюсь. Но бояться – нормально, это дает энергию, которая позволяет развиваться, не стоять на месте, забыть и преодолеть боязнь. Очень люблю Шекспира за настоящие чувства, поступки, страсти, которыми наполнен человек. Да, наверное, здорово прийти посмотреть комедию, отдохнуть - это проще, легче… Но иногда, чтобы понять про себя кое-что, нужно «чашу переполнить»…
Константин ХАСАНОВ (Ленокс):
У Шекспира мой персонаж – чисто функциональный, а в версии Утеганова это такой собирательный образ, он хочет мира и торжества справедливости. В мужчине главное – мужественность, способность нести ответственность за свои действия, и тема мужской дружбы мне очень близка. Режиссер ставит спектакль про сильных людей, и поскольку правда торжествует в нашем спектакле, я считаю, что все персонажи достаточно сильные. Даже мой Ленокс, хоть и рефлексирует иногда, способен принимать решения и идти до конца. Режиссер очень умело создал атмосферу соавторства – мы вместе с ним создаем спектакль. И очень правильно он сказал, что классика сегодня должна быть радикальной.
Роман АГЕЕВ (Банко):
Мне стало тяжело играть некий такой собирательный образ из бандитов, следователей, настоящих мужиков - то амплуа, в котором меня используют как в кино, так и в театре. Это люди здоровые, энергичные, темпераментные – социальные герои, наверное. Я понимал, что не могу вырваться из некой системы, мной же установленной, и стал пробовать другое, гротесково-клоунское существование. С Утегановым я работаю уже на втором проекте. Он свободен – от автора, от устоявшихся общетеатральных вещей. И он ставит свою историю: есть судьба, рок, и сколько бы ты ни бился, в конце концов обстоятельства сложатся так, а не иначе. Я, в отличие от моего Банко, очень скандальный человек. Вернее, тот, кто внутри меня. Бывает, что мне с ним даже разговаривать не хочется… И когда поссорюсь с собой - мирюсь по возможности: выпьем вместе – я и я, чокнемся…
Родион НИКИТИНСКИХ, 16 лет (Флинс, сын Банко):
Своего героя я представляю лоботрясом, бездельником, непутевым мальчишкой. Но убивают его отца, и детство резко уходит. И он этот переход выдерживает. Я-то не такой, наверное, в чем-то слабее. Мне иногда бывает страшно, но я знаю, что все будет хорошо! Будущее свое я представляю очень тесно с актерской профессией. Надеюсь, что буду режиссером - это моя мечта. Я работал уже с двумя режиссерами, Алексей Утеганов – третий. В нем чувствуется энергия, и мне понятно, чего он хочет от меня. И компания замечательная. Сначала я подумал: почему в «Макбете» очень мало женских лиц? А потом понял - а зачем они нам? Я хочу, чтобы зрители через наш спектакль осознали, что в каждом человеке что-то такое сильное и надо не бояться открывать в себе эту силу.
Антон ЧУДЕЦКИЙ (Ментейс):
Мы с режиссером сразу общий язык нашли – человек молодой, говорим с ним на одном языке, он сразу сумел заинтересовать. Я когда про распределение узнал – подозрительно отнесся и к выбору пьесы, и к своему герою. Открыл пьесу и…не нашел его вообще! А режиссер сказал – ничего, у нас будет! И в его версии пьесы получился интересный собирательный образ. Мы с моим «напарником» Лешей Макрецким существуем контрапунктом к этим так называемым рефлексирующим интеллигентам - не столько говорим, сколько действуем. И практически не уходим со сцены. Мы такие солнечные парни, которые, улыбаясь, пьют вино, любят женщин, улыбаясь, убивают людей, воюют… Мы любим жизнь! И не сомневаемся по поводу своих поступков, зная, что над нами есть сильная личность – Макбет. Нам с ним хорошо. Он ведет войска. Он классный парень, настоящий друган! Он говорит: мужики, давайте выпьем! Или: надо плохим дядькам сделать козью морду! – Так мы пошли и сделали ее! Потом, правда, нам становится не по себе: дитя мы убиваем походя, леди Макдуф… Мы-то пришли убить Макдуфа – но так получилось… Есть женские спектакли, а есть мужские. Этот – про дяденек, а дяденька обязательно должен подержать в руках меч. Когда берешь в руки хорошо сделанный меч – хочется им кого-то порубить…. Хоть и происходит предательство друга, но все мы нормальные мужики! В процессе работы я заметил, что если человек хочет договориться с собственной совестью – он всегда это сделает. Убьт, а потом скажет: я не мог по-другому – лучше я нанесу удар первым, чем получу удар в спину! И я понял, что мы зачастую так и в жизни поступаем друг с другом – и оправдываем себя.
Евгений ГУСЕВ (Малькольм, сын Дункана):
Я-Малькольм мало чего решаю, за меня решают другие. Я подчиняюсь обстоятельствам. И мне-Гусеву это трудно, потому что не очень свойственно.. Когда я прочитал роль, то подумал: опять хороший мальчик, положительный – аж тошнит! А в результате режиссер сделал все наоборот. Наш спектакль направлен на мужчин. Но почему мужчинам интересно читать женские журналы, а женщинам – мужские?
Так тихими шагами жизнь ползет
К последней недописанной странице.
Оказывается, что все "вчера"
Нам сзади освещали путь к могиле.
Конец, конец, огарок догорел!
Жизнь - только тень, она - актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел -
И был таков. Жизнь - сказка в пересказе Глупца.
Она полна трескучих слов
И ничего не значит.
Уильям Шекспир
Тысячу лет назад родился Макбет. Ровно четыреста лет назад Шекспир написал пьесу «Макбет». Ровно 100 лет назад в нынешнем здании театра Сатиры был открыт Новый Василеостровские театр, первой постановкой которого стала пьеса «Макбет»… Историю кровожадного Макбета, шедшего по трупам к верховной власти, мы знаем по пьесе Шекспира. Но правление реального Макбета подарило Шотландии 17 лет процветания и благоденствия. Он погиб как благородный воин, защищая свою страну.
Алексей УТЕГАНОВ, режиссер:
Драматурга я не выбирал, потому что в какой-то момент почувствовал, что я – это Шекспир. Вначале я очень запросто сокращал текст, а потом стал дописывать монологи и диалоги. Могу и в стиле Пастернака, и в стиле Лозинского – пока двумя владею. Одна из тем, которые мы раскручиваем в пьесе – это кризис среднего возраста. И как показывает практика наших размышлений во время репетиций, этот кризис настоящим мужчиной непреодолим. Человек может только умереть либо стать совсем другим. А про женщин ничего не знаю. Если женщина любит своего мужчину, то она погибает вместе с ним. Вторая тема – про любовь: у Макбета очень страдает жена. Он занят войной, а она чем занята? У нее огромная нерастраченная энергия, которую нужно куда-то девать. Она по-своему пытается помочь ему выйти из кризиса, в который он попал. И главная линия: человек не может сам отличить путь добра от зла. Только пройдя путь до конца можно понять, хорошо я сделал или плохо. Макбет борется за процветание своей страны, за дружбу, за любовь – он борется теми способами, которые считает необходимыми. А потом, когда он победил в этой борьбе, прошел этот путь до конца, он понимает, что это был ужас. Про что мы ставим спектакль? Вначале, сам с собой, я знал про что, но сейчас действует сознание коллективное. Я теперь не один решаю – мы теперь все вместе решаем. И про что – никто не знает. Про все.
З.а.России Виктор ШУБИН (Король Дункан):
Весь конфликт начинается с предательства: человек предал своего короля, поднял бунт, идет война. А дальше Дункан провоцирует все окружение свое и ждет, кто же проколется. Совершенно неожиданно «прокололся» Макбет. Когда я читал пьесу, у меня сложилось ощущение, что пьеса – о слабом человеке. Не о сильном и волевом Макбете, а о слабом, который зависит от всего: от рока, женщин, ведьмы вмешиваются в эту ситуацию... Как будто он не управляет своей судьбой. Мой герой идет до конца: возвышает Макбета, едет к нему в замок…А потом неслучайно появляется в финале, чтобы посмотреть до конца эту пьесу – с того света аж выкарабкался, чтоб посмотреть финал!
Евгений ДЯТЛОВ (Макбет):
Кризис среднего возраста – это когда человек конкретно осознает свою меру ответственности или понимает, что на этом посту он уже «продырявился» и отовсюду сквозит... Чтобы не сквозило, человек должен жить с постоянной включенностью. Другой вопрос: лениться-то когда? Может быть, у меня кризис работящего лентяя? Ведь иногда так приятно лентяйничать, унывать – так приятно! Депрессировать – очень приятно, пользоваться чужими трудами – очень приятно! Еще бывает, наверное, кризис любящего и нелюбящего – это больше к женщинам относится. А у воина происходит «кризис мирной жизни». Вот и Макбет силен, когда он воин, и слаб как мирный человек. Вообще воин – это же страшно: он учится убивать. Но в самом процессе такая дисциплина, которая не уродует, а лишь отбрасывает все лишнее. Такое отточенное, цельное существо! Я этого Макбета прямо чувствую – вижу со стороны, но еще не подошел к самому главному. Думаю, что он - архетип воина, а так как у меня достаточно друзей подобного рода и все они достаточно интересные, я бы хотел их бережное собирание внутри себя сделать. И открыть в себе что-то новое. Но когда это ставишь себе это как цель – по дороге к счастью никогда не встретишь счастья… С женой Юлей мне легко репетировать, потому что не нужно лишних слов. При слове «любовь» у одного теплеет в ногах, у другого – в сердце. Я знаю, где у меня теплеет. И я знаю, на каком языке мы будем договариваться о каких-то вещах, может быть, чисто партнерских…
З.а. России Юлия ДЖЕРБИНОВА (леди Макбет):
Иногда бывает трудновато, а это значит, что я учусь чему-то, клапаны какие-то открываются. Для меня, леди Макбет, самое главное – любовь к Макбету. Как только Макбет отходит от меня – жизнь заканчивается. Что-то внутри обрывается. И в моей реальной жизни все очень похоже. Репетировать с мужем легко, но когда что-то не получается – неудобно перед ним, самым близким человеком. Кто-то сказал: «Мужчина смотрит на Бога, а женщина – на мужчину». Но леди Макбет – а ее энергия направлена только на любовь - не заметила, когда эта любовь стала пре-ступной. Переступила через очень важное. Мне очень жалко Дункана, но это было необходимо для нашей цели…Так получилось…
Алексей МАКРЕЦКИЙ (Росс):
Люди мы простые, собственно трагедии мы не играем, а выполняем, грубо говоря, возложенные на нас функции: режем, убиваем, и между этими действиями по возможности стараемся радоваться жизни. Мы являемся какими-то винтиками. Приказал старший кого-то зарезать – ну мы зарезали, выполнили заказ. А в остальном – мы очень жизнерадостные, веселые, добродушные…И совесть не может никого мучить, потому что не мучает же пулю совесть за то, что она пробивает кому-то голову? Человек, который придет «на Шекспира» и будет ожидать классическую постановку, может быть просто ошарашен – никакого классического Шекспира там не будет, идея совершенно другая. Но она рядом с Шекспиром, около него. Театр должен потрясать. Нужно дотянуться до начинки человеческой, взять в кулак и потеребить – и человек уходит, совершенно ошарашенный… Поэтому трагедия не менее действенна, чем комедия.
Владислав ЛОБАНОВ (Макдуф):
Мой герой одного со мной возраста. Есть нечто общее, но есть и различия. Я – человек достаточно искренний. Иногда закрытый, но закрытость не исключает искренности. И с режиссером мы по-человечески похожи…закрытостью. Мне нравится мой персонаж, которого я пытаюсь полюбить, но материал достаточно сложный и даже мистический, я его побаиваюсь. Но бояться – нормально, это дает энергию, которая позволяет развиваться, не стоять на месте, забыть и преодолеть боязнь. Очень люблю Шекспира за настоящие чувства, поступки, страсти, которыми наполнен человек. Да, наверное, здорово прийти посмотреть комедию, отдохнуть - это проще, легче… Но иногда, чтобы понять про себя кое-что, нужно «чашу переполнить»…
Константин ХАСАНОВ (Ленокс):
У Шекспира мой персонаж – чисто функциональный, а в версии Утеганова это такой собирательный образ, он хочет мира и торжества справедливости. В мужчине главное – мужественность, способность нести ответственность за свои действия, и тема мужской дружбы мне очень близка. Режиссер ставит спектакль про сильных людей, и поскольку правда торжествует в нашем спектакле, я считаю, что все персонажи достаточно сильные. Даже мой Ленокс, хоть и рефлексирует иногда, способен принимать решения и идти до конца. Режиссер очень умело создал атмосферу соавторства – мы вместе с ним создаем спектакль. И очень правильно он сказал, что классика сегодня должна быть радикальной.
Роман АГЕЕВ (Банко):
Мне стало тяжело играть некий такой собирательный образ из бандитов, следователей, настоящих мужиков - то амплуа, в котором меня используют как в кино, так и в театре. Это люди здоровые, энергичные, темпераментные – социальные герои, наверное. Я понимал, что не могу вырваться из некой системы, мной же установленной, и стал пробовать другое, гротесково-клоунское существование. С Утегановым я работаю уже на втором проекте. Он свободен – от автора, от устоявшихся общетеатральных вещей. И он ставит свою историю: есть судьба, рок, и сколько бы ты ни бился, в конце концов обстоятельства сложатся так, а не иначе. Я, в отличие от моего Банко, очень скандальный человек. Вернее, тот, кто внутри меня. Бывает, что мне с ним даже разговаривать не хочется… И когда поссорюсь с собой - мирюсь по возможности: выпьем вместе – я и я, чокнемся…
Родион НИКИТИНСКИХ, 16 лет (Флинс, сын Банко):
Своего героя я представляю лоботрясом, бездельником, непутевым мальчишкой. Но убивают его отца, и детство резко уходит. И он этот переход выдерживает. Я-то не такой, наверное, в чем-то слабее. Мне иногда бывает страшно, но я знаю, что все будет хорошо! Будущее свое я представляю очень тесно с актерской профессией. Надеюсь, что буду режиссером - это моя мечта. Я работал уже с двумя режиссерами, Алексей Утеганов – третий. В нем чувствуется энергия, и мне понятно, чего он хочет от меня. И компания замечательная. Сначала я подумал: почему в «Макбете» очень мало женских лиц? А потом понял - а зачем они нам? Я хочу, чтобы зрители через наш спектакль осознали, что в каждом человеке что-то такое сильное и надо не бояться открывать в себе эту силу.
Антон ЧУДЕЦКИЙ (Ментейс):
Мы с режиссером сразу общий язык нашли – человек молодой, говорим с ним на одном языке, он сразу сумел заинтересовать. Я когда про распределение узнал – подозрительно отнесся и к выбору пьесы, и к своему герою. Открыл пьесу и…не нашел его вообще! А режиссер сказал – ничего, у нас будет! И в его версии пьесы получился интересный собирательный образ. Мы с моим «напарником» Лешей Макрецким существуем контрапунктом к этим так называемым рефлексирующим интеллигентам - не столько говорим, сколько действуем. И практически не уходим со сцены. Мы такие солнечные парни, которые, улыбаясь, пьют вино, любят женщин, улыбаясь, убивают людей, воюют… Мы любим жизнь! И не сомневаемся по поводу своих поступков, зная, что над нами есть сильная личность – Макбет. Нам с ним хорошо. Он ведет войска. Он классный парень, настоящий друган! Он говорит: мужики, давайте выпьем! Или: надо плохим дядькам сделать козью морду! – Так мы пошли и сделали ее! Потом, правда, нам становится не по себе: дитя мы убиваем походя, леди Макдуф… Мы-то пришли убить Макдуфа – но так получилось… Есть женские спектакли, а есть мужские. Этот – про дяденек, а дяденька обязательно должен подержать в руках меч. Когда берешь в руки хорошо сделанный меч – хочется им кого-то порубить…. Хоть и происходит предательство друга, но все мы нормальные мужики! В процессе работы я заметил, что если человек хочет договориться с собственной совестью – он всегда это сделает. Убьт, а потом скажет: я не мог по-другому – лучше я нанесу удар первым, чем получу удар в спину! И я понял, что мы зачастую так и в жизни поступаем друг с другом – и оправдываем себя.
Евгений ГУСЕВ (Малькольм, сын Дункана):
Я-Малькольм мало чего решаю, за меня решают другие. Я подчиняюсь обстоятельствам. И мне-Гусеву это трудно, потому что не очень свойственно.. Когда я прочитал роль, то подумал: опять хороший мальчик, положительный – аж тошнит! А в результате режиссер сделал все наоборот. Наш спектакль направлен на мужчин. Но почему мужчинам интересно читать женские журналы, а женщинам – мужские?
Продолжительность спектакля 2 ч. 0 мин.
- Автор инсценировки и режиссер-постановщик - Алексей Утеганов
- Художник-постановщик - Фемистокл Атмадзас
- Художник по костюмам - Екатерина Шапкайц
- Художник по свету - Виталий Чернуха
- Хореограф и режиссер по пластике - Елена Прокопьева
- Сценические бои - Александр Столяров
Премьера: 14.10.2006
Действующие лица
Дункан, король шотландский
Малькольм, его сын
Банко, полководец
Макдуф
Росс
Ментейс
Флинс, сын Банко
Сын Макдуфа
Леди Макбет
Леди Макдуф
Внучка