РусскийEnglish
Дата спектакля
19.05.2022
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
19.05.2022
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
20.05.2022
Сказки из разных карманов
Спектакль Филармонии для детей и молодежи
подробнее
Дата спектакля
20.05.2022
Идиот
Новая сценическая интерпретация истории князя Мышкина
подробнее
Дата спектакля
20.05.2022
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
21.05.2022
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
21.05.2022
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
22.05.2022
Августовские киты
В основе спектакля история двух сестёр, которые на берегу океана предаются воспоминаниям и возвращаются к своему прошлому
подробнее
Дата спектакля
22.05.2022
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
22.05.2022
Спасти камер-юнкера Пушкина
Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами
подробнее
Дата спектакля
24.05.2022
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
24.05.2022
Rock-n-roll на закате
лирическая комедия для двух одиноких танцоров
подробнее
Дата спектакля
25.05.2022
Долгий рождественский обед
Члены американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой
подробнее
Дата спектакля
25.05.2022
Детки в клетке
Спектакль Государственной филармонии для детей и молодежи
подробнее
Дата спектакля
25.05.2022
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее

Гроза - 7 марта Драматический театр на Васильевском представил свою версию пьесы Островского «Гроза»

Позадумке режиссера Владимира Туманова, уже сотни раз поставленное произведение классика должно предстать в новом для зрителя свете – предельно современном и максимально удаленном от школьных уроков литературы.


История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия воплотилась в трехчасовую постановку, которую, пожалуй, все-таки интереснее смотреть помня свое школьное сочинение, статью Добролюбова и, конечно же, сам сюжет и героев пьесы.

Любопытно сравнивать образы, анализировать различия в характерах и декорациях, подмечать новшества и привнесенную режиссером символику.

У Туманова все начинается в лодке, все действие крутится вокруг нее. В ней умещается весь город Клинов – все эти герои в одной лодке, прозрачно намекает режиссер.

Открывается занавес и перед зрителем – картина беспроглядного пьянства. Иллюстрация болотной мещанской среды? Болотной, наверняка, не зря же на сцене лодка, на которой уплыть героям далеко не удается. Но вот мещан сто лет как не существует, а персонажи из лодки все еще актуальны для зрителя. В первом действии у Туманова действующих лиц больше, чем у Островского. У Кулигина в собутыльниках Кудряш, Шапкин и новый герой – немой гармонист. Благодаря последнему эта троица чем-то напоминает знаменитых Труса, Балбеса и Бывалого. Герои пьянствуют и злоупотребляют фольклором – песнями и частушками. Типичная русская деревня, типичные русские мужики. А, может, даже и не деревня. Такие, как Кулигин, пожалуй, встречаются, в подворотнях на окраинах всех городов России (в одной из сцен он даже садится на корточки, явно пародируя современного гопника). Все сцены с Кулигиным, диалоги и беседы комичны и колоритны. В похожем свете предстает и купец Дикой. Его деспотической натуры почти не видно. Он комичен, неуклюж и постоянно безобидно пьян. Зал смеется над ними от души, этого ли ждалось от драмы?

Борис появляется в костюме, шляпе и с саксофоном – он точно из другого города, и, скорее, даже континента и эпохи. Но вся эта «американщина» 1960-х быстро уходит. Пьет Борис совсем по-русски. Он быстро оказывается в лодке, хоть и кажется в ней чужаком. Интеллигентный, образованный, но слабохарактерный и добродушный – почти как у Островского.

Зритель с нетерпением ждет женские образы. Деспотичная свекровь и бедная замученная Катерина помнятся из пьесы больше других. Но, кажется, что в спектакле акценты расставлены по-другому, режиссер увлекается изображением картин пьянства, задерживая выход главных героинь.

Наконец они появляются — каждая со своим характером. Кабаниха — властно с Тихоном под руку, Катерина — робко и грустно, Варя — кокетливо и смешливо.

На «Грозу» Туманова стоит сходить хотя бы ради Кабанихи, которую талантливо играет народная артистка России Наталья Кутасова. С хитрой улыбкой любимая многими актриса действительно колоритно раздражает. В роли Екатерины – лауреат премии Правительства России Елена Мартыненко. Главная героиня кажется серьезной и зрелой, Катерина Островского представлялась более хрупкой, может быть, потому что это было в школе. Но «Гроза» Туманова вряд ли создана для облегчения освоения школьной программы, спектакль рассчитан на публику, уже знакомую с «Грозой», публику, которая уже когда-то переживала за Катерину и теперь может просто вспомнить, как это было. В целом у Туманова Катерина так любит Бориса и так сходит с ума после своей измены, что ей не успеваешь сочувствовать, за ней просто наблюдаешь — все это похоже больше на пародию, чем на трагедию несчастного «луча в темном царстве».

Насколько Катерина сдержанная и рассудительная, настолько ее супруг Тихон нервный и неуравновешенный. В первый же сцене он, дурачась, обменивается головными уборами с женой: надевает ее платок, отдавая ей свою кепку, как бы сразу расставляя роли в их семействе. Крученный и слабохарактерный пьяница Тихон вызывает жалость, как и положено. Но в отличие от Островского, режиссер не даст ему право последнего бунта. В спектакле он до конца останется безмолвным «маменькиным подкаблучником». А после разоблачения катиной измены еще и по необъяснимым причинам у него откажут ноги (видимо от горя).

В целом, в постановке много юмора, частушек и песен. Эффектный финал, к которому не хочется давать «спойлеров», чтобы сохранить впечатления для будущих зрителей. Туманову удалось осовременить классику, по-своему «освежить» героев, и сделать из драмы комедию, полную пародий на знакомых со школы героев.

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Театра на Васильевском