РусскийEnglish
Дата спектакля
30.11.2022
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Бесприданница
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига
подробнее
Дата спектакля
02.12.2022
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Дядя Ваня
Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Моя дорогая Матильда
Неудачнику Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Приехав из Америки в Париж, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей - двух одиноких женщин
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Камень
Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
06.12.2022
Урожай
Простая на первый взгляд история о четверке молодых людей, собирающих урожай яблок. Но, несмотря на кажущуюся легкость, в этой пьесе скрыт глубокий смысл
подробнее
Дата спектакля
06.12.2022
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
07.12.2022
Ромул Великий
Исторически недостоверная комедия в двух актах
подробнее
Дата спектакля
07.12.2022
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее

Горе от ума - «Дома новы́, но предрассудки стары»

Текст: Варвара Цыпина

Герои новой версии «Горя от ума» в театре На Васильевском живут в красивом доме из красного кирпича с помпезной позолоченной дверью почти во всю вертикаль сцены, словно во дворце или мэрии. Трехэтажная конструкция разбита на окна, в которых и происходит большая часть действия спектакля. В обставленной с советским шиком гостиной стоит маленький телевизор, на вид 30-х годов. Слуга (Вадим Сердюков) в придворном камзоле и парике записывает просьбы начальника в планшет, пока их разговор охраняют секьюрити в черных смокингах.

Как и в предыдущем спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном Русланом Нанавой, режиссер создает эклектичный мир, по законам которого живет даже время. Приметы современности, остро подчеркнутые создателями, обнаруживаются к середине второго акта, до этого момента трудно точно определить временные рамки, в которых происходит действие. С одной стороны, это намекает на неизменность грибоедовской истории, возможной в любые эпохи, а с другой содержательно говорит о героях спектакля. Так, костюм слуги может считаться барской прихотью, одним из показателей вседозволенности мира фамусовского общества – мол, хочу, чтобы мой помощник косплеил прислугу с картин девятнадцатого века. Сам же Фамусов (Сергей Паршин) и его дочь (Анна Васильева) ходят по дому в олимпийской форме с мишкой, демонстрируя верность родине.

Тяготеющие к сатирическому жанру создатели спектакля используют все возможные сценические средства для достижения нужного эффекта. Большинство костюмов, созданных Марией Луккой, очень точно соответствуют характеру облаченных в них героев. Визуальный ряд дублирует актерские переживания, доводя образы до крайней степени утрирования. То же самое происходит и с музыкой. Классика, советская эстрада и современный поп возникают здесь не просто как слышимый сумбур мира, но управляют зрительским восприятием, гиперболизируя трактовки с помощью текстов песен.

Постановочное решение Николая Слободяника дает возможность одновременного существования множества мизансцен, которые, впрочем, работают на одну картинку бесконечного кутежа. В разных частях дома – пьют, употребляют наркотики и предаются разврату, и даже, когда просто разговаривают или строят отношения, здесь царит атмосфера бесконечной праздности. Именно сюда в первой сцене спектакля прибывает Чацкий (Алексей Манцыгин). Его инаковость режиссер транслирует с помощью необычного появления – старый приятель дома Фамусовых, двумя веревками подвешенный за плечи, буквально спускается на сцену откуда-то свыше, туда же он вернется и в самом финале. Эксцентрично настроенный молодой человек в простом свитере тут же выделяется на фоне томно говорящих дам и господ в блестящих костюмах. Однако конфликт остается обозначенным только внешне. В приключениях Чацкого в мире фамусовского общества отсутствует действие, а в бесконечно длинных диалогах текст Грибоедова отчего-то звучит архаично и совсем не остро. Усиливающийся во втором акте абсурд перестает работать на идею сатиры, а эклектика из разряда приема переходит в излишество. И в конечном счете, чем карикатурнее становится образ реальности, тем больше он отдаляет нас от нее.

Спектакль Руслана Нанавы, который можно было прочитать (кажется, это близко к замыслу режиссера) как нескончаемый прием маленького человека в кабинет высокопоставленных чиновников, по ходу действия растворяется в форме. И насмотревшийся на жизнь правящей элиты (тут уж только догадываться и утопать в намеках) Чацкий на тех же веревочках возвращается к себе «домой».