РусскийEnglish
Дата спектакля
25.03.2023
Свет с неба
Яркие характеры, неожиданные повороты и безупречный английский юмор в исполнении всеми любимых артистов
подробнее
Дата спектакля
25.03.2023
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
25.03.2023
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
26.03.2023
Самодуры
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива
подробнее
Дата спектакля
26.03.2023
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный Господин Ау! Его призвание - всех-всех пугать. Ведь Господа Ау потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
26.03.2023
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
28.03.2023
Горе от ума
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
28.03.2023
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
29.03.2023
Чисто семейное дело
Звезды театра и кино в искрометной комедии! Каскад неожиданностей, сюрпризы с переодеваниями, жены и любовницы, перепутанные родители, в общем,чисто семейное дело
подробнее
Дата спектакля
29.03.2023
Как Зоя гусей кормила
"Почти все пьесы я списываю с жизни. У меня туго с фантазией, но я умею подслушивать и подсматривать."
подробнее
Дата спектакля
30.03.2023
Провинциальные анекдоты
Одноактные пьесы - «История с метранпажем», «Двадцать минут с ангелом»
подробнее
Дата спектакля
30.03.2023
Две дамочки в сторону севера
Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции в сторону севера на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
31.03.2023
Урожай
Простая на первый взгляд история о четверке молодых людей, собирающих урожай яблок. Но, несмотря на кажущуюся легкость, в этой пьесе скрыт глубокий смысл
подробнее
Дата спектакля
31.03.2023
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее

Горе от ума - «Дома новы́, но предрассудки стары»

Текст: Варвара Цыпина

Герои новой версии «Горя от ума» в театре На Васильевском живут в красивом доме из красного кирпича с помпезной позолоченной дверью почти во всю вертикаль сцены, словно во дворце или мэрии. Трехэтажная конструкция разбита на окна, в которых и происходит большая часть действия спектакля. В обставленной с советским шиком гостиной стоит маленький телевизор, на вид 30-х годов. Слуга (Вадим Сердюков) в придворном камзоле и парике записывает просьбы начальника в планшет, пока их разговор охраняют секьюрити в черных смокингах.

Как и в предыдущем спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном Русланом Нанавой, режиссер создает эклектичный мир, по законам которого живет даже время. Приметы современности, остро подчеркнутые создателями, обнаруживаются к середине второго акта, до этого момента трудно точно определить временные рамки, в которых происходит действие. С одной стороны, это намекает на неизменность грибоедовской истории, возможной в любые эпохи, а с другой содержательно говорит о героях спектакля. Так, костюм слуги может считаться барской прихотью, одним из показателей вседозволенности мира фамусовского общества – мол, хочу, чтобы мой помощник косплеил прислугу с картин девятнадцатого века. Сам же Фамусов (Сергей Паршин) и его дочь (Анна Васильева) ходят по дому в олимпийской форме с мишкой, демонстрируя верность родине.

Тяготеющие к сатирическому жанру создатели спектакля используют все возможные сценические средства для достижения нужного эффекта. Большинство костюмов, созданных Марией Луккой, очень точно соответствуют характеру облаченных в них героев. Визуальный ряд дублирует актерские переживания, доводя образы до крайней степени утрирования. То же самое происходит и с музыкой. Классика, советская эстрада и современный поп возникают здесь не просто как слышимый сумбур мира, но управляют зрительским восприятием, гиперболизируя трактовки с помощью текстов песен.

Постановочное решение Николая Слободяника дает возможность одновременного существования множества мизансцен, которые, впрочем, работают на одну картинку бесконечного кутежа. В разных частях дома – пьют, употребляют наркотики и предаются разврату, и даже, когда просто разговаривают или строят отношения, здесь царит атмосфера бесконечной праздности. Именно сюда в первой сцене спектакля прибывает Чацкий (Алексей Манцыгин). Его инаковость режиссер транслирует с помощью необычного появления – старый приятель дома Фамусовых, двумя веревками подвешенный за плечи, буквально спускается на сцену откуда-то свыше, туда же он вернется и в самом финале. Эксцентрично настроенный молодой человек в простом свитере тут же выделяется на фоне томно говорящих дам и господ в блестящих костюмах. Однако конфликт остается обозначенным только внешне. В приключениях Чацкого в мире фамусовского общества отсутствует действие, а в бесконечно длинных диалогах текст Грибоедова отчего-то звучит архаично и совсем не остро. Усиливающийся во втором акте абсурд перестает работать на идею сатиры, а эклектика из разряда приема переходит в излишество. И в конечном счете, чем карикатурнее становится образ реальности, тем больше он отдаляет нас от нее.

Спектакль Руслана Нанавы, который можно было прочитать (кажется, это близко к замыслу режиссера) как нескончаемый прием маленького человека в кабинет высокопоставленных чиновников, по ходу действия растворяется в форме. И насмотревшийся на жизнь правящей элиты (тут уж только догадываться и утопать в намеках) Чацкий на тех же веревочках возвращается к себе «домой».