Дата спектакля
07.12.2021
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
08.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
09.12.2021
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
10.12.2021
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига
подробнее
Дата спектакля
11.12.2021
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
11.12.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
12.12.2021
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
12.12.2021
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
14.12.2021
Спасти камер-юнкера Пушкина
Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами
подробнее
Дата спектакля
15.12.2021
Как Зоя гусей кормила
"Почти все пьесы я списываю с жизни. У меня туго с фантазией, но я умею подслушивать и подсматривать."
подробнее
Дата спектакля
16.12.2021
Горе от ума - ПРЕМЬЕРА
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
16.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
17.12.2021
Горе от ума - ПРЕМЬЕРА
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
17.12.2021
Rock-n-roll на закате
лирическая комедия для двух одиноких танцоров
подробнее

Дети солнца - Горький вкус любви /На Васильевском острове поселились «Дети солнца» // Театрал. 2011. 23 марта

В Театре на Васильевском острове прошла премьера «Детей солнца» Максима Горького. Владимир Туманов, режиссерское сознание которого часто бывает смутным и тяжелым, в этот раз поставил простую и ясную комедию о пяти пудах любви, вступив в корректный спор с социальными амбициями автора текста. Главную роль – Протасова сыграл известный киноактер Евгений Леонов-Гладышев.

Внимательный зритель вправе воскликнуть: «А где знаменитая сцена холерного бунта?» Сцена действительно отсутствует. Все дружно бегут искать Протасова под грозный шум, буквально наваливающийся на слух, – и пауза. Вместо холерного бунта – умиротворенный танец сошедшихся в ином мире Чепурного и Лизы. При этом свет на сцене гаснет. И вся декорация, состоящая из деревянных прямоугольных колонн (сценограф – Александр Орлов), превращается в стену между ними – несчастными женихом и невестой – и нами, стену, просквоженную тончайшими щелями, полосками света. Положительно «нездешний свет».

Такой мистический и лирический финал закономерен для того Горького, которого внимательно прочитал Туманов. «Дети солнца» для него комедия о пяти пудах любви, один из которых «взвешен» драматически. Центральный треугольник – Протасов, Лиза, Вагин – разыгрывается с хорошо уловимым водевильным «тонусом». Побочная линия Мелании и Протасова выглядит откровенным фарсом. Матримониальные приключения «хамки» Фимы уже тянут на сатиру, так же как домашние безобразия слесаря Егора с женой. Только неумелые томления ветеринара Чепурного и нервической Лизы от сцены к сцене становятся все сложнее и тревожнее. Ведет эту линию исполнитель роли Чепурного Юрий Ицков. Некрасивый и насмешливый человек, он мало похож на жениха, каким обычно предстает Чепурной на сцене. Самому Ицкову, актеру скорее характерному, непривычна роль немолодого влюбленного, и вместе с Марией Фефиловой (Лизой) они осторожно раскрывают природу страсти, испугавшей и его, и ее.

Иной, вовсе не опасной кажется любовь Вагина к Елене. Это детская любовь. Леонид Алимов играет в Вагине капризного, обиженного, чувствительного и совсем не богемного человека. Потому-то юмор – одна из необходимых актеру красок, которой он пользуется часто и в меру.

Александр Орлов кроме стандартных стульев вокруг стола поставил еще отдельно детский стульчик и кресло, обитое красным бархатом. От первого ко второму двигался по жизни герой, но так и не смог пересесть из детства в зрелость. И теперь массивный художник с трудом втискивается в детский стульчик…

Событием для Петербурга стало появление на сцене актера, с городом давно не связанного, – Евгения Леонова-Гладышева, да еще в главной роли. Такого рода «спусков» кинозвезд на театральную «землю» мы видели немало. Чаще всего из этого ничего путного не выходило. Леонов-Гладышев при ближайшем рассмотрении – совершенно театральный актер, что должно рассматриваться как комплимент. Сказался ЛГИТМИК, где Леонов-Гладышев получил образование. В его игре не было неловкостей, попыток изобразить «кадр» и себя в нем. Он, по-видимому, сошелся с труппой. Важно, конечно, и то, что играет актер. Протасов в исполнении Леонова-Гладышева – немудреный чудак. Скорее всего, дилетант. К его опытам никто не относится всерьез (включая режиссера). Мечты Протасова младенчески чисты, как и его брачная путаница. В рабочем переднике или в воскресном светлом костюме этот химик, возможно, начал свои опыты задолго до того, как женился, еще в гимназическом возрасте. Этот Протасов пребывает где-то в башне из слоновой кости – и никакая богачка Мелания не нужна, чтобы ее соорудить. Над Протасовым-Леоновым-Гладышевым не смеются, и не восхищаются им – это к тому, что Протасов Качалова или Смоктуновского воспринимались никак не меньше, чем пророки в своем отечестве. Протасов в петербургском спектакле ближе по сегодняшним меркам к тому, что играл Василий Бочкарев у Адольфа Шапиро в Малом театре – симпатичная посредственность. У таких все устраивается один раз на всю жизнь. Таким попадаются на редкость «удобные» жены – как Елена в исполнении Натальи Кутасовой.

Сегодняшний Протасов из Горького невольно сопоставляется с Ивановым из Чехова: вот два интеллигента, один знает, чем жить, другой мается от непонимания. Если Протасова может утешить и умная жена, давшая ему хороший урок, и бессмысленная химия (уж лучше бы он работал для завода Назара Авдеича), то Иванов не согласен даже на школы и больницы. Глупейшая и безобидная жизненная полнота Протасова оскорбительна для агностицизма Иванова, но от ивановского сплина родится спор человека с самим собой, а от Протасова не останется ничего, кроме летучих и вредных паров. Впрочем, сыграть пародию на философа Иванова наш театр, уверена, еще попробует.

Социальный Горький все же у Туманова есть: люди страдающие, мыслящие, мечтающие – это один класс, люди озлобленные, алчущие, продажные – другой. Граница между ними проведена, как ни странно, пьяной кадрилью, лихостью и ором низшего сословия. Эти танцы (в постановке Николая Реутова) молча, с отсутствующим видом терпят «аристократы». «Они тоже дети солнца?» – тихо спрашивает про «плебеев» Чепурной. «Русская кадриль» – жанр Туманова, а не Горького. Туманов показывает, что можно дискутировать с драматургом на его поле – корректно и не рвать в клочья источник, объявляя себя новым автором.

http://www.teatral-online.ru/news/3519/