РусскийEnglish
Дата спектакля
06.09.2022
Урожай - ПРЕМЬЕРА
Простая на первый взгляд история о четверке молодых людей, собирающих урожай яблок. Но, несмотря на кажущуюся легкость, в этой пьесе скрыт глубокий смысл
подробнее
Дата спектакля
06.09.2022
Спасти камер-юнкера Пушкина
Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами
подробнее
Дата спектакля
07.09.2022
SELFIE/СЕЛФИ (Рок-марафон)
Трое незнакомых мужчин бегут марафонскую дистанцию. Другие участники забега где-то далеко за горизонтом. Каждый зигзаг дистанции - новый поворот судьбы
подробнее
Дата спектакля
07.09.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее
Дата спектакля
08.09.2022
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
08.09.2022
Камень
Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
09.09.2022
Дядя Ваня
Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
09.09.2022
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Охота жить
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
11.09.2022
Земля Эльзы
Трогательная история о большой любви, в которую трудно поверить. Ее герои - люди, прожившие долгую, полную потерь и лишений жизнь. В главных ролях: народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин
подробнее
Дата спектакля
11.09.2022
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
11.08.2022
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее

Идиот - "Идиот" на все времена

29 ноября Театр на Васильевском представил зрителю спектакль «Идиот» по именитому роману Ф. М. Достоевского. Удивительная вещь – Федор Михайлович никогда не писал пьес, но его произведения год от года становятся предметом вдохновения для режиссеров. Это классика, не теряющая актуальности. Классика, не выходящая из репертуара театров. 

 

Поставить столь глобальное произведение в масштабах камерной сцены – задача не из легких. Мир Ф. М. Достоевского пространен, обширен. И хотя его романы достаточно сценичны, не многим удается в полной мере передать динамику сюжета и драматичность действия. Творческая команда Театра на Васильевском с этой задачей справилась, и справилась блестяще.

Режиссер-постановщик спектакля Владимир Туманов задумал показать зрителю миф (в философском ключе), с  тонкой символикой и глубиной деталей. Лаконичные декорации не только сконцентрировали зрительское внимание на действии, но и послужили поддержкой выражению авторской мысли. Круглая комната, напоминающая арену, круглый стол и 11 стульев — и вот  движение тоже потекло по замкнутому кругу, из которого вырваться не удастся никому из героев.

 

Сюжет на сцене развивается стремительно. Время и пространство романа проносятся с невероятной скоростью, но абсолютно нет ощущения, что события выхвачены из контекста. Всё очень логично, правильно, закономерно. Зритель наблюдает за внутренним действием, внутренним конфликтом и лишь по тонким чертам и намекам вспоминает, что та или иная сцена происходила в вагоне поезда, на квартире Гани или на даче Епанчиных в Павловске.

 

Режиссерское мастерство Туманова проявляется не только в ювелирной работе с деталями, но и в прорисовке характеров. Конечно, спорить с Ф. М. Достоевским в этом вопросе бессмысленно, но вот дополнить канонические образы, не исказив при этом атмосферу произведения, – умение поистине бесценное.

Распределение ролей – дополнительная интрига. В постановке задействованы как народные и заслуженные артисты, так и талантливая молодежь.

 

Князь Мышкин в исполнении молодого перспективного актера Арсения Мыцыка покоряет простодушием, искренностью, открытостью. Именно таким и должен быть главный герой романа Ф. М. Достоевского, соединивший в себе прообразы Христа и Дона Кихота. Великолепен Рогожин (его в премьерном спектакле играет популярный артист театра и кино Илья Носков). Разрываемый страстями, противоречиями, это мощный образ, один из самых ярких в спектакле. Настасья Филипповна (исполнительница роли — Елена Мартыненко) подверглась наибольшему влиянию режиссерской трактовки характера. Горделивая и своенравная, инфернальная и роковая, страдающая, надломленная – героиня в минуты откровения перешагивает черту, и звучат не просто разбитные нотки, а эротизм в чистом виде. Частично это переходит и на образ Аглаи (В. Туманов уподобляет оные характеры чуть больше, чуть сильнее привычного). В целом актерская игра не оставляет пререканий, даже небольшие роли исполнены великолепно. Сумасшедший, лихорадочный мир романа живо воплощен в пьесе и не отпускает до последнего.

 

Премьера спектакля вновь доказала актуальность Ф. М. Достоевского. Это та классика, которую не нужно осовременивать искусственно, классика на века. Ф. М. Достоевский гениален, бесспорно. Но неоспорима и гениальность В. Туманова, с его смелым и свежим взглядом, но при том бережным отношением к деталям. Наверное, лишь такой синтез и дает великолепные сценические произведения.

Текст: Елена Чернакова

Фото: Олег Кутейников