Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Дети солнца. Возможна оплата "Пушкинской картой" - Им просто не хватало любви // Санкт-Петербургский курьер. 2011. №9. Март.

Название пьесы Максима Горького «Дети солнца» трактуется в постановке режиссера Владимира Туманова как «Дети любви», а сам спектакль Театра на Васильевском повествует о губительности страха перед любовью, как перед частью реальности.

Дом, в котором живут герои спектакля «Дети солнца» (художник Александр Орлов), стар и неухожен: дворник то и дело является с молотком - «подрехтовать» разваливающееся на части «дворянское гнездо». Баре на дворника шикают, его гонят. Им, погруженным в высокие помыслы и занятия, недосуг обращать внимание на материальный непорядок. А живут эти люди, бесконечно говорящие о гуманности, любви, назначении человека, практически в сарае: разновеликие колонны, поддерживающие невидимый зрителю потолок, странный не то стол, не то верстак, стены дома, на которых развешаны семейные фото в рамочках, составлены из посеревших от времени плохо отесанных досок. Снимет Елена Николаевна (Наталья Кутасова) одну рамочку со стенки – и останется светлый прямоугольник в окружении «пыли веков»…

Живут герои вроде и вместе, но все порознь. Реальной жизни «сообща» нет ни у мужей с женами, ни у братьев с сестрами, не выходит ее и у тех, для кого она – единственное спасение. Хозяин дома Павел Протасов (но профуканный дом уже принадлежит и не ему вовсе) занят химическими опытами, которые Туманов сводит от разгадывания свойств белка, непостижимым образом сложившегося когда-то в человека (по Горькому), к… приготовлению яиц на завтрак. И эта «мулька» в самом начале спектакля дает ключ к пониманию происходящего: высокие слова и идеи превратились здесь в быт, в вязкую рутину, в нелюбовь к дому, как к материальной реальности, к истинной жизни, а в результате – и в нелюбовь друг к другу. Тепло и свет солнца (оно и есть любовь), которое в дом не впускают, попадает в жилище героев лишь через щели досок, составляющих стены (этот сильнейший образ прибережен режиссером на самый конец спектакля).

Любви герои боятся не меньше, чем надвигающейся холеры, требующей нарушения привычного спокойствия. Павел Протасов, который не любит страдающую по нему купчиху Меланию (Татьяна Калашникова), не любит и свою жену Елену Николаевну. Она, в свою очередь, не любит вздыхающего о ней художника Вагина (Леонид Алимов) и равнодушна к Лизе (Светлана Щедрина). Лиза, по примеру своего брата декларирующая, что «людей надо любить», на деле страшится любви брата Мелании Чепурнова (Юрий Ицков), который прикрывает пылкость собственного чувства цинизмом и не желает проявить хоть каплю любви к своей сестре. Не любит жену слесарь Егор (Игорь Бессчастнов), пытающийся вызвать у нее чувство любви побоями, не любит избранного жениха-богатея и горничная Фимка (Екатерина Рябова) – на уме у нее одни деньги...

Протасову, которого Евгений Леонов-Гладышев играет как бездумного, рассеянного в своей эгоистичности человека, принадлежит здесь недвусмысленная роль: Лиза вдруг накрутит ему на голове «рожки», по сути, объявляя его дьяволом искусителем. Именно его бесконечные рассуждения о высших материях вся честная компания приняла как ложную религию, от влияния которой даже «нянька не стала ни умнее, ни лучше». И подлинными жертвами «жмурок-пряталок» от реальности и любви станут вовсе не воющая от женской тоски Елена и не повесившийся от малодушия Чепурной (удивительно подробные, тщательные до мельчайших деталей работы Кутасовой и Ицкова). «Крайней» окажется сошедшая с ума Лиза, долго почитавшая объятия брата за спасательный круг в житейском море. И когда простоволосая девушка в белых одеждах пробежит несколько раз по дому Офелией, так и не получившей на Земле любви, ветеринар-самоубийца неожиданно покажется Гамлетом – со своей, никем не понятой трагедией, а Меланья – Гертрудой, в наказание за прежние грехи полюбившей недостойного человека... Горьковские «сцены» сложатся в единую картину, на которой останется не устремленный вперед, в бурю вагинский корабль с детьми солнца, а тумановский финальный световой коридор, увлекающий Лизу со дна (чем не перекличка с другой пьесой Горького - «На дне»?) условного колодца жизни в небытие, на небеса, туда, где любят каждого из нас.

…В текущем театральном сезоне «Дети солнца» Владимира Туманова - уже третий, а то и четвертый режиссерский «намек» на последствия «недостачи» и игнорирования любви. «Лиса и виноград» в «Приюте комедианта», «Циники» в театре им. Ленсовета, «Король Лир» в ТЮЗе… В каждом из этих спектаклей есть ответы на оба вечных вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?»: «Виноваты мы сами» и «Надо любить». Беда в другом – никто не говорит, как признать справедливость первого постулата и как в современном мире реализовать на практике второй.