Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Проклятая любовь - История повторилась, не превратившись в фарс

Премьера «Проклятая любовь» в Театре на Васильевском вызывает историко-культурные аналогии.
Кто рисковал больше – Татьяна Москвина, взявшая за основу драмы письма Ангелины Степановой и Николая Эрдмана, или режиссер Владимир Туманов, осуществивший постановку? Превратив переписку актрисы и драматурга в пьесу, Москвина (вероятно, сама того не желая) вступила в соперничество с журналистом Джеромом Килти, по пьесе которого «Милый лжец» (эпистолярному роману Стеллы Патрик Кэмпбелл и Джорджа Бернарда Шоу) на сцене МХАТ им. М. Горького в 60-е был поставлен одноименный спектакль. На протяжении 14 лет роль английской актрисы в нем играла… Степанова – одна из величайших советских актрис. Ей посчастливилось любить (но проклятой кем-то любовью) Эрдмана, автора пьес «Мандат» и «Самоубийца», сценариста  фильмов «Веселые ребята» и «Волга-Волга», поэта, сочинившего бессмертный шансон «Шумит ночной Марсель…» и множество басен, расплатой за которые стала в 1933 году ссылка в Сибирь.
На заре отношений оба любовника состояли в браках, да вот только сильная Степанова смогла разорвать связующие ее нити, а Эрдман, которого она правдами и неправдами вызволила из глухого Енисейска, добившись его перевода в Томск, так и не развелся со своей женой. Письма, в которых переплетены нежность, горечь, надежда, юмор и любовь, горевшая семь долгих лет, Степанова, дожившая до 2000 года, сама передала опубликовавшему их Виталию Вульфу. Впервые письма эти были публично задействованы в 2005 году режиссером Галиной Евтушенко, поставившей документальный фильм «"Хранят так много дорогого...", или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи».  Таковы историко-литературные риски состоявшейся пьесы «Проклятая любовь».
Режиссерские риски В. Туманова, которому поневоле довелось вступить на территорию, где звучит имя не только мхатовского режиссера Иосифа Раевского, но и Анатолия Эфроса, запечатлевшего в 1976 году спектакль «Милый лжец» на телевидении, еще реальнее (и тоже сопряжены с рисками автора пьесы).  Ведь почти одновременно с читкой пьесы Т. Москвиной в Театре на Васильевском в декабре 2012 года, на канале «Культура» вышла литературно-художественная композиция Ольги Кучкиной в постановке Александра Клименко «Длинноногая и ненаглядный», основой которой стали все те же письма Степановой-Эрдмана. Казалось, что еще можно добавить к известному сюжету, к чужим письмам, которых не изменить уже потому, что они подлинные, реальные? Но Владимир Туманов и художник Елена Дмитракова  смогли риски преодолеть и добиться невероятного синтеза образной документалистики и театра – воссоздать эпоху. Сценические задник и половик составлены из антрацита сплетенных в застывшем движении лагерных ватников. Более всего он напоминает оживающий по дьявольскому мановению барельеф из фильма «Адвокат дьявола»: еще мгновение, и все эти загубленные системой за неосторожное слово или поступок души оживут, затянут в свой водоворот героев, роли которых исполняют Татьяна Калашникова и Михаил Николаев. Физически существовать в предлагаемых обстоятельствах непросто, но актеры любят, выясняют отношения, танцуют, ссорятся, блаженствуют и страдают. Все как в письмах: пока слова мужчины вызывают улыбку женщины, ее самоотверженность безгранична…
…Единственная в послевоенные годы встреча Степановой со сломленным жизнью Эрдманом произошла в 1957-м, когда Джеромом Килти была закончена пьеса «Милый лжец», дошедшая до МХАТ уже через пять лет. Известно, что история второй раз повторяется в виде фарса. Здесь кольцо истории замкнулось, не дав трагедии перерасти в нечто иное.

Екатерина Омецинская