РусскийEnglish
Дата спектакля
08.12.2022
Женитьба
Это произведение Н.В.Гоголя, пожалуй, самое веселое. В версии Владимира Туманова зрители увидят очень веселый спектакль о любви с искрометным юмором и задорными шутками
подробнее
Дата спектакля
08.12.2022
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
09.12.2022
Русское варенье
Это современная история современной русской интеллигенции. История, которая парадоксальным образом сопоставима с грустными комедиями Антона Чехова. Герои спектакля - потомки дяди Вани и всех трех сестер сразу
подробнее
Дата спектакля
09.12.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее
Дата спектакля
10.12.2022
Самодуры
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива
подробнее
Дата спектакля
10.12.2022
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный Господин Ау! Его призвание - всех-всех пугать. Ведь Господа Ау потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
10.12.2022
Две дамочки в сторону севера
Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции в сторону севера на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
11.12.2022
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
11.12.2022
Сказки Пушкина
Классический пушкинский текст иллюстрируется карнавально-цирковыми номерами, пластическими этюдами, импровизационными находками
подробнее
Дата спектакля
11.12.2022
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
13.12.2022
Горе от ума
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
13.12.2022
Rock-n-roll на закате
лирическая комедия для двух одиноких танцоров
подробнее
Дата спектакля
14.12.2022
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
14.12.2022
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига
подробнее

Проклятая любовь - КРЕСЛО, ТЕСНОЕ ДЛЯ ДВОИХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ
Выпуск  № 112  от  19.06.2013
Кресло, тесное для двоих
Елена АЛЕКСЕЕВА

В Театре на Васильевском состоялась премьера пьесы Татьяны Москвиной «Проклятая любовь». Поставил спектакль главный режиссер театра Владимир Туманов, который знает толк в современной драматургии. Много лет с заслуженным успехом здесь идет его «Таня-Таня» по пьесе Оли Мухиной, среди его любимых авторов Нина Садур и Алексей Казанцев. Понятно, почему в избранную компанию вписалась Москвина. Режиссер тяготеет к тем писателям, которые дают пищу уму и сердцу зрителей, предоставляя актерам и режиссерам раздолье для фантазии.

 

Татьяна Москвина умеет выбрать точное название как для своих статей, так и для пьес. «Проклятая любовь», с одной стороны, весьма завлекательно для афиши. С другой стороны, как ни ставь ударение, попадешь в точку: речь идет о любви-напасти – всепоглощающей, неотвязной, пробивающей преграды, и о любви-разлучнице – обреченной, безнадежной, трагической.

Начинается эта история весьма игриво. Шальной роман-танец в ритмах знойного танго. Если бы не декорация, напоминающая о времени действия – окаменевшие куски черных лагерных телогреек, можно было бы решить, что это легкий курортный романчик. Посреди сцены большое кожаное кресло. Из казенного быта 1930-х. Пара влюбленных ведет веселую игру: кто первый займет место. Кресло годится и для двоих – пока длится безумие любви, пока объятия сильнее рассудка. Но в какой-то момент кресло пустеет. Герой окажется в Сибири, а героиня будет писать ему из Москвы, обивая высокие пороги, чтобы вызволить любимого человека из ссылки.

Пьеса основана на реальной переписке двух известных в нашей стране людей. Эпистолярный роман опубликован в середине 1990-х, еще при жизни героини – Ангелины Степановой. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, женщина, каждый из многочисленных браков которой был незауряден, – она предпочитала любви театр. Недолгий роман с Николаем Эрдманом исключение и, надо полагать, переломный момент. Если верить письмам. А им стоит довериться, поскольку каждый из героев до конца жизни не расставался с пожелтевшими страничками.

Вглядываясь в персонажей спектакля, невольно прикидываешь: похож – не похож? Татьяна Калашникова – длинноногая, стройная и гибкая, с античным профилем и твердым взглядом – на Ангелину Степанову очень похожа. В этой молодой женщине проглядывают сила характера, ум и судьба. Михаил Николаев, наверное, не задавался целью походить на прототипа. Талантливый, бесшабашный, остроумный драматург Николай Эрдман выглядел иначе, был менее презентабельным, сильно заикался. Его любили женщины и терпеть не могло партийное начальство. Мало кто помнит его по имени, но реплики, скажем, из «Веселых ребят», «Волги-Волги» или «Самоубийцы» у всех на слуху. Герою спектакля амплуа эстрадного рифмоплета явно ближе, чем крест вечно запрещенного автора с клеймом антисоветчика и неудачника. Хотя несходство эстетических платформ прорисовано артистом достаточно четко. Стоит любимой задеть его писательское самолюбие, как он буквально вскипает от злости. Понятно, что в одном кресле им не усидеть.

При этом Эрдман Михаила Николаева обаятелен, отходчив и мягок. Возможно, так и должен выглядеть человек, который еще не ведал, что за взлетами его ждут посадки, и не задумывался, что счастье легко потерять и невозможно вернуть. Молодость безрассудна. И проклинать свою любовь может лишь в шутку.

Этот роман в письмах захватывает еще и потому, что даже на первый взгляд они, актриса и писатель, – не пара. Они столь же разные, как Чехов и Лика Мизинова («Насмешливое мое счастье») или Бернард Шоу и Патрик Кэмпбелл («Милый лжец»). Те тоже обошлись без хеппи-энда. Но этот корректировала еще и тяжелая поступь эпохи.

Будущее каждого из персонажей вроде бы вынесено за скобки, однако важен именно контекст. Две судьбы, не сложившиеся в одну. Судьба женщины, дожившей до 95 лет и ставшей последним парторгом МХАТа. И судьба мужчины, который за славой и чинами не гонялся, предпочитая простые радости жизни, но на склоне лет очень пригодился Театру на Таганке... Как бы то ни было, в финале спектакля он и она снова вместе, снова молоды и беспечны...


ФОТО Олега КУТЕЙНИКОВА