РусскийEnglish
Дата спектакля
27.11.2022
Шоу «Комический эффект или Исцеление от интернет-зависимости»
Юмористическое шоу от звезд Первого канала и канала «Россия»
подробнее
Дата спектакля
27.11.2022
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
27.11.2022
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
29.11.2022
Горе от ума
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
29.11.2022
Две дамочки в сторону севера
Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции в сторону севера на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее

Мещане - «МЕЩАН» ГОРЬКОГО ПРЕДСТАВИЛИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА НА ВАСИЛЬЕВСКОМ


В Театре на Васильевском режиссер Владимир Туманов поставил «Мещан» Горького. «Жизнь ломает людей без шума, без криков… без слез… незаметно», — говорится в пьесе. Но на сцене восклицают, кричат, орут — порой на самом высоком forte. Напрасно: никто никому не поможет, оскудения любви не превозмочь.

Первая премьера юбилейного, тридцатого, сезона этого театра относится к разряду чрезвычайно сложных. Во-первых, это Горький, очень непопулярный нынче автор. Население, даже читающее, почти полностью оставило его в прошлом вместе со школьным курсом по литературе. Во-вторых, сама пьеса не самое сильное произведение писателя, особенно с позиции нового времени, предпочитающего яркость и «клиповость». Наконец, то самое новое время само по себе — ну что может быть актуального в пьесе с реалиями начала прошлого века на фоне современных театральных провокаций и фильмов, снятых на камеру мобильного телефона?

Туманову — удалось. И подобрать роскошный актерский состав, и расшевелить зрителей, и, в конце концов, доказать, что «Мещане» сейчас актуальны как мало когда ранее.

К понятию мещанства намертво приклеилась негативная коннотация, и это до сих пор играет злую шутку с теми, кто в свое время хотя бы поверхностно пробежался по тексту пьесы. Ведь, по сути, мещанами были наши родители, ими остаемся и мы, нынешние горожане. Мещанами, скорее всего, будут и наши дети. «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей… от которого государство много добра ожидает». Это определение, данное Екатериной II в 1767 году, вряд ли так уж устарело.

Никакого добра не следует ожидать от семейства Бессеменовых — ни государству, ни обществу, ни самим членам этой зажиточной семьи. Глава семейства Василий Васильевич (Юрий Ицков) живет своей правдой, еще вчера казавшейся незыблемой. Но куда-то делись уважение, понимание и любовь детей. Почтенная Акулина Ивановна (Надежда Живодерова) в отличие от мужа обижается не так сильно. Ей легче: понимает меньше, да и истовая вера держаться помогает.

И дети не менее несчастливы, чем родители. Картину дополняют персонажи, готовые заострить действие и при случае дидактично резюмировать ситуацию, сказать «правильные» слова. Это торговец певчими птицами Перчихин — сам с «кукушечкой» в голове, и нахлебник семейства певчий Тетерев — типичный представитель плеяды «лишних людей».

По счастью, от горьковского дидактизма в спектакле не остается и следа. Перед зрителем — живые люди. Каждый со своей правдой и с собственными трагическими несовпадениями. Из атрибутов мещанства — большой абажур над обширным семейным столом да лимонное дерево в кадушке. В это камерное пространство режиссер запускает множество страстей и заставляет их подниматься до шекспировского уровня. Никто не хочет и, пожалуй, не в состоянии услышать другого.

Даже романсы в спектакле звучат исступленно. Все это, конечно, картины более чем вековой давности. Но атмосфера глубокого нравственного дискомфорта и взаимной нелюбви никуда не делась и сегодня. Более того — она усугубилась, так как время идет все быстрее и жизнь не успевает за ним. Первое компьютерно-мобильное поколение, отринувшее наследие тех, кто вырос вне пределов цифровой революции, уже само прогибается под напором собственных детей, которые не мыслят себя без Интернета в кармане. Думается, эта аналогия имеет и обратную силу. Имей персонажи «Мещан» по смартфону, они бы перегрызли друг другу горло в соцсетях уже к концу первого действия.

Вопрос об исходе остается открытым — если ответ вообще существует. За возможность задуматься о главном нужно поблагодарить как режиссера, так и актеров. Екатерина Рябова представила идеальную Татьяну — чисто по-горьковски издерганную и несчастную. За комические штрихи нужно сказать спасибо Оксане Кудлай, вышедшей на сцену в образе кухарки Степаниды. Надежда Живодерова в роли Акулины Ивановны внесла в спектакль ноту драматургии Островского.

Говоря о премьере в Театре на Васильевском, невозможно не вспомнить об одном из лучших спектаклей товстоноговского БДТ. После тех знаменитых «Мещан» с Лебедевым, Призван-Соколовой, Поповой, Лавровым, Рецептером и другими звездами труппы в нашем городе никто не ставил пьесу целых 52 года. Сам Георгий Товстоногов признавался, что толчок к «Мещанам» он получил от абсурдистского театра, предметом которого становится бессмысленность — та же, что определяет и бытие семейства Бессеменовых. Старик в попытках спасти свой мир цепляется за вещи. «У Горького шкаф — символ страшной жизни», — писал Товстоногов. И в новых «Мещанах» стоит резной монументальный красавец, смахивающий на массивное надгробие.

Туманов далеко не во всем наследует Товстоногову. «Я искал во всем спектакле сочетания трагического и пошлого. Если бы мне нужно было найти жанровое определение спектакля, я затруднился бы это сделать. Но стиль его я определил бы несуществующим словом — трагипошлость», — писал руководитель БДТ.

Пошлое мещанство в новом спектакле зритель вряд ли увидит. А вот трагедии — хоть отбавляй. Стержень постановки держит Юрий Ицков. Его Василий Бессеменов — просто эпичная фигура. Все в прошлом, ничего в будущем, а сегодня на сцене падает мертвенный белый снег. Этой мизансценой заканчивается спектакль. Щемит сердце.

Санкт-Петербургские ведомости. 19.12.2018