Дата спектакля
07.12.2021
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
08.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
09.12.2021
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
10.12.2021
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига
подробнее
Дата спектакля
11.12.2021
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
11.12.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
12.12.2021
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
12.12.2021
Человеческий голос
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
14.12.2021
Спасти камер-юнкера Пушкина
Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами
подробнее
Дата спектакля
15.12.2021
Как Зоя гусей кормила
"Почти все пьесы я списываю с жизни. У меня туго с фантазией, но я умею подслушивать и подсматривать."
подробнее
Дата спектакля
16.12.2021
Горе от ума - ПРЕМЬЕРА
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
16.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
17.12.2021
Горе от ума - ПРЕМЬЕРА
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
17.12.2021
Rock-n-roll на закате
лирическая комедия для двух одиноких танцоров
подробнее

Мещане - «Мещане» фортиссимо


«Люди настраиваются жить. Я люблю слушать, когда в театре музыканты настраивают скрипки и трубы. Ухо ловит множество отдельных верных нот, порою слышишь красивую фразу... и ужасно хочется скорее услыхать, - что именно будут играть музыканты?» - будто отвечая на риторический вопрос Татьяны, одной из главных героинь пьесы Горького «Мещане», певчий Тетерев произносит: «Кажется, что-то фортиссимо...».

Так можно сказать и о постановке «Мещан» труппой петербургского «Театра на Васильевском», показанной вчера на сцене Псковского драматического театра в рамках XXVI Пушкинского театрального фестиваля. Все в ней - фортиссимо: горьковские сюжет, конфликты, характеры, актерская и режиссерская работа. Псковский зритель, раскупивший все билеты на спектакль чуть ли не в первый день, не обманулся в самых лучших своих ожиданиях: пьеса была классической, верной тексту первоисточника, и при ее постановке ни один современный «тренд» не пострадал.
***
«Осовременивание стало общим местом в искусстве, - пояснил свое отношение к проблеме вторжения духа нынешнего времени в классику жанра режиссер Владимир Туманов. - Часто за этой упаковкой кроется опасность, что, увлекшись современной эксцентрикой, теряешь мысль... Наш спектакль - это реализм без берегов, с ощущением правды».

По словам мастера, он обратился к постановке именно «Мещан» по нескольким веским причинам. Во-первых, к этой пьесе режиссеры не обращались уже более 50 лет. «Театр смог взять этот материал, не боясь эпигонства, - заметил Владимир Туманов. - Пьеса давно уже существует как миф. Но люди сменяются, времена меняются, а проблема остается: говоря словами Бродского, «между поколениями стена». Нам показалось, что мы можем в это «нырнуть».

Другая не менее важная причина обращения к пьесе - наличие актерского состава, способного сыграть драму, перерастающую в трагедию общечеловеческого масштаба. «Когда есть такая компания артистов - грех не попробовать, - признается режиссер. - Это сильная многоодаренная труппа».

Действительно, актеры в своих амплуа смотрелись совершенно естественно, органично: зажиточный мещанин Бессеменов в исполнении Юрия Ицкова, пытающийся понять устремления своих бунтующих взрослых детей, философствующий певчий Тетерев, сыгранный Михаилом Николаевым, Сергей Лысов в роли золоторотца-торговца певчими птицами Перчихина... Яркие, полнокровные характерные оставили равнодушными зрителей.

При этом труппе удалось избежать напрашивающихся штампов в трактовке хрестоматийных образов. По словам арт-директора Псковского драмтеатра Андрея Пронина, по-новому осмыслен характер Нила: в «Мещанах» Владимира Туманова это не провозвестник великого светлого будущего, а очень простой пошлый человек, не вызывающий никакой симпатии (его будущая жена Поля строчит на машинке для него красную рубаху - цвет-симптом). А вот Тетерев вырос в экзальтированного юродивого мудреца, прозревающего вечные истины. Симпатичным и вызывающим жалость выглядит обыватель Бессеменов, несчастный отец, утративший связь с «учеными» детьми, остро ощущающий разрыв в связи времен («все куда-то уходят», - чуть ли не плачет он). Видимо, настолько непривлекательно выглядит современная молодежь, что мы волей-неволей начинаем сочувствовать старшему поколению с его старенькими шкафами-чуланами, витражными абажурами в стиле Тиффани (здравствуй, модерн), большими обеденными столами, за которыми может поместиться вся семья, с кадками, в которых произрастают лимонные деревца (до свидания, райский сад). Мещане, бытовуха, вещизм - но насколько трогательнее он в своем распаде и разладе, чем утверждающийся буйным цветом молодой здоровый эгоизм...

Невозможность диалога подчеркивается лейтмотивным повторением двух нот на стареньком пианино: как эти клавиши, люди находятся рядом, что-то говорят друг другу, но эти разговоры не складываются в общую мелодию - звучит лишь ужасающая какофония, разноголосица, развиваясь по принципу крещендо. Последние сцены «Мещан» - это откровенный срыв на крик, в котором уже не слышно слов. Да их и в принципе уже никому не надо слышать - ведь такие сцены повторяются изо дня в день: «каждый раз одно и то же», - говорит Татьяна, позже Петр, затем - Поля.

Не желая мириться с миром традиционных «твердынь» и «ржавчины», они ищут выхода, но не находят его. Тетерев прямо говорит об уходе сына Бессеменова: «Он не уйдет далеко от тебя. Он это временно наверх поднялся, его туда втащили... Но он сойдет... умрешь ты, - он немножко перестроит этот хлев, переставит в нем мебель и будет жить, - как ты, - спокойно, разумно и уютно... Он переставит мебель и - будет жить в сознании, что долг свой перед жизнью и людьми отлично выполнил. Он ведь такой же, как и ты... труслив и глуп...»

Ощущение абсурда жизни, скуки, отсутствия в ней смысла оказалось очень близким зрителям - об этом говорили те, кто остался по завершению спектакля на его обсуждение. «Мне хотелось уйти от этого, - поделилась впечатлением одна из зрительниц. - Сейчас этого полно в наших семьях. Хотелось отвернуться от происходящего».

Со времени написания пьесы прошло больше века, а проблематика, затронутая в ней, по-прежнему актуальна: все так же остры споры между отцами и детьми, все так же «пьяниц, мелочь и дрянь» любить удобнее, чем что-то «крупное и хорошее», все так же в клетке тюрьмы человек чувствует себя свободнее, чем в благополучном сытом доме. Все те же алогизмы, смесь Будды, Ницше и Шопенгауэра и - до кучи - единство и борьба противоположностей, в которой побеждает то молодость и цинизм, то старость и привычка. Интересно, кстати, что одержит верх лет через 50, когда пьесу будет ставить другой режиссер?

«Вечерний звон», «Собачий вальс» и в финале - жестокий романс. Действие пьесы раскручивается по нарастающей, легко лавируя между небом и землей, вечным и сиюминутным, великим и пошло-обывательским - так, как, в принципе, и устроена наша жизнь во всей ее многогранности.
***
Псковский зритель высоко оценил постановку петербургского театра: цветы, продолжительные бурные овации стоя - все в лучших традициях Пушкинского театрального фестиваля.

Благодаря публику за горячий прием, директор и художественный руководитель «Театра на Васильевском», заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов подчеркнул: «Мы объездили все главные фестивали мира, но есть такие камерные уютные намоленные театральные места, как ваш фестиваль. У вас все получается без суеты».

«Мещане» фортиссимо
11.02.2019 10:11|Псков