РусскийEnglish
Дата спектакля
06.09.2022
Урожай - ПРЕМЬЕРА
Простая на первый взгляд история о четверке молодых людей, собирающих урожай яблок. Но, несмотря на кажущуюся легкость, в этой пьесе скрыт глубокий смысл
подробнее
Дата спектакля
06.09.2022
Спасти камер-юнкера Пушкина
Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами
подробнее
Дата спектакля
07.09.2022
SELFIE/СЕЛФИ (Рок-марафон)
Трое незнакомых мужчин бегут марафонскую дистанцию. Другие участники забега где-то далеко за горизонтом. Каждый зигзаг дистанции - новый поворот судьбы
подробнее
Дата спектакля
07.09.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее
Дата спектакля
08.09.2022
Гроза
Женщина, нарушающая нравственный долг не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Для героини важна суть отношений, а не форма. История любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия
подробнее
Дата спектакля
08.09.2022
Камень
Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
09.09.2022
Дядя Ваня
Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
09.09.2022
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Охота жить
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
10.09.2022
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
11.09.2022
Земля Эльзы
Трогательная история о большой любви, в которую трудно поверить. Ее герои - люди, прожившие долгую, полную потерь и лишений жизнь. В главных ролях: народные артисты России Наталья Кутасова и Сергей Паршин
подробнее
Дата спектакля
11.09.2022
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
11.08.2022
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее

Даниэль Штайн, переводчик - МИСТЕРИЯ О ВЕРЕ // Утро Петербурга. 2008. №647, 29 октября.

В Театре сатиры на Васильевском сыграли премьеру по мотивам романа Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», награжденного национальной премией «Большая книга». Улицкую в «Сатире» уже ставили. И ей так понравился спектакль по ее пьесе «Русское варенье», что писатель дала согласие на театральную инсценировку «Штайна», которую и осуществил Анджей Бубень.

НАЧАЛО
В основу книги легла история реального человека — католического священника и мыслителя еврея Даниэля Руфайзена. Прошедший ужасы второй мировой войны, он узнал их и в, казалось бы, мирной жизни, став человеком без национальности и духовным учителем многих. В романе нет традиционной сюжетной канвы, он построен как коллаж из писем, документов, газетных вырезок и воспоминаний. Желая создать атмосферу камерности, режиссер Бубень и сценограф Елена Дмитракова посадили зрителей как можно ближе к сцене на высокий помост. Сама же сцена приобрела вид пространства, заполненного бесчисленным количеством предметов и населенного странными людьми, которые, увязая ногами в густом слое пепла, рассказывают историю жизни.

ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОИСКАХ СМЫСЛА
Из множества персонажей, населяющих роман, театр выбрал историю семи человек, семи судеб, так или иначе связанных между собою. Кроме самого Даниэля это полусумасшедшая старуха-коммунистка, доживающая свои дни в израильской богадельне (Наталья Кутасова), ее дочь Эва (Татьяна Калашникова), брошенная матерью вместе с братом ради слепой любви к идеалам. Это немка Хильда (Елена Мартыненко), ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Это священник Русской Православной церкви Ефим Довитас (Артем Цыпин). И еврей Гершон Шимес (Михаил Николаев), перед выездом в Израиль отсидевший пять лет в советских лагерях. И, наконец, младший брат Штайна Авигдор (Игорь Николаев), который в 1941-м расстался с Даниэлем, а увидел его лишь через восемнадцать лет.
Все они походят на части некоего единого мира, расколотого бедами и катастрофами, мечущиеся в поисках хоть какой-то опоры. Вообще темы самоопределения человека в мире и его тотальное одиночество — центральные в спектакле. Но звучат они не навязчиво, не дидактически, а исповедально: зритель становится свидетелем сокровенных монологов, сменяющих друг друга.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Даниэль Штайн в исполнении Дмитрия Воробьева замкнут в тот же круг поиска смысла, что и другие. В ряду иных монологов его рассказ о том, как он был переводчиком в гестапо, готовил побег польских евреев из гетто, а затем стал священником в Израиле, — лишь голос в общем хоре. Но Даниэлю в отличие от других дано ответить на главные вопросы. Спектакль полон ассоциаций — в нем возникают мотивы христианского смирения, предательства и даже убийства. Возникает история единственной и жертвенной любви, история покаяния и смирения. Каждый из персонажей этой истории приходит к осознанию высшей если не справедливости, то хотя бы воли и старается ее принять. Как ни удивительно — ее принимает и Эва, забывая приютское детство, и ее мать, которая в исполнении Кутасовой поначалу походит едва ли не на фурию, выкрикивающую политические лозунги. И Хильда, погубившая свое женское счастье ради сурового обета. В финале герой Воробьева подвешивает на крюки полукруглого кронштейна огромные серые полые внутри фигуры, напоминающие безликие маски смерти. Из них в первой сцене возникли персонажи. Но сейчас они остаются висеть безмолвными и жуткими силуэтами, завершая мистерию о вере.
Мотив иудиного предательства и подстроенной гибели отца Даниэля в автокатастрофе можно лишь угадывать в последних репликах спектакля, но история человеческого страдания, веры и искупления без этого, пожалуй, была бы не полной.