Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Даниэль Штайн, переводчик - МИСТЕРИЯ О ВЕРЕ // Утро Петербурга. 2008. №647, 29 октября.

В Театре сатиры на Васильевском сыграли премьеру по мотивам романа Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», награжденного национальной премией «Большая книга». Улицкую в «Сатире» уже ставили. И ей так понравился спектакль по ее пьесе «Русское варенье», что писатель дала согласие на театральную инсценировку «Штайна», которую и осуществил Анджей Бубень.

НАЧАЛО
В основу книги легла история реального человека — католического священника и мыслителя еврея Даниэля Руфайзена. Прошедший ужасы второй мировой войны, он узнал их и в, казалось бы, мирной жизни, став человеком без национальности и духовным учителем многих. В романе нет традиционной сюжетной канвы, он построен как коллаж из писем, документов, газетных вырезок и воспоминаний. Желая создать атмосферу камерности, режиссер Бубень и сценограф Елена Дмитракова посадили зрителей как можно ближе к сцене на высокий помост. Сама же сцена приобрела вид пространства, заполненного бесчисленным количеством предметов и населенного странными людьми, которые, увязая ногами в густом слое пепла, рассказывают историю жизни.

ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОИСКАХ СМЫСЛА
Из множества персонажей, населяющих роман, театр выбрал историю семи человек, семи судеб, так или иначе связанных между собою. Кроме самого Даниэля это полусумасшедшая старуха-коммунистка, доживающая свои дни в израильской богадельне (Наталья Кутасова), ее дочь Эва (Татьяна Калашникова), брошенная матерью вместе с братом ради слепой любви к идеалам. Это немка Хильда (Елена Мартыненко), ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Это священник Русской Православной церкви Ефим Довитас (Артем Цыпин). И еврей Гершон Шимес (Михаил Николаев), перед выездом в Израиль отсидевший пять лет в советских лагерях. И, наконец, младший брат Штайна Авигдор (Игорь Николаев), который в 1941-м расстался с Даниэлем, а увидел его лишь через восемнадцать лет.
Все они походят на части некоего единого мира, расколотого бедами и катастрофами, мечущиеся в поисках хоть какой-то опоры. Вообще темы самоопределения человека в мире и его тотальное одиночество — центральные в спектакле. Но звучат они не навязчиво, не дидактически, а исповедально: зритель становится свидетелем сокровенных монологов, сменяющих друг друга.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Даниэль Штайн в исполнении Дмитрия Воробьева замкнут в тот же круг поиска смысла, что и другие. В ряду иных монологов его рассказ о том, как он был переводчиком в гестапо, готовил побег польских евреев из гетто, а затем стал священником в Израиле, — лишь голос в общем хоре. Но Даниэлю в отличие от других дано ответить на главные вопросы. Спектакль полон ассоциаций — в нем возникают мотивы христианского смирения, предательства и даже убийства. Возникает история единственной и жертвенной любви, история покаяния и смирения. Каждый из персонажей этой истории приходит к осознанию высшей если не справедливости, то хотя бы воли и старается ее принять. Как ни удивительно — ее принимает и Эва, забывая приютское детство, и ее мать, которая в исполнении Кутасовой поначалу походит едва ли не на фурию, выкрикивающую политические лозунги. И Хильда, погубившая свое женское счастье ради сурового обета. В финале герой Воробьева подвешивает на крюки полукруглого кронштейна огромные серые полые внутри фигуры, напоминающие безликие маски смерти. Из них в первой сцене возникли персонажи. Но сейчас они остаются висеть безмолвными и жуткими силуэтами, завершая мистерию о вере.
Мотив иудиного предательства и подстроенной гибели отца Даниэля в автокатастрофе можно лишь угадывать в последних репликах спектакля, но история человеческого страдания, веры и искупления без этого, пожалуй, была бы не полной.