Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Дом особого назначения - ПОСЛЕДНЕЙ НОЧЬЮ

В Петербурге прошла премьера моноспектакля о расстреле царской семьи

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург


Действие происходит на фоне витой
винтажной лестницы в фойе театра.
Фото: АЛЕКСАНДР ЗАКРЖЕВСКИЙ


В Театре на Васильевском молодой петербургский режиссер Денис Хуснияров поставил пьесу Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя», основанную на материале исторического расследования обстоятельств расстрела царской семьи. Получился моноспектакль «Дом особого назначения» – пронзительный и почти документальный, публицистический, где в отсутствие психологических «излишеств» на авансцену выходит правда жизни и эпохи.

В послужном списке Хусниярова удачные прочтения «Жестоких игр» Арбузова, «Бесприданницы» Островского и несколько театральных премий. Его творческий метод лишен вычурного изобретательства и зиждется на проникновении в человеческую природу и драматургическую ткань произведения. Авторский текст не ломается, а бережно перепрочитывается с учетом реалий нынешнего столетия и имеющихся в наличии актерских индивидуальностей, к которым постановщик относится столь же трепетно и внимательно. Хуснияров очень «актерский» режиссер, и моноспектакль «Дом особого назначения» высветил это его качество в очередной раз.

Носителем всех идей, чувств, эмоций в «Доме особого назначения» становится Альберт Макаров, как и режиссер Хуснияров, молодой и «обремененный» победами на ниве театра и ролями в кино. Его заметная киноработа – космонавт Валентин Бондаренко в «Бумажном солдате» Алексея Германа-младшего.

Действие спектакля разворачивается в фойе. В Театре на Васильевском оно столь живописно, что давно «напрашивалось» выступить в качестве сценической площадки. Зрительный зал «организован» по правую сторону, фоном для событийного ряда становится витая винтажная лестница, расположенная по левой стене и ведущая в театральные помещения. Незрима, но ощутима и другая лестница – длинная и широкая – по ней в фойе поднимается публика и по ней же, неспешно переставляя босые ноги, напевая-проговаривая песню, взошел измученный человек в исподнем. Это Юровский – бывший комендант Ипатьевского дома.

Повествование начинается в темноте – только огоньки лампочек-свечей по стенам выхватывают изображения членов царской семьи, заменившие на время фотографии актеров из театральной труппы. Но темнота в спектакле – категория не только внешняя: кромешная тьма наполняет и душу Юровского. Альберт Макаров играет человека абсолютно внутренне разбитого. Актер демонстрирует его душевные «внутренности» безжалостно, без прикрас и позволяет рассмотреть практически под микроскопом.

В течение полутора часов актер будет перевоплощаться и в других персонажей пьесы: Николая II, Александру Федоровну, председателя Уральской ЧК Лукоянова… И его главным «инструментом» станут не голос, не темперамент, не пластика, а глаза. Уже нездешние, почти прозрачные у царя-мученика; полубезумные, влажные, бегающие – у цареубийц.

Образ Николая II – один из самых сильных в спектакле. Приятие поверженным императором всего с ним происходящего столь неподдельно и безусловно, что и предопределенность становится просветленной. И финальные, обращенные к потомкам слова: «Все исполнители умерли в своих постелях, как и просил о том Господа последний царь», звучат по-особенному и заставляют задуматься об искуплении. Вернее, о его возможности.