- Денис, чем определялся выбор пьесы? В чем для вас притягательность драматургии этого периода?
- Выбор был не только мой. В Театре на Васильевском рассматривали варианты постановки спектакля молодого режиссера с молодыми артистами. Художественный руководитель и главный режиссер остановили свой выбор на мне, вероятно, после просмотра «Жестоких игр» в Молодежном театре. Где-то в этом ключе и стали искать пьесу. Так возник «Монолог о браке» Радзинского. Почему мне близок этот период?.. Вероятно, я такой, знаете, «старьевщик», меня привлекает жизнь, которая вроде бы уже прошла. Это недавнее прошлое моих родителей старшего поколения, период их молодости. Я эту эпоху не застал, и даже не очень хорошо ее знаю, тем не менее, я это время как-то чувствую, мне оно почему-то близко. И то время, и те люди, изображенные в пьесах Вампилова, Володина, Арбузова, позднее – Радзинского. Люди простые и сложные одновременно, человечные, открытые, без «новодрамовской» патологии, но с постоянной внутренней борьбой, поскольку им есть за что бороться. Их проблемы не надуманные, а настоящие, и это притягивает – что в «Жестоких играх», что в этой пьесе. Пьеса Радзинского построена непросто, действие не течет традиционным ходом от начала к концу: здесь приходит человек в кафе и начинает вспоминать, фантазировать. Остальных он как бы выхватывает из прошлого своей фантазией. В итоге разбора мы пришли к выводу, что в реальном времени все события промелькнули в его голове за два-три часа. Столько времени он сидит в этом кафе, где они с женой познакомились. Вместе были всего лишь три года и разошлись.
В общем, история про нас. Не знаю, получится ли, но хотелось передать вот что: когда они были вместе, он ничего не понимал, как всегда это и бывает. А прокрутив в вообра¬жении всю их недолгую совместную жизнь, он сам себе честно ответил на все вопросы.
Ритм сцен будет резко меняться: вот сейчас он вспоминает, сейчас комментирует, а сейчас он прямо там, в прошлом, ту ситуацию играет вчистую. Другие так же подыгрывают его воспоминаниям.
Наш герой немножко фантазер, немножко сумасшедший, такой «Эйнштейн». Он говорит: «Меня посещали идеи, да, я что-то путал, с чем-то не справлялся, но я же искренне тебя любил»...
- Многие из вас ровесники своих героев. Вам близки, понятны «предлагаемые обстоятельства»?
- Да, мне очень понятны. Дело ведь не в штампе в паспорте. Как это отлично сказал Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении». Герои Радзинского, мне кажется, слишком долго и пристально смотрели друг на друга. Ведь изначально это была такая любовь, такая идиллия, все было прекрасно.
Я думаю, если эти мысли мы сможем донести, то молодые люди, пришедшие на спектакль, узнают себя в его героях. В Нем, в Ней. Ведь не только он неправ, но и она неправа. Конфликт всегда «делится» на всех участвующих. Где-то же произошел перелом, который трудно «поймать», вот что страшно. Ну, кто не скандалит, у всех бывают конфликты, тем более, молодая семья, оба немножко собственники, оба экспрессивные, эгоцентричные, каждый хочет отстоять свою территорию. И как-то так ненароком, ненавязчиво происходит этот слом, и люди не замечают, как отношения начинают необратимо меняться.
С разрешения автора наш спектакль называется «Веселенькая пьеса о разводе». Но не случайно же и название «Монолог о браке». Это история двоих глазами одного, его видение происшедшего. Недаром Он говорит Генычу: «Понимаешь, я хотел тебе рассказать, но когда ты вошел, я понял, что не могу тебе рассказать так, как я хочу». В этом тоже есть проблема, природа конфликта, когда человек смотрит только своим взглядом и не способен увидеть ситуацию глазами другого человека.
- Денис, как вы решаете время - с его памятными, но ушедшими из жизни реалиями?
- Мы отказались от примет времени как таковых. Например, у нас нет телефона-автомата, персонажи просто стоят в разных концах сцены и говорят друг с другом. И мы с художником Лялей Дмитраковой придумали замечательную штуку, крутящуюся крестовину из оргстекла, как вход в супермаркеты. Она «выкручивает» всех персонажей - из прошлого, из фантазии. Один поворот - появляется Мать, другой - появляется жена. То есть, не бытовой прием появления. С другой стороны, это и декор кафе, там будут аквариумы с яблоками, цветами. После ночи любви он усыплет всю сцену блоками. А потом в той воде, где стояли цветы, будет стираться белье, как метафора наступления быта... Нет, мы не хотим привязываться ни к времени, ни даже к стране. Такая вечная история о проблемах молодых людей, которые не знают, как начать жить ВМЕСТЕ.
- Как вас принял незнакомый коллектив, ведь вы этого работали только с однокурсниками, друьями?
- Приняли очень хорошо. Художественный руководитель театра Владимир Дмитриевич Словохотов и главный режиссер Анджей Бубень оказали мне доверие, позволили делать спектакль на большой сцене самостоятельно. Конечно, они контролируют процесс, но ненавязчиво. Вообще, атмосфера театра мне нравится, люди доброжелательные, открытые. А артисты все замечательные! Я который разубеждаюсь, что дело может получиться, только если собираешь команду, которая опять же смотрит в одну сторону. Причем, я не ставил это целью, люди-то разные пришли в команду. Главную мужскую роль играет Сергей Агафонов. На роль его жены два состава: молодая актриса Екатерина Рябова и студентка СПбГАТИ Елизавета Толубеева. Музыкальный руководитель Оля Тихомирова очень нам помогает. Ляля Дмитракова придумала интересную сценографию, которая многое привнесла, решение несколько изменилось, максимально исчез быт, что для этого спектакля) очень важно. Что получится, увидим на премьере. Хочется, чтобы получилось...
Беседовала Татьяна Коростелева
http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/89_90_09_10/09.htm
- Выбор был не только мой. В Театре на Васильевском рассматривали варианты постановки спектакля молодого режиссера с молодыми артистами. Художественный руководитель и главный режиссер остановили свой выбор на мне, вероятно, после просмотра «Жестоких игр» в Молодежном театре. Где-то в этом ключе и стали искать пьесу. Так возник «Монолог о браке» Радзинского. Почему мне близок этот период?.. Вероятно, я такой, знаете, «старьевщик», меня привлекает жизнь, которая вроде бы уже прошла. Это недавнее прошлое моих родителей старшего поколения, период их молодости. Я эту эпоху не застал, и даже не очень хорошо ее знаю, тем не менее, я это время как-то чувствую, мне оно почему-то близко. И то время, и те люди, изображенные в пьесах Вампилова, Володина, Арбузова, позднее – Радзинского. Люди простые и сложные одновременно, человечные, открытые, без «новодрамовской» патологии, но с постоянной внутренней борьбой, поскольку им есть за что бороться. Их проблемы не надуманные, а настоящие, и это притягивает – что в «Жестоких играх», что в этой пьесе. Пьеса Радзинского построена непросто, действие не течет традиционным ходом от начала к концу: здесь приходит человек в кафе и начинает вспоминать, фантазировать. Остальных он как бы выхватывает из прошлого своей фантазией. В итоге разбора мы пришли к выводу, что в реальном времени все события промелькнули в его голове за два-три часа. Столько времени он сидит в этом кафе, где они с женой познакомились. Вместе были всего лишь три года и разошлись.
В общем, история про нас. Не знаю, получится ли, но хотелось передать вот что: когда они были вместе, он ничего не понимал, как всегда это и бывает. А прокрутив в вообра¬жении всю их недолгую совместную жизнь, он сам себе честно ответил на все вопросы.
Ритм сцен будет резко меняться: вот сейчас он вспоминает, сейчас комментирует, а сейчас он прямо там, в прошлом, ту ситуацию играет вчистую. Другие так же подыгрывают его воспоминаниям.
Наш герой немножко фантазер, немножко сумасшедший, такой «Эйнштейн». Он говорит: «Меня посещали идеи, да, я что-то путал, с чем-то не справлялся, но я же искренне тебя любил»...
- Многие из вас ровесники своих героев. Вам близки, понятны «предлагаемые обстоятельства»?
- Да, мне очень понятны. Дело ведь не в штампе в паспорте. Как это отлично сказал Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении». Герои Радзинского, мне кажется, слишком долго и пристально смотрели друг на друга. Ведь изначально это была такая любовь, такая идиллия, все было прекрасно.
Я думаю, если эти мысли мы сможем донести, то молодые люди, пришедшие на спектакль, узнают себя в его героях. В Нем, в Ней. Ведь не только он неправ, но и она неправа. Конфликт всегда «делится» на всех участвующих. Где-то же произошел перелом, который трудно «поймать», вот что страшно. Ну, кто не скандалит, у всех бывают конфликты, тем более, молодая семья, оба немножко собственники, оба экспрессивные, эгоцентричные, каждый хочет отстоять свою территорию. И как-то так ненароком, ненавязчиво происходит этот слом, и люди не замечают, как отношения начинают необратимо меняться.
С разрешения автора наш спектакль называется «Веселенькая пьеса о разводе». Но не случайно же и название «Монолог о браке». Это история двоих глазами одного, его видение происшедшего. Недаром Он говорит Генычу: «Понимаешь, я хотел тебе рассказать, но когда ты вошел, я понял, что не могу тебе рассказать так, как я хочу». В этом тоже есть проблема, природа конфликта, когда человек смотрит только своим взглядом и не способен увидеть ситуацию глазами другого человека.
- Денис, как вы решаете время - с его памятными, но ушедшими из жизни реалиями?
- Мы отказались от примет времени как таковых. Например, у нас нет телефона-автомата, персонажи просто стоят в разных концах сцены и говорят друг с другом. И мы с художником Лялей Дмитраковой придумали замечательную штуку, крутящуюся крестовину из оргстекла, как вход в супермаркеты. Она «выкручивает» всех персонажей - из прошлого, из фантазии. Один поворот - появляется Мать, другой - появляется жена. То есть, не бытовой прием появления. С другой стороны, это и декор кафе, там будут аквариумы с яблоками, цветами. После ночи любви он усыплет всю сцену блоками. А потом в той воде, где стояли цветы, будет стираться белье, как метафора наступления быта... Нет, мы не хотим привязываться ни к времени, ни даже к стране. Такая вечная история о проблемах молодых людей, которые не знают, как начать жить ВМЕСТЕ.
- Как вас принял незнакомый коллектив, ведь вы этого работали только с однокурсниками, друьями?
- Приняли очень хорошо. Художественный руководитель театра Владимир Дмитриевич Словохотов и главный режиссер Анджей Бубень оказали мне доверие, позволили делать спектакль на большой сцене самостоятельно. Конечно, они контролируют процесс, но ненавязчиво. Вообще, атмосфера театра мне нравится, люди доброжелательные, открытые. А артисты все замечательные! Я который разубеждаюсь, что дело может получиться, только если собираешь команду, которая опять же смотрит в одну сторону. Причем, я не ставил это целью, люди-то разные пришли в команду. Главную мужскую роль играет Сергей Агафонов. На роль его жены два состава: молодая актриса Екатерина Рябова и студентка СПбГАТИ Елизавета Толубеева. Музыкальный руководитель Оля Тихомирова очень нам помогает. Ляля Дмитракова придумала интересную сценографию, которая многое привнесла, решение несколько изменилось, максимально исчез быт, что для этого спектакля) очень важно. Что получится, увидим на премьере. Хочется, чтобы получилось...
Беседовала Татьяна Коростелева
http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/89_90_09_10/09.htm