Дата спектакля
03.12.2021
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
03.12.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Августовские киты
В основе спектакля история двух сестёр, которые на берегу океана предаются воспоминаниям и возвращаются к своему прошлому
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный Господин Ау! Его призвание - всех-всех пугать. Ведь Господа Ау потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее
Дата спектакля
07.12.2021
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
08.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее

Проклятая любовь - Премьера спектакля "Проклятая любовь" в Театре на Васильевском / PULSE / сентябрь 2013

Проклятая любовь

Режиссер Владимир Туманов

В ролях: Татьяна Калашникова, Михаил Николаев

            Название спектакля очевидно предполагает двойственность и вариативность интерпретаций. Слово «проклятый» может прочитываться с ударением как на первый слог, так и на второй. Это те самые отношения, которые, как пишут в романах, не могли не случиться и одновременно были обречены. В программке герои обозначены как Он и Она, имена даются лишь в скобках. Что позволяет немного отстраниться от конкретных людей, живших в известное историческое время.

            Роман драматурга и сценариста Николая Эрдмана  и актрисы Ангелины Степановой начался в конце 1920-х, а истаял в предвоенное время. Эрдмана, написавшего сценарии к барнетовскому «Дому на Трубной» и александровским «Веселым ребятам», в 1933 году отправили в ссылку за слишком острый сатирический дар. Степанова писала письма, обивала пороги, сражаясь за любимого человека. Но пока до этого еще далеко – на дворе 1928-й год, Николай (Михаил Николаев) и Ангелина (Татьяна Калашникова) только познакомились и немедленно влюбились друг в друга. Начало их истории будет сопровождать мелодия жгучего танго. Герои молоды, веселы и талантливы. Однако зрительский взгляд то и дело фокусируется не на актерах, а на уже давно утративших цвет и вид, порядком истрепанных ватниках, которыми художник Елена Дмитракова покрыла весь планшет Камерной сцены Театра на Васильевском и затянула задник. Хотя есть здесь предмет и из другого -  уничтоженного и растоптанного - времени. Это величественное кожаное кресло. Он и Она будут в него усаживаться то по одиночке, то пытаться втиснуться вместе, плюхаться с размаху, садиться, сжимаясь в комок, вскакивать на спинку дабы продекламировать очередной опус. Но однажды легкость бытия прервется – Эрдмана отправят сначала в Енисейск, оттуда в Томск и будут таскать по Сибири еще 3 года. После помилуют и позволят жить - подальше от столицы. Домой Он сможет вернуться лишь перед началом войны. А Она останется в Москве, вступит в бесконечную переписку с соответствующими органами,  пытаясь выцарапать любимого человека из этой мясорубки. Расставание, увы, выдержать дано не всем. Любовь, страсть Ангелины Степановой к театру перевешивает в итоге всё прочее. Постепенно их переписка скудеет, хотя актриса продолжает поддерживать Эрдмана, насколько это возможно. По возвращении отношения угасают совсем.

            Татьяна Москвина использовала для своего текста подлинные письма Эрдмана и Степановой. С комментариями Виталия Вульфа переписка вышла в 2008-м году и переиздана в 2009-м. При выборе актеров на роли Владимир Туманов вряд ли стремился к абсолютному внешнему сходству с реально жившими людьми. Впрочем, у Татьяны Калашниковой совпадений довольно много – та же гордая посадка головы, точеный профиль, низкий, чуть резковатый, голос. В иные моменты она до такой степени напоминает знаменитую мхатовскую актрису, что лишь диву даешься. Калашникова играет женщину сильную, решительную, твердого характера, какой и была исполнительница роли Анны Павловны Шерер в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Михаил Николаев, напротив, на свой прототип походит не особенно. Эрдман был невелик ростом и не самой взрачной  внешности. Николаев – Эрдман много и искрометно шутит, он импульсивен, легок в настроении, хотя на ехидные реплики по поводу творчества реагирует болезненно и остро. Времена, как заметил поэт, не выбирают. Вот и героям «Проклятой любви» пришлось идти вслед за обстоятельствами, которые диктовало время. Пути их разошлись, хотя память о той поре была настолько дорога обоим, что ни одно письмо не исчезло. А не это ли самое главное –  сохранить воспоминания, несмотря на самые жестокие испытания.