Пресса о спектакле Последний троллейбус
А на Невском такая стоит кутерьма…
Современное театральное искусство, похоже, развивается в сторону неприкрытого цинизма, пошлого эпатажа и весьма искусственных ценностей. И тем ценнее возможность посмотреть лёгкий трогательный спектакль о простых людях, их переживаниях и душевных исканиях. Ничего удивительного — доброты нам не хватает, и в искусстве в том числе. В этом смысле Театр на Васильевском сделал петербуржцам подарок – чудесный спектакль «Последний троллейбус".
Постановка основана на произведениях Александра Моисеевича Володина, в частности, на его известной пьесе «Пять вечеров», которая поставлена во многих театрах России, в том числе и в Молодёжном театре на Фонтанке. Ежегодно в Санкт-Петербурге в память А.М. Володина проводится театральный фестиваль «Пять вечеров», в рамках которого зрители имеют возможность увидеть спектакли театров разных городов России.
Как видно из названия, действие постановки происходит в дороге – в последнем троллейбусе праздничного дня – 9 мая. В 1965 году, спустя двадцать лет, генеральный секретарь Л.И. Брежнев вернул этот праздник народу, благодаря чему снова начали проводиться парады, а небо городов-героев окрашивали разноцветные огоньки салютов. А за окном троллейбуса — Невский, Гостиный Двор, площадь Александра Невского, Московский вокзал, площадь Труда. Многострадальный город Ленинград, который, как и положено настоящему мужчине, отмечен шрамами от осколков вражеских снарядов.
Перед нами простые люди – водитель троллейбуса Катя, красавица-кондуктор Тамара и Илья, её любовь из прошлой жизни. На их судьбах отразились ужасы войны, причем война мужчинами и женщинами эмоционально воспринимается по-разному — одни уходят, а другие ждут. Не зря же существует прекрасная фраза: «У войны не женское лицо». И сложно сказать, кому из них требуется больше мужества и внутренней силы. «Вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена» — сказала Тамара Илье, когда провожала его на фронт и не смогла проронить ни слезинки. Но он не вернулся к ней, растворившись в круговороте жизни. И вот, в Ленинграде, случайно встречает её, чудом успев на последний троллейбус. Женщины с лёгкой грустью говорят о том, как быстро мужчины забывают о любви.
Незабытое старое
Как показывает практика, российская культура, загнанная в угол малоадекватным законотворчеством, все настойчивее и ностальгичнее глядит в прошлое. А тут еще и два юбилея, которые стимулируют так называемую светлую печаль. 2014-й — год 90-летия Булата Окуджавы и 95-летия Александра Володина. По их текстам и поставил спектакль «Последний троллейбус» артист Театра на Васильевском, а теперь еще и режиссер Артем Цыпин.
История эта не «без свидетелей». Есть в спектакле третья героиня — Катя (Любовь Макеева). Представительница народа. Которая добавляет герметичной истории любви реалии того времени. Например, читает газету «Правда» — и текст статьи вдруг перетекает в володинские стихи «Америка в преступности увязла и с неграми никак не разберется… На шаре тесненьком столпились мы…». Вдруг оказывается, что Володин был не просто, уж простите за пафос, совестью ленинградской интеллигенции, но и совершенно народным, понятным, общедоступным автором. И тоскуют по нему все, хотя некоторые, прежде его текстов не читавшие, осознают это только в театральном зале. Большинство, впрочем, идет на встречу с Володиным и Окуджавой сознательно. Чтобы отдохнуть душой от тотальной жестокости ежечасных новостей, от войны, от боли. Чтобы побыть наедине с собой, с юностью, посидеть в последнем троллейбусе, который у каждого — свой.
"ПОСЛЕДНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС"
И ты вырываешься из суеты линий Васильевского острова, заходишь в театр на Васильевском – там, где малая сцена, где зрители и работники театра знают друг друга по именам, где такой уютный камерный зал, устланный мягким ворсом: можно скинуть туфли, устроиться, будто дома, на любимом кресле, выдохнуть, посмотреть на сцену. А на сцене – троллейбус. Стоит себе на конечной, где-то на площади Александра Невского, в далеком 1965 году – двадцать лет минуло с войны, девятое мая, все празднуют, и последний на маршруте троллейбус пустует. Кондуктор и водитель скучают в салоне, ждут выезда, играют в города, морщатся, вспоминая: «К? Караганда была…». Зрители в ответ подсказывают: «Курган!». «Точно, спасибо… Курган!» — «Норильск!». «Норильск был!» — волнуется зал и тут же начинает вспоминать новый город на «н»… И вот персонажи на сцене – уже не чужие, уже почти знакомые, настоящие люди, и веришь в них сильнее, и сопереживаешь им больше.
Троллейбус трогается с места, на подножку запрыгивает опоздавший пассажир. И сходятся в одной точке человеческие жизни, которые когда-то уже пересекались – но разошлись, потерялись – казалось, что безвозвратно. И едет троллейбус – скрип колес, шуршат «рога», за окнами медленно меняют друг друга городкие пейзажи. И постепенно ты понимаешь: да это же 11-й! Только он от Александра Невского до площади Труда идет, да я на нем сто раз ездил! И словно попадаешь в 1965-й, прямиком в салон троллебуйса, к тем двоим, между которыми начался — и, кажется, – никогда не закончится самый важный разговор в жизни. Разговор, который прерывается только песнями Булата Окуджавы.
Прошлое оживает на сцене. Оживает текстами Александра Володина: спектакль – словно лоскутный коврик сплетен из его стихов и прозы. Оживает характерами – такими разными, такими живыми – не идеальными персонажами, а настоящими людьми, с которыми и в самом деле можно проехать в троллебуйсе по Невскому и не узнать, какую сложную дорогу прошел каждый из них.