Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Проклятая любовь - Остается только то, что про любовь…

История театра знает немало постановок, основанных на эпистолярном наследии великих людей. «Насмешливое мое счастье», «Жизнь Экзюпери», «Любящий тебя Достоевский», «Милый лжец», - эти пьесы, героями которых были А.П. Чехов и Лика Мизинова, Антуан де Сент-Экзюпери, Ф. М. Достоевский и его жена Анна, Бернард Шоу и Патрик Кемпбелл, - шли на сценах на протяжении многих лет.  Очень хочется надеяться, что спектакль Театра на Васильевском «Проклятая любовь» постигнет та же славная участь.
     Драматург и актриса… Драматург Николай Эрдман, написавший убийственно смешные и беспощадно сатирические пьесы «Мандат» и «Самоубийца». Актриса Ангелина Степанова, в расцвете таланта сыгравшая великую Кемпбелл в пьесе про драматурга и актрису.  Их играют современные артисты Михаил Николаев и Татьяна Калашникова. И эти сближения придают оптике спектакля дополнительную стереоскопичность.
     Режиссер Владимир Туманов очень точно простраивает смысловые пласты, накладывающиеся друг на друга: личная история, сквозь которую проглядывает портрет эпохи; взгляд на эту историю и на знаменитые творческие биографии из сегодняшнего дня. 
     В спектакле история любви начинается с беспечной и бесшабашной ноты – герои молоды, успешны, популярны, влюблены… И пока могут не замечать, что вокруг них  и под ногами не воздух и почва, а некая зловещая, антрацитово-черная  субстанция. Сценограф Елена Дмитракова создала ее из ватников, привезенных с настоящей зоны. Скрепленные воедино, эти куски материи создают апокалиптический образ времени, вызывающий в памяти художественные ассоциации, вплоть до «Страшного суда» Микеланджело. Потом герои Николаева и Калашниковой будут падать в эти жуткие, застывшие буграми волны,  а в сцене свидания с сосланным Эрдманом элегантная актриса накинет грубую  телогрейку на плечи.
     При этом нужно помнить, что время, выпавшее на долю опального Эрдмана (его арестовали в 1933 году), еще было не самым людоедским, драматург избежал ГУЛАГа и не долбил кайлом мерзлую землю на Колыме. Тем не менее, это был резкий излом жизни  столичного светского льва. Михаил Николаев наглядно, чуть не по крупицам воплощает эту метаморфозу. Поначалу его герой – человек мягкий, податливый, благополучный, блестящий остроумец, избалованный успехом. Артисту удается с пронзительной достоверностью передать физическое состояние героя, переброшенного из московского комфорта в енисейскую глубинку, где, вероятно, и по сей день неладно с бытовыми удобствами, а уж в 30-е годы…  А каков душевный перепад от востребованного драматурга, за пьесу которого бьются два «основоположника» - Станиславский и Мейерхольд, - до запрещенного, непубликуемого автора! В письме к Ангелине  Эрдман признавался:  «Это катастрофа не авторская, а человеческая».  
     Однако спектакль «Проклятая любовь» – не биографическое изложение, не киношный байопик, а метафора жизни творческой личности на фоне эпохи. Артисты прочертили линию от шуточной песенки «Марсель» молодого Эрдмана:
Там жизнь не дорога,
Опасна там любовь…

до надрывного, отчаянного:

Расплатою за жизнь
Проклятая любовь…

     Они действительно расплатились за свою любовь, если не жизнью, то судьбой. Их страстный запретный роман стал переломным событием биографии. Для Эрдмана практически буквально – из духовных и физических испытаний он вышел человеком  сломленным, сам признавался: «Я потерял голос». Больше пьес не писал, начатые наброски остались незавершенными.


 
     Ангелина Степанова, судя по всему, была сожжена этой любовью дотла. Позже она восстала, как Феникс из пепла, уже в том облике, который нам знаком по литературно-историческим источникам: легендарная актриса и парторг МХАТа, жена Александра Фадеева, железная леди, человек несгибаемого характера и сокрушительной силы воли. «Душа моя как дорогой рояль, который заперт, а ключ потерян», - эта фраза из ее любимой роли Ирины в «Трех сестрах», безусловно, относилась и к ней самой.
     Конечно, артисты не играют впрямую образы знаменитых прототипов (как, кстати, и сама Степанова с Кторовым в спектакле «Милый лжец»).  И Михаил Николаев, и Татьяна Калашникова сочувственно и проникновенно проживают перипетии их жизни, сохраняя при том несколько остраненную, можно сказать, эпическую интонацию, рассказывая о своих легендарных персонажах с позиций сегодняшнего дня, своего отношения к ним.
     Николаев повествует о Нем (Эрдмане) с юмором и сочувствием, демонстрируя и его показную небрежность, и восхитительную самоиронию, и провалы в отчаяние.  
     Калашникова относится к Ней (Степановой) с восхищением и женской, коллегиальной солидарностью. Героиня Калашниковой в ажурных перчатках, винтажном платье выглядит удивительно стильно (художник по костюмам  Стефания Граурогкайте). В ней есть порода, личность, талант.  И не только талант самопожертвования, что явствует из сюжета. Стремясь отдать любимому все, пожертвовать всем, она остается верна себе, она - влюбленная женщина, но и актриса. В спектакле есть замечательная сцена, когда героиня Калашниковой произносит искренние, задушевные фразы из письма, а потом воодушевляется, начинает декламировать как сценический монолог, Эрдман аплодирует, а она кланяется, улыбается…


    
Есть еще мгновенные переключения с монолога персонажа  на текст Человека от театра, дающий скупой лаконичный комментарий,  высвечивающий обстоятельства времени и события жизни героев.
     Думается, эти роли, сыгранные Михаилом Николаевым и Татьяной Калашниковой на высоком эмоциональном и духовном взлете, станут украшением и без того не слабой творческой биографии артистов.
     Создатели спектакля рассказали о времени и о себе. Через своих знаменитых героев, которые времена не выбирали, жили и творили в те годы, что выпали на долю. Ну, и заодно напомнили, что и в биографии личности, и в истории культуры «остается только то, что про любовь»…

ТАТЬЯНА ТКАЧЕНКО, театровед