РусскийEnglish
Дата спектакля
27.11.2022
Шоу «Комический эффект или Исцеление от интернет-зависимости»
Юмористическое шоу от звезд Первого канала и канала «Россия»
подробнее
Дата спектакля
27.11.2022
Королевские зайцы
Однажды Король обедневшего королевства обнаружил, что все его подчиненные сбежали, кроме Тридцать Третьего Министра, который получил должность Единственного Министра
подробнее
Дата спектакля
27.11.2022
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
29.11.2022
Горе от ума
Знаменитая реалистическая комедия Александра Грибоедова «Горе от ума»
подробнее
Дата спектакля
29.11.2022
Две дамочки в сторону севера
Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции в сторону севера на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее

Проклятая любовь - Остается только то, что про любовь…

История театра знает немало постановок, основанных на эпистолярном наследии великих людей. «Насмешливое мое счастье», «Жизнь Экзюпери», «Любящий тебя Достоевский», «Милый лжец», - эти пьесы, героями которых были А.П. Чехов и Лика Мизинова, Антуан де Сент-Экзюпери, Ф. М. Достоевский и его жена Анна, Бернард Шоу и Патрик Кемпбелл, - шли на сценах на протяжении многих лет.  Очень хочется надеяться, что спектакль Театра на Васильевском «Проклятая любовь» постигнет та же славная участь.
     Драматург и актриса… Драматург Николай Эрдман, написавший убийственно смешные и беспощадно сатирические пьесы «Мандат» и «Самоубийца». Актриса Ангелина Степанова, в расцвете таланта сыгравшая великую Кемпбелл в пьесе про драматурга и актрису.  Их играют современные артисты Михаил Николаев и Татьяна Калашникова. И эти сближения придают оптике спектакля дополнительную стереоскопичность.
     Режиссер Владимир Туманов очень точно простраивает смысловые пласты, накладывающиеся друг на друга: личная история, сквозь которую проглядывает портрет эпохи; взгляд на эту историю и на знаменитые творческие биографии из сегодняшнего дня. 
     В спектакле история любви начинается с беспечной и бесшабашной ноты – герои молоды, успешны, популярны, влюблены… И пока могут не замечать, что вокруг них  и под ногами не воздух и почва, а некая зловещая, антрацитово-черная  субстанция. Сценограф Елена Дмитракова создала ее из ватников, привезенных с настоящей зоны. Скрепленные воедино, эти куски материи создают апокалиптический образ времени, вызывающий в памяти художественные ассоциации, вплоть до «Страшного суда» Микеланджело. Потом герои Николаева и Калашниковой будут падать в эти жуткие, застывшие буграми волны,  а в сцене свидания с сосланным Эрдманом элегантная актриса накинет грубую  телогрейку на плечи.
     При этом нужно помнить, что время, выпавшее на долю опального Эрдмана (его арестовали в 1933 году), еще было не самым людоедским, драматург избежал ГУЛАГа и не долбил кайлом мерзлую землю на Колыме. Тем не менее, это был резкий излом жизни  столичного светского льва. Михаил Николаев наглядно, чуть не по крупицам воплощает эту метаморфозу. Поначалу его герой – человек мягкий, податливый, благополучный, блестящий остроумец, избалованный успехом. Артисту удается с пронзительной достоверностью передать физическое состояние героя, переброшенного из московского комфорта в енисейскую глубинку, где, вероятно, и по сей день неладно с бытовыми удобствами, а уж в 30-е годы…  А каков душевный перепад от востребованного драматурга, за пьесу которого бьются два «основоположника» - Станиславский и Мейерхольд, - до запрещенного, непубликуемого автора! В письме к Ангелине  Эрдман признавался:  «Это катастрофа не авторская, а человеческая».  
     Однако спектакль «Проклятая любовь» – не биографическое изложение, не киношный байопик, а метафора жизни творческой личности на фоне эпохи. Артисты прочертили линию от шуточной песенки «Марсель» молодого Эрдмана:
Там жизнь не дорога,
Опасна там любовь…

до надрывного, отчаянного:

Расплатою за жизнь
Проклятая любовь…

     Они действительно расплатились за свою любовь, если не жизнью, то судьбой. Их страстный запретный роман стал переломным событием биографии. Для Эрдмана практически буквально – из духовных и физических испытаний он вышел человеком  сломленным, сам признавался: «Я потерял голос». Больше пьес не писал, начатые наброски остались незавершенными.


 
     Ангелина Степанова, судя по всему, была сожжена этой любовью дотла. Позже она восстала, как Феникс из пепла, уже в том облике, который нам знаком по литературно-историческим источникам: легендарная актриса и парторг МХАТа, жена Александра Фадеева, железная леди, человек несгибаемого характера и сокрушительной силы воли. «Душа моя как дорогой рояль, который заперт, а ключ потерян», - эта фраза из ее любимой роли Ирины в «Трех сестрах», безусловно, относилась и к ней самой.
     Конечно, артисты не играют впрямую образы знаменитых прототипов (как, кстати, и сама Степанова с Кторовым в спектакле «Милый лжец»).  И Михаил Николаев, и Татьяна Калашникова сочувственно и проникновенно проживают перипетии их жизни, сохраняя при том несколько остраненную, можно сказать, эпическую интонацию, рассказывая о своих легендарных персонажах с позиций сегодняшнего дня, своего отношения к ним.
     Николаев повествует о Нем (Эрдмане) с юмором и сочувствием, демонстрируя и его показную небрежность, и восхитительную самоиронию, и провалы в отчаяние.  
     Калашникова относится к Ней (Степановой) с восхищением и женской, коллегиальной солидарностью. Героиня Калашниковой в ажурных перчатках, винтажном платье выглядит удивительно стильно (художник по костюмам  Стефания Граурогкайте). В ней есть порода, личность, талант.  И не только талант самопожертвования, что явствует из сюжета. Стремясь отдать любимому все, пожертвовать всем, она остается верна себе, она - влюбленная женщина, но и актриса. В спектакле есть замечательная сцена, когда героиня Калашниковой произносит искренние, задушевные фразы из письма, а потом воодушевляется, начинает декламировать как сценический монолог, Эрдман аплодирует, а она кланяется, улыбается…


    
Есть еще мгновенные переключения с монолога персонажа  на текст Человека от театра, дающий скупой лаконичный комментарий,  высвечивающий обстоятельства времени и события жизни героев.
     Думается, эти роли, сыгранные Михаилом Николаевым и Татьяной Калашниковой на высоком эмоциональном и духовном взлете, станут украшением и без того не слабой творческой биографии артистов.
     Создатели спектакля рассказали о времени и о себе. Через своих знаменитых героев, которые времена не выбирали, жили и творили в те годы, что выпали на долю. Ну, и заодно напомнили, что и в биографии личности, и в истории культуры «остается только то, что про любовь»…

ТАТЬЯНА ТКАЧЕНКО, театровед