Дата спектакля
03.12.2021
Мещане
Спектакль по пьесе Максима Горького, которая вернулась на петербургскую сцену после полувекового перерыва
подробнее
Дата спектакля
03.12.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Августовские киты
В основе спектакля история двух сестёр, которые на берегу океана предаются воспоминаниям и возвращаются к своему прошлому
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
04.12.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный Господин Ау! Его призвание - всех-всех пугать. Ведь Господа Ау потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
05.12.2021
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее
Дата спектакля
07.12.2021
Петербург
Пьеса «Петербург» посвящена нескольким поколениям семьи коренных петербургских интеллигентов, их судьбам
подробнее
Дата спектакля
08.12.2021
Последний троллейбус
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее

Проклятая любовь - Остается только то, что про любовь…

История театра знает немало постановок, основанных на эпистолярном наследии великих людей. «Насмешливое мое счастье», «Жизнь Экзюпери», «Любящий тебя Достоевский», «Милый лжец», - эти пьесы, героями которых были А.П. Чехов и Лика Мизинова, Антуан де Сент-Экзюпери, Ф. М. Достоевский и его жена Анна, Бернард Шоу и Патрик Кемпбелл, - шли на сценах на протяжении многих лет.  Очень хочется надеяться, что спектакль Театра на Васильевском «Проклятая любовь» постигнет та же славная участь.
     Драматург и актриса… Драматург Николай Эрдман, написавший убийственно смешные и беспощадно сатирические пьесы «Мандат» и «Самоубийца». Актриса Ангелина Степанова, в расцвете таланта сыгравшая великую Кемпбелл в пьесе про драматурга и актрису.  Их играют современные артисты Михаил Николаев и Татьяна Калашникова. И эти сближения придают оптике спектакля дополнительную стереоскопичность.
     Режиссер Владимир Туманов очень точно простраивает смысловые пласты, накладывающиеся друг на друга: личная история, сквозь которую проглядывает портрет эпохи; взгляд на эту историю и на знаменитые творческие биографии из сегодняшнего дня. 
     В спектакле история любви начинается с беспечной и бесшабашной ноты – герои молоды, успешны, популярны, влюблены… И пока могут не замечать, что вокруг них  и под ногами не воздух и почва, а некая зловещая, антрацитово-черная  субстанция. Сценограф Елена Дмитракова создала ее из ватников, привезенных с настоящей зоны. Скрепленные воедино, эти куски материи создают апокалиптический образ времени, вызывающий в памяти художественные ассоциации, вплоть до «Страшного суда» Микеланджело. Потом герои Николаева и Калашниковой будут падать в эти жуткие, застывшие буграми волны,  а в сцене свидания с сосланным Эрдманом элегантная актриса накинет грубую  телогрейку на плечи.
     При этом нужно помнить, что время, выпавшее на долю опального Эрдмана (его арестовали в 1933 году), еще было не самым людоедским, драматург избежал ГУЛАГа и не долбил кайлом мерзлую землю на Колыме. Тем не менее, это был резкий излом жизни  столичного светского льва. Михаил Николаев наглядно, чуть не по крупицам воплощает эту метаморфозу. Поначалу его герой – человек мягкий, податливый, благополучный, блестящий остроумец, избалованный успехом. Артисту удается с пронзительной достоверностью передать физическое состояние героя, переброшенного из московского комфорта в енисейскую глубинку, где, вероятно, и по сей день неладно с бытовыми удобствами, а уж в 30-е годы…  А каков душевный перепад от востребованного драматурга, за пьесу которого бьются два «основоположника» - Станиславский и Мейерхольд, - до запрещенного, непубликуемого автора! В письме к Ангелине  Эрдман признавался:  «Это катастрофа не авторская, а человеческая».  
     Однако спектакль «Проклятая любовь» – не биографическое изложение, не киношный байопик, а метафора жизни творческой личности на фоне эпохи. Артисты прочертили линию от шуточной песенки «Марсель» молодого Эрдмана:
Там жизнь не дорога,
Опасна там любовь…

до надрывного, отчаянного:

Расплатою за жизнь
Проклятая любовь…

     Они действительно расплатились за свою любовь, если не жизнью, то судьбой. Их страстный запретный роман стал переломным событием биографии. Для Эрдмана практически буквально – из духовных и физических испытаний он вышел человеком  сломленным, сам признавался: «Я потерял голос». Больше пьес не писал, начатые наброски остались незавершенными.


 
     Ангелина Степанова, судя по всему, была сожжена этой любовью дотла. Позже она восстала, как Феникс из пепла, уже в том облике, который нам знаком по литературно-историческим источникам: легендарная актриса и парторг МХАТа, жена Александра Фадеева, железная леди, человек несгибаемого характера и сокрушительной силы воли. «Душа моя как дорогой рояль, который заперт, а ключ потерян», - эта фраза из ее любимой роли Ирины в «Трех сестрах», безусловно, относилась и к ней самой.
     Конечно, артисты не играют впрямую образы знаменитых прототипов (как, кстати, и сама Степанова с Кторовым в спектакле «Милый лжец»).  И Михаил Николаев, и Татьяна Калашникова сочувственно и проникновенно проживают перипетии их жизни, сохраняя при том несколько остраненную, можно сказать, эпическую интонацию, рассказывая о своих легендарных персонажах с позиций сегодняшнего дня, своего отношения к ним.
     Николаев повествует о Нем (Эрдмане) с юмором и сочувствием, демонстрируя и его показную небрежность, и восхитительную самоиронию, и провалы в отчаяние.  
     Калашникова относится к Ней (Степановой) с восхищением и женской, коллегиальной солидарностью. Героиня Калашниковой в ажурных перчатках, винтажном платье выглядит удивительно стильно (художник по костюмам  Стефания Граурогкайте). В ней есть порода, личность, талант.  И не только талант самопожертвования, что явствует из сюжета. Стремясь отдать любимому все, пожертвовать всем, она остается верна себе, она - влюбленная женщина, но и актриса. В спектакле есть замечательная сцена, когда героиня Калашниковой произносит искренние, задушевные фразы из письма, а потом воодушевляется, начинает декламировать как сценический монолог, Эрдман аплодирует, а она кланяется, улыбается…


    
Есть еще мгновенные переключения с монолога персонажа  на текст Человека от театра, дающий скупой лаконичный комментарий,  высвечивающий обстоятельства времени и события жизни героев.
     Думается, эти роли, сыгранные Михаилом Николаевым и Татьяной Калашниковой на высоком эмоциональном и духовном взлете, станут украшением и без того не слабой творческой биографии артистов.
     Создатели спектакля рассказали о времени и о себе. Через своих знаменитых героев, которые времена не выбирали, жили и творили в те годы, что выпали на долю. Ну, и заодно напомнили, что и в биографии личности, и в истории культуры «остается только то, что про любовь»…

ТАТЬЯНА ТКАЧЕНКО, театровед