Недавняя премьера Театра на Васильевском преподносит жанровый сюрприз: за вывеской «Водевили» искрится злая шипучая трагикомедия, которая смотрится залпом, оставляя довольно стойкое послевкусие. Дело открывается изящной любовной гравюрой и заканчивается желчным шаржем на современность.
Гомерически смешные чеховские водевили у режиссера Анджея Бубеня образуют единый сюжет, по которому логичным маршрутом следуют, иронично пересекаясь, темы секса и меркантильности, эгоизма, тоски и скуки бытия.
Оформление сцены лаконично, по воле художника спектакля Елены Дмитраковой напоминает графику. Пожалуй, единственный броский объект - гипсовая голова античной статуи, опрокинутая в солому; она возлежит в центре площадки, вроде архаического предмета из прошлого, в котором еще было место всяким сантиментам, возвышенным обращениям и ритуалам вежливости.
Каркас проницаемых серых стен, потрескивающих от напора свободного пространства, выглядит хрупким, как карточный домик, располагает к полному сосредоточению внимания на нюансах игры артистов и, в конце концов, оказывается надежной теплицей для прорастания великолепных чеховских образов.
В «Медведе», под берущий за душу романс Исаака Дунаевского, разыгрывается изумительный даже для самого подготовленного зрителя дуэт Елены Мартыненко и Дмитрия Воробьева.
В них мы прозреваем архетипических мужчину и женщину чеховской драматургии, блестяще и гротескно отыгранных. Остервенело -очаровательная вдовушка, в трелях призывной тоски способная дойти и довести до бешенства, и сосед-помещик, ее безуспешный кредитор, не чуждый порывов и философcкой рефлексии, временами проклинающий себя за бесхарактерность, - это почти эфемерные создания, беззащитные и высокопарные. Они еще могут позволить себе отвлечься от житейских проблем и долговых неурядиц, ударяясь в захватывающую любовную игру с пистолетами и фатальными аккордами танго.
Герои «Предложения», сведенные не случаем и страстью, но неизбежностью и мучительной судорогой неразрешимого личностно-социального конфликта, вызывают смех уже далеко не столь беззаботный. Ломов (Михаил Николаев), нервический франт, сватающийся к пролетарскому по своему духовному облику семейству Чубуковых, не знающий, как развернуться, устраивает настоящий скандал в «посудной лавке».
Здесь, в ситуации отсутствия общего языка, когда каждый помнит лишь свое, разглагольствуя четко по интересующему вопросу (приоритетов и собственности), во главу угла вылезают все «слишком человеческие пороки» и мелочные комплексы: и зависть, и жадность, и уныние…
Вдруг проглянет у Ломова лирическая тоска по идеалу, в то время, как прозаичная Наталья Степановна (Наталья Лыжина) по- кухарски месит тесто и зверски крошит салатик. Но и в порыве лирики каждый из них замыкается в себе и точно так же перестает слышать другого.
Вслед за этим сценка «О вреде табака» оказывается символичным, протагонистическим монологом, - законченным номером и, вместе с тем, необходимым обрамлением сюжета. Исполненный Артемом Цыпиным рассказ получается о грусти бессмысленного, жалкого существования, о человеческом достоинстве, в нем затронуты все экзистенциальные струны, значимые для спектакля, звучит призыв к состраданию и сочувствие к миру Другого.
В последнем из водевилей, «Юбилее», согласно режиссерскому замыслу пошлость правит бал. Ленивые, полные ложной многозначительности диалоги ведутся вокруг юбилея банка, персонажи располагаются на белоснежном кожаном диване, утопая в «эротичной» мебели, прикасаясь к офисным «ценностям», словно к новехонькому «Мерседесу». Хорошо узнаваемые люди в белых рубашечках при модных галстуках, стильные клерки-интеллектуалы, картинно извиваются под ритмы техно-саунда. Шипучин (Андрей Феськов), глава сообщества, изнывает в самоупоении, сбавляя, однако, темп с приходом супруги (Светлана Щедрина) - гламурной хищницы в мехах, удушающей своей пустой болтовней и своими объятьями. У всех – Шипучина, и его осатаневшего от мороки и «пены дней» бухгалтера (Артем Цыпин), просительницы Мерчуткиной (Любовь Макеева), лихой бабенки, способной вырвать фунт чего угодно из кого угодно, – одна задача: самоутверждение в собственных и чужих глазах. Праздничная церемония оборачивается танцем полумертвых механистических банковских человечков и завершается чем- то вроде всеобщего омертвения.
Похоже, что под водевильным соусом режиссер Бубень приготовил нам беспощадно саркастичную и пессимистичную картину общественных нравов.
В то время как звезды Театра на Васильевском вновь обогатили свой репертуар блистательными работами в «чеховских тонах», о которых, надо думать, вспомнится и в грядущей премьере театра – «Дяде Ване» Владимира Туманова.
http://satira.spb.ru/main/press_center/journal/vtoroy
Гомерически смешные чеховские водевили у режиссера Анджея Бубеня образуют единый сюжет, по которому логичным маршрутом следуют, иронично пересекаясь, темы секса и меркантильности, эгоизма, тоски и скуки бытия.
Оформление сцены лаконично, по воле художника спектакля Елены Дмитраковой напоминает графику. Пожалуй, единственный броский объект - гипсовая голова античной статуи, опрокинутая в солому; она возлежит в центре площадки, вроде архаического предмета из прошлого, в котором еще было место всяким сантиментам, возвышенным обращениям и ритуалам вежливости.
Каркас проницаемых серых стен, потрескивающих от напора свободного пространства, выглядит хрупким, как карточный домик, располагает к полному сосредоточению внимания на нюансах игры артистов и, в конце концов, оказывается надежной теплицей для прорастания великолепных чеховских образов.
В «Медведе», под берущий за душу романс Исаака Дунаевского, разыгрывается изумительный даже для самого подготовленного зрителя дуэт Елены Мартыненко и Дмитрия Воробьева.
В них мы прозреваем архетипических мужчину и женщину чеховской драматургии, блестяще и гротескно отыгранных. Остервенело -очаровательная вдовушка, в трелях призывной тоски способная дойти и довести до бешенства, и сосед-помещик, ее безуспешный кредитор, не чуждый порывов и философcкой рефлексии, временами проклинающий себя за бесхарактерность, - это почти эфемерные создания, беззащитные и высокопарные. Они еще могут позволить себе отвлечься от житейских проблем и долговых неурядиц, ударяясь в захватывающую любовную игру с пистолетами и фатальными аккордами танго.
Герои «Предложения», сведенные не случаем и страстью, но неизбежностью и мучительной судорогой неразрешимого личностно-социального конфликта, вызывают смех уже далеко не столь беззаботный. Ломов (Михаил Николаев), нервический франт, сватающийся к пролетарскому по своему духовному облику семейству Чубуковых, не знающий, как развернуться, устраивает настоящий скандал в «посудной лавке».
Здесь, в ситуации отсутствия общего языка, когда каждый помнит лишь свое, разглагольствуя четко по интересующему вопросу (приоритетов и собственности), во главу угла вылезают все «слишком человеческие пороки» и мелочные комплексы: и зависть, и жадность, и уныние…
Вдруг проглянет у Ломова лирическая тоска по идеалу, в то время, как прозаичная Наталья Степановна (Наталья Лыжина) по- кухарски месит тесто и зверски крошит салатик. Но и в порыве лирики каждый из них замыкается в себе и точно так же перестает слышать другого.
Вслед за этим сценка «О вреде табака» оказывается символичным, протагонистическим монологом, - законченным номером и, вместе с тем, необходимым обрамлением сюжета. Исполненный Артемом Цыпиным рассказ получается о грусти бессмысленного, жалкого существования, о человеческом достоинстве, в нем затронуты все экзистенциальные струны, значимые для спектакля, звучит призыв к состраданию и сочувствие к миру Другого.
В последнем из водевилей, «Юбилее», согласно режиссерскому замыслу пошлость правит бал. Ленивые, полные ложной многозначительности диалоги ведутся вокруг юбилея банка, персонажи располагаются на белоснежном кожаном диване, утопая в «эротичной» мебели, прикасаясь к офисным «ценностям», словно к новехонькому «Мерседесу». Хорошо узнаваемые люди в белых рубашечках при модных галстуках, стильные клерки-интеллектуалы, картинно извиваются под ритмы техно-саунда. Шипучин (Андрей Феськов), глава сообщества, изнывает в самоупоении, сбавляя, однако, темп с приходом супруги (Светлана Щедрина) - гламурной хищницы в мехах, удушающей своей пустой болтовней и своими объятьями. У всех – Шипучина, и его осатаневшего от мороки и «пены дней» бухгалтера (Артем Цыпин), просительницы Мерчуткиной (Любовь Макеева), лихой бабенки, способной вырвать фунт чего угодно из кого угодно, – одна задача: самоутверждение в собственных и чужих глазах. Праздничная церемония оборачивается танцем полумертвых механистических банковских человечков и завершается чем- то вроде всеобщего омертвения.
Похоже, что под водевильным соусом режиссер Бубень приготовил нам беспощадно саркастичную и пессимистичную картину общественных нравов.
В то время как звезды Театра на Васильевском вновь обогатили свой репертуар блистательными работами в «чеховских тонах», о которых, надо думать, вспомнится и в грядущей премьере театра – «Дяде Ване» Владимира Туманова.
http://satira.spb.ru/main/press_center/journal/vtoroy