Дата спектакля
29.10.2021
Эти свободные бабочки
Знаменитая бродвейская комедия, полная ярких реприз и задорных диалогов с участием звезд театра и кино. История любви парня из богатой семьи и девушки, мечтающей стать актрисой
подробнее
Дата спектакля
29.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
30.10.2021
Чисто семейное дело
Звезды театра и кино в искрометной комедии! Каскад неожиданностей, сюрпризы с переодеваниями, жены и любовницы, перепутанные родители, в общем,чисто семейное дело
подробнее
Дата спектакля
30.10.2021
Молодильные яблоки
В некотором государстве жил-был царский сын Иван, парень хоть куда: красивый, смелый и решительный. Богатырь, одним словом. На одном месте такому не сидится
подробнее
Дата спектакля
30.10.2021
Смех лангусты
Знаменитая французская актриса Сара Бернар предается воспоминаниям. Она пытается написать свои мемуары. В ее памяти ей то 11 лет, то 28, то 37! Писать мемуары ей помогает ее секретарь, влюбленный Жорж Питу
подробнее
Дата спектакля
31.10.2021
Самодуры
Мастерская режиссура спектакля, интересная сценография, задорная музыка, яркие костюмы подчеркнут характеры героев и необычные ситуации. Зажигательные танцы и песни, море драйва и позитива
подробнее
Дата спектакля
31.10.2021
Призвание господина Ау
В самой чаще тёмного леса обитает страшный, ужасный и беспощадный Господин Ау! Его призвание - всех-всех пугать. Ведь Господа Ау потомственные лесные пугатели
подробнее
Дата спектакля
31.10.2021
Две дамочки в сторону севера
Сестры Аннетта и Бернадетта колесят по Франции в сторону севера на угнанном шестидесятиместном автобусе
подробнее

Эти свободные бабочки - Театр на Васильевском: кое-что из жизни чешуекрылых

Санкт-Петербург, 26 января. На прошедших выходных Государственный театр на Васильевском показал свою долгожданную премьеру - спектакль режиссера Леонида Алимова по пьесе американца Леонарда Герша «Эти свободные бабочки…».



«Долгожданная» здесь – отнюдь не фигура политесной речи: спектакль и вправду делался очень долго, репетиционный период несколько раз останавливали из-за обилия проектов, находящихся в работе. В результате дорепетировались до того, что молодежная лирическая драма увидела зрителя аккурат в тот момент, когда весь его мир вдруг сжался до свежей сводки с валютной биржи и до пресловутого «барреля».

Поэтому кому из нас сейчас нужны взаимоотношения хорошего американского парня Дона Бейкера (Александр Удальцов) и расчетливой, но и взбалмошной девчонки Джил Теннер (Светлана Щедрина), того же подданства? Сможем ли мы встретить новый день, не понаблюдав за Ральфом Остином (Давид Бродский), когда ради смутной перспективы сыграть в его полупорнографическом спектакле юная деляга Джил легко бросает «мальчишку» Дона? И, наконец, что нам за прок от знакомства с тоталитарной мамашей главного героя, мисс Бейкер (з. а. РФ Елена Рахленко)? Как будто у нас мало своих, «импортозаместительных», мегер со стажем!




Ответы просты, как и режиссура Леонида Алимова - актера, поставившего на Васильевском пятую в своей творческой биографии спектакль. Этот ответ: и да, и нет. Выбирайте.

Если все считать керосином, хозяйственным мылом, спичками и прочими русскими национальными апокалиптическими штуками, то - да: пусть эти Бейкеры-Теннеры катятся ко всем чертям.

Это ведь их соотечественники сегодня и сейчас с помощью махинаций с нефтяными ценами второй раз за послевоенные годы выворачивают «русского медведя» шерстью внутрь. Первый раз было в конце 1980-х, что привело к краху «красного проекта» и к развалу СССР. Теперь вот – в середине 2010-х, когда Россию снова признали неуправляемой и оттого весьма опасной в ее нынешних границах.

 

Ну, а если уже на третьей-пятой минуте спектакля поймать себя на мысли, что «Бабочки» - это ни разу не американская только, но сильно общечеловеческая история… И категорически типичная для России 2010-х, где мы все хорошие люди, но почему-то сирот в детдомах меньше не становится… Тогда надо признать, что рулетка реппериода с откладываниями и возобновлениями вывела «Эти свободные бабочки…» в репертуар Театра на Васильевском в самый выигрышный момент. Почему?

Потому что «Бабочки» дают надежду на хороший исход гарантированно «плохой» истории. И для нас, русских, любовь к хэппи-эндам свойственна не меньше американских.

Режиссер и актеры сделали однозначную драму не то чтобы диаметрально противоположной по знаку, гротесково-пустяковой смеялкой в духе заезжих волшебников рампы из телевизора, но остроумно расставили значимые акценты там и так, что «Бабочки» не оставляют после себя тяжелого, щемящего чувства безнадеги.

Публика смеется над умными и фривольными репликами героев, весь вечер презревая и власть всесильного «барреля», и генетически обусловленную тягу к керосину и хозяйственному мылу. Много ли сейчас в активном репертуаре Петербурга постановок, которые не комедии и при этом так эффективно, так незаметно «разгружают» наше утомленное геополитическим мазохизмом подсознание?

Актерский дуэт двух самых жгучих блондинов труппы, Удальцова и Щедриной, поразительно гармоничен: не антагонисты, но совершенно ни в чем не похожие друг на друга; разные люди, которых сложно представить поодиночке. Ровно, как в жизни. Такое редко в театре – даже в таком хорошем, как тут. Странно, что такой четко запоминающийся актерский ансамбль выведен на сцену впервые – и это притом, что и Удальцов, и Щедрина служат в театре на Васильевском отнюдь не первый сезон.

«Бабочек» в версии Театра на Васильевском стоит посмотреть. Ведь мы все хотим увидеть, как выглядит хороший исход гарантированно «плохой» истории.

Александр Быстрых