Анджей Бубень, главный режиссер Театра на Васильевском, – в общем процессе радующее исключение. Начав говорить о человеке и его судьбе в пространстве вселенной со спектакля «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой о маленьких людях накануне глобальной катастрофы –разрушения родового дома, он продолжил эту тему в спектаклях «Саранча», «Даниэль Штайн. Переводчик», «Курс лечения» и теперь – в премьере «Салемские колдуньи». Сценическую площадку Театра на Васильевском сценограф Ирина Дмитракова застелила свеже_зеленой лесной «лужайкой», на которой резвятся несколько простоволосых девушек в белых сорочках. Поблескивают капельки утренней росы и их глаза. Идиллическая, казалось бы, картинка – молодое веселье, которое рушит истошный грудной вопль одной из них. Внезапно их прыжки и веселая беготня оборачиваются какой-то сатанинской пляской, свидетелем которой становится дядя одной из девочек, местный священник. С этого момента в маленьком провинциальном Салеме разворачивается охота на ведьм, перерастающая в кровавую расправу над невинными женщинами: матерями, дочерьми, женами... Машина запущена. И несмотря на то что ее запуск был колоссальной жестокой ошибкой, остановить ее уже никто не в силах. Ей нужны новые жертвы. Для этого спектакля Бубень пригласил «своих» артистов: уже крепко сколоченную команду, с которой он создал предыдущие работы. Это Артем Цыпин, Наталья Кутасова, Татьяна Калашникова, Сергей Лысов, Андрей Феськов, Михаил Николаев, Дмитрий Воробьев, Елена Мартыненко... Многие из этих актеров были «открыты» городу именно Бубенем, который за три сезона своего руководства смог создать на сегодняшний день лучшую, сильнейшую труппу в Петербурге.
Политические игры Анджея Бубеня волнуют. Они для него – вместо Рока в древнегреческих трагедиях. Но как последние развивались вокруг довольно бытовых событий, так и польский режиссер мыслит на основе истории о прелюбодеянии глобально, а примеры приводит – доходчивые для всех сидящих в зале.
Отдельного разговора заслуживает каждая актерская работа: Воробьева, который четко и структурированно организует свою роль – от милого семьянина до смелого и одновременно отчаявшегося мужчины; молодой актрисы Светланы Щедриной, у которой получается играть эту осатанелую любовь-ненависть к Проктору; Елены Мартыненко, актрисы, которая в руках Анджея Бубеня оказалась очень мощной. От спектакля к спектаклю она берет новые высоты. И в этот раз тоже: внимательно и глубоко чертит линию – отторгнутая любовь, обида,холодность, любовь, которая занозой сидит в сердце и дышать не дает, принципиальность, чистота, честность и к финалу – та любовь, о которой пишут в священных книгах: любовь неземная, возвышенная, жертвенная. К мужу как к Богу.