РусскийEnglish
Дата спектакля
30.11.2022
Орфей спускается в ад
«О чем бы я ни писал, самой главной для меня всегда остается одна и та же тема: разрушительное влияние общества на чувствительную и неприкаянную натуру»
подробнее
Дата спектакля
30.11.2022
Человек из машины
В недалеком будущем появилась компания ХУМАНИТАС ИНЖИНИРИНГ, которая готова за большие деньги изготовить идеального партнера по заданным параметрам
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Бесприданница
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
01.12.2022
Еще один Джексон
Муж неожиданно вернулся из командировки, жена по традиции прячет любовника в шкаф. Но дальше развивается совершенно непредсказуемая интрига
подробнее
Дата спектакля
02.12.2022
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Дядя Ваня
Эта постановка фонтанирует замечательной игрой, в ней задействованы актеры, энергия которых поражает
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Каша из топора
Из похода возвращается солдат Иван, на лесной тропинке он встречает девочку, которую злая тетка послала на поиски потерянной броши. И решает добрый Иван помочь сироте
подробнее
Дата спектакля
03.12.2022
Вечный муж
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Моя дорогая Матильда
Неудачнику Матиасу в наследство достается роскошная парижская квартира. Приехав из Америки в Париж, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее обитателей - двух одиноких женщин
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Чудеса в Тридесятом царстве
Музыкальная сказка для всей семьи
подробнее
Дата спектакля
04.12.2022
Камень
Благодаря смелым прыжкам во времени и противоречивым образам новая пьеса Мариуса фон Майенбурга демонстрирует нам показательные конфликты новейшей германской истории
подробнее
Дата спектакля
06.12.2022
Урожай
Простая на первый взгляд история о четверке молодых людей, собирающих урожай яблок. Но, несмотря на кажущуюся легкость, в этой пьесе скрыт глубокий смысл
подробнее
Дата спектакля
06.12.2022
Самая счастливая
Три женщины собираются в клубе, чтобы подготовить праздничный вечер, посвященный Дню космонавтики. За полтора часа женщины вспомнили всю свою жизнь. Многолетняя дружба грозит обернуться полным разрывом
подробнее
Дата спектакля
07.12.2022
Ромул Великий
Исторически недостоверная комедия в двух актах
подробнее
Дата спектакля
07.12.2022
Семью восемь
Героиня пьесы вспоминает свое детство, чисто женский состав семьи, вечно занятую маму и непримиримо требовательную бабушку, домашнего тирана
подробнее

Бесприданница - Уйти от стадности в оценках

26 декабря 2012

Театр на Васильевском показал премьеру по драме Александра Островского «Бесприданница» – пьесе, о которой обычно много говорят, но мало кто её ставит.

Судя по предыдущим постановкам Дениса Хусниярова, «женская тема» ему не чужда, равно как и все человеческие чувства, доходящие в пьесе «Бесприданница» до страстей. Но не таков Хуснияров, чтобы низводить спектакль до банальной любовной истории, преисполненной патетики. Его спектакль помимо любви говорит об отчуждении человека человеком, о взрослении через понимание жестокости, о стадности в оценках чужих поступков, об одиночестве души и о непоколебимом индивидуализме каждого из нас, тем не менее не мешающем большинству продаваться и быть проданными.

Тянуть «свою ниточку» Хуснияров, профессиональный почерк которого от спектакля к спектаклю становится всё более чётким, начинает с первой сцены. Исходный диалог двух купцов – затравку развития дальнейших событий – режиссёр разбивает на всех героев: сплетничающих Кнурова и Вожеватова, Паратова, который (по Островскому) на тот момент ещё и не прибыл в город Бряхимов, нагловатую мать Ларисы, аккуратиста Карандышева, вовсе не дурака Робинзона. И даже самой Ларисе достаётся несколько фраз, в подлиннике принадлежащих Вожеватову. Сцена, воспринимающаяся зрителем как пролог спектакля, разыгрывается на занимающем центральное положение условном дебаркадере, покачивающемся в воздухе, словно на волжских волнах. Он служит ложем (читай «местом препровождения») для всего бряхимовского общества, сорящего (в прямом смысле) деньгами. Разговор ведётся неспешный, семейный – обсуждение в узком кругу под семечки, да и только.

Не менее строго определены и характеры героев. Лариса (Светлана Щедрина) – неопытная, но разумная девушка, обладающая прямотой, искренностью, решимостью. А вот Харита Игнатьевна (Наталья Лыжина) всего лишь глуповатая, до смерти тоскующая по мужской ласке тётка, что не мешает ей определять цену людям по их кошелькам (ей-то самой цену, по Хусниярову, назначит Кнуров – 300 рублей, и ни копейкой больше). Карандышев (Арсений Мыцик) – узколобый неудачник, педант и деспот, привыкший, чтобы у каждой вещи, включая Ларису, было своё место (только за лаконизм мизансцены, определяющей характер Карандышева, который, приходя в дом Огудаловых с единственной коробкой барахлишка, снимает ботинки и переобувается в домашние тапочки, хочется отвесить поклон режиссёру и исполнителю роли). Паратов (Илья Носков) – баловень судьбы со здоровыми инстинктами, особо не заморачивающийся ни на что в жизни. Угрюмый наблюдатель, последовательно обстоятельный Кнуров (Дмитрий Воробьёв) – вот у кого роль Кнурова никак не выглядит «аксессуарной», как обидно назвал её когда-то один из первых исполнителей, словно заранее просчитавший, во что обойдётся Ларисе её любовь. Цинично-поверхностный, вечно улыбающийся, угодливый Вожеватов – Роман Зайтуллин… Все они – серая удушающая масса (художник по костюмам Мария Головина), среди которой в первом действии разве что мелькнут, как намёк на эмоции, красные подкладка пальто и шарф Паратова или красная рубаха нетипичного для постановок «Бесприданницы» Робинзона в исполнении Артёма Цыпина. Спектакль Хусниярова вызывает желание провести параллель между Кнуровым и Робинзоном – как ни странно, схожими типами, разнящимися разве что манерой поведения: развязный Робинзон лишь кажется здесь рубахой-парнем, на деле он Кнуров, пожаловавший из другой социальной среды. И та мелочность, с которой Кнуров будет сражаться с Вожеватовым за разыгрываемую монету (орёл или решка?) тому свидетельство.

Провинциальный «узкий круг», очерченный по периметру сцены унылыми серыми полотнищами (сценограф Николай Слободяник), отторгнет Ларису. Ей предоставят право в одиночку справляться с неустойчивым положением на «плавучей» пристани, которая выполняет ещё и роль сцены, где разыгрывается такая захватывающая и, слава богу, сторонняя для большинства героев трагедия. Члены бряхимовского «кружка» тут то ли зрители, то ли свидетели, сидящие вокруг «дебаркадера» на стульях, расставленных по всем сторонам подлинной сценической площадки. Почти в финале сцена-пристань взмоет чуть ли не под колосники, унося Ларису вверх, но не к небу, а к краю пропасти. А небо окажется на земле, где в невероятном ультрамарине вдруг высветятся на заднике все герои истории про бесстыдное и холодное бессердечие, казавшееся в позапрошлом веке признаком эпохи.