Вот уже и стареющие авангардисты из Брно начинают понимать, что контакты с польскими или российскими театрами могут быть эффективными. Впрочем, проект «Караван Мира» существовал и во времена так называемой «нормализации Чехословакии» в достопамятные 70-е. Тогда, стоящие настороже социалистических устоев органы (после того, как к этому европейскому проекту подключились и театральные коллективы из СССР), всё-таки ослабили вожжи.
Именно эта мысль вертелась у меня в голове, когда в среду я, вместе со всеми остальными зрителями, рукоплескал спектаклю «Дети солнца» по пьесе Максима Горького, поставленному в петербургском Театре на Васильевском и представленному на сцене «Гуся на верёвке». Это был ответ русских артистов Центру экспериментального театра на его гастроли там, в прошлом году. Тогда ведомые Владимиром Моравеком артисты из Брно отличились недалеко от Зимнего дворца со своим спектаклем «Баллада для бандита». Ту «русскую кадриль» режиссёра Владимира Туманова, что была сыграна во вторник и среду, можно точно и ёмко охарактеризовать одним словом – преемственность. Что неудивительно: в спектакле, премьера которого в России состоялась год назад, заняты три народных и три заслуженных артиста.
Про пьесу Горького «Дети солнца» часто говорят, что в ней очень много чеховского. Да, в ней звучат слова о свободном труде и будущей свободе, а любви в ней столько, что от отчаяния внутри всё сжимается, но когда хотя бы одна любовь получает шанс – всё заканчивается самоубийством. Впрочем, о труде в России много говорят до сих пор. А что касается пьесы, то в отличие от Антона Павловича, у Максима эта тема наполнена гораздо большим революционным жаром.
Пьеса «Дети солнца» стала своеобразным окончанием первого этапа творчества Горького. Она была создана после «Мещан» и «На дне», и – что парадоксально – написана в застенках царской тюрьмы, в камере Петропавловской крепости, куда Горький был помещён за прокламацию на события так называемого «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года.
Да, в одиночных камерах самодержавия можно было писать, а к политзаключённым там было отношение как к весьма важным персонам. Впрочем, Сталин это дело затем изменил, да и сам Горький к тому времени уже духовно ослеп...
Главной фигурой всей истории является химик Павел Протасов, который совершенно не замечает конфликтов и драм, любовных и жизненных, в свой большой семье.
Практически всегда доставляет наслаждение наблюдать за пронизанной эмоциями игрой представителей русской актёрской школы. Особенно врезаются в память работы Светланы Щедриной в роли сестры Протасова Лизы, Натальи Кутасовой (его жена Елена), Татьяны Калашниковой (влюблённая в Протасова Мелания), Екатерины Рябовой (горничная Фима)...
Но, безусловно, лучшей и самой яркой актёрской работой в «Детях солнца» стала роль Бориса Чепурного, созданная Юрием Ицковым.
Спектакль театра из Питера – впечатление № 1 из всех зарубежных спектаклей, виденных в 2012 г.
Общая оценка: 95 % из 100 возможных.
Именно эта мысль вертелась у меня в голове, когда в среду я, вместе со всеми остальными зрителями, рукоплескал спектаклю «Дети солнца» по пьесе Максима Горького, поставленному в петербургском Театре на Васильевском и представленному на сцене «Гуся на верёвке». Это был ответ русских артистов Центру экспериментального театра на его гастроли там, в прошлом году. Тогда ведомые Владимиром Моравеком артисты из Брно отличились недалеко от Зимнего дворца со своим спектаклем «Баллада для бандита». Ту «русскую кадриль» режиссёра Владимира Туманова, что была сыграна во вторник и среду, можно точно и ёмко охарактеризовать одним словом – преемственность. Что неудивительно: в спектакле, премьера которого в России состоялась год назад, заняты три народных и три заслуженных артиста.
Про пьесу Горького «Дети солнца» часто говорят, что в ней очень много чеховского. Да, в ней звучат слова о свободном труде и будущей свободе, а любви в ней столько, что от отчаяния внутри всё сжимается, но когда хотя бы одна любовь получает шанс – всё заканчивается самоубийством. Впрочем, о труде в России много говорят до сих пор. А что касается пьесы, то в отличие от Антона Павловича, у Максима эта тема наполнена гораздо большим революционным жаром.
Пьеса «Дети солнца» стала своеобразным окончанием первого этапа творчества Горького. Она была создана после «Мещан» и «На дне», и – что парадоксально – написана в застенках царской тюрьмы, в камере Петропавловской крепости, куда Горький был помещён за прокламацию на события так называемого «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года.
Да, в одиночных камерах самодержавия можно было писать, а к политзаключённым там было отношение как к весьма важным персонам. Впрочем, Сталин это дело затем изменил, да и сам Горький к тому времени уже духовно ослеп...
Главной фигурой всей истории является химик Павел Протасов, который совершенно не замечает конфликтов и драм, любовных и жизненных, в свой большой семье.
Практически всегда доставляет наслаждение наблюдать за пронизанной эмоциями игрой представителей русской актёрской школы. Особенно врезаются в память работы Светланы Щедриной в роли сестры Протасова Лизы, Натальи Кутасовой (его жена Елена), Татьяны Калашниковой (влюблённая в Протасова Мелания), Екатерины Рябовой (горничная Фима)...
Но, безусловно, лучшей и самой яркой актёрской работой в «Детях солнца» стала роль Бориса Чепурного, созданная Юрием Ицковым.
Спектакль театра из Питера – впечатление № 1 из всех зарубежных спектаклей, виденных в 2012 г.
Общая оценка: 95 % из 100 возможных.