Дата спектакля
16.10.2021
Одинокие
Пьеса Герхарта Гауптмана о любви и дружбе, о творческих муках, о преклонении перед талантом и исключительностью, о нежности и преданности, о глухоте, о трагическом непонимании
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
16.10.2021
Зима
«Зима» — фирменные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Охота жить. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Герои избранных рассказов Шукшина поют и трудятся, пьют, пляшут, любят, дышат, живут под одним общим небом
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Царевна Несмеяна
Забрел в печальное царство Иван, шутник и балагур. Приглянулся веселый парень Царю, да боится царь-батюшка своей строгой дочери, Царевны Несмеяны
подробнее
Дата спектакля
17.10.2021
Человеческий голос. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Моноспектакль популярной актрисы театра и кино Светланы Щедриной в постановке Владимира Туманова. Это серьезное исследование человеческой души, кусок живой жизни
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Бесприданница. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Это страстная история о независимости личности, не связанной меркантильными интересами. В спектакле заняты ведущие артисты театра, среди которых много медийных лиц
подробнее
Дата спектакля
19.10.2021
Вечный муж. Возможна оплата "Пушкинской картой"
После смерти супруги уездный чиновник Павел Павлович Трусоцкий приезжает в Петербург, чтобы разыскать бывшего любовника своей жены
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Трое на качелях
Пять часов вечера - это наиболее удобное время для деловых встреч. Три незнакомых человека, каждый по своему делу, сошлись вместе в один и тот же час. Но никто не мог даже предположить, чем обернется для каждого из них эта встреча
подробнее
Дата спектакля
20.10.2021
Любовь
«Вот и встретились два одиночества» - эта строчка из известной песни может стать лейтмотивом этого спектакля. Герои пьесы – Он и Она – были когда-то знакомы и симпатизировали друг другу. Но тогда жизнь развела их, не сделав счастливыми и успешными
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
ART
Главные герои - трое закадычных друзей - Марк, Серж и Иван. Тесная дружба не мешает этим парням смотреть на жизнь совершенно по-разному
подробнее
Дата спектакля
21.10.2021
Последний троллейбус. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Лирическая комедия по мотивам произведений Александра Володина "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека"
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Долгий рождественский обед. Возможна оплата "Пушкинской картой"
Члены молодой американской семьи Бейярдов собираются на Рождество вокруг одного большого стола с традиционной индейкой. Эта традиция не нарушается никогда
подробнее
Дата спектакля
22.10.2021
Проклятая любовь
В основу пьесы легла переписка Ангелины Степановой и Николая Эрдмана. Потрясающая история любви
подробнее

Проклятая любовь - В Петербурге поставили "Проклятую любовь"

В репертуаре петербургского драматического Театра на Васильевском появился новый спектакль - "Проклятая любовь" (о жизни, творчестве и любви Ангелины Степановой и Николая Эрдмана). Пьесу написала Татьяна Москвина, известный публицист, драматург, кино- и театральный критик, а поставил ее главный режиссер театра Владимир Туманов. В постановке, которая идет на Камерной сцене, использована переписка актрисы и писателя, а также его пьесы и стихи.

В 1995 году Виталий Вульф выпустил "книгу чудом сохранившихся писем двух больших людей, любивших друг друга". Степанова - ученица Вахтангова, любимица Станиславского, ставшая великой актрисой, легендой, историей МХАТа. Эрдман - автор пьес "Мандат" и "Самоубийца", соавтор сценариев к фильмам "Веселые ребята", "Волга-Волга".

Они встретились в 1928 году. Ей было 23 года, ему - 28. Тогда начался их роман, который длился 7 лет. История любви, начавшаяся в Москве и продолжавшаяся в письмах (Эрдман был в сибирской ссылке за свои остроумные, но "опасные" басни), и легла в основу пьесы.

В роли Степановой - Татьяна Калашникова, Эрдмана играет Михаил Николаев. Оба - актеры яркие, талантливые, уникальных дарований, умеющие удивлять, лауреаты премии "Золотой софит". Что интересно, Калашникова очень похожа на Степанову, но не это главное (ведь Николаев вовсе не похож на Эрдмана). Внешнего сходства с реальными историческими личностями не искал режиссер и не добивались гримеры.

Вот что рассказал "РГ" режиссер спектакля.

Владимир Туманов: Сначала была читка пьесы Татьяны Москвиной, подготовленная и осуществленная актерами за столиком на Камерной сцене - там, где сейчас идет спектакль. Так я познакомился с пьесой "Проклятая любовь" и предложил актерам попробовать внепланово выпустить спектакль. Начались репетиции. Параллельно мы работали (и продолжаем работать) над "Идиотом" Достоевского. Репетиции шли азартно и, как выяснилось, плодотворно.

Для меня это новый постановочный и сценографический опыт - с точки зрения театрального языка: переписка, форма, пластика, смыслы, переходы, параллельная партитура разорванных в пространстве людей, при этом соединенная внутренней драматургией. Историей отреченной любви.

С творчеством Эрдмана я познакомился в студенчестве. Поэт с острым взглядом, с блестящим языком. Он был под запретом, не вписался в систему. А Степанова вписалась (была парторгом МХАТа, Героем Соцтруда, удостоена многих правительственных наград).

Критики уже написали, что эти роли станут украшением творческой биографии актеров. Вы согласны?

Владимир Туманов: Я надеюсь, верю и даже знаю, что это будет так.

Прямая речь

Михаил Николаев, исполнитель роли Николая Эрдмана:

- Этот сезон в театре для меня радостный и напряженный. Сначала я выпускал роль Войницкого в спектакле Владимира Туманова "Дядя Ваня". Это одно из моих самых любимых произведений Чехова, а уж роль - мечта, наверное, любого артиста. Но это не только "подарок судьбы", а еще и тяжелая "ноша", серьезная работа. А потом вдруг появился Эрдман. Когда я читал пьесу Татьяны Москвиной, у меня перед глазами сразу возникла наша актриса Татьяна Калашникова, которая внешне похожа на Ангелину Степанову. Мне повезло - я видел великую актрису в жизни, когда учился в Школе-студии МХАТа. Помню, как она шла за кулисами театра, и все буквально расступались перед ней: легенда!

Читая пьесу, мы наслаждались, а когда вышли на сцену к зрителю, поняли, насколько тяжело играть этот сложный материал, сколько там "глубин". Каждый сыгранный спектакль - это определенная ступенька вверх, мы не останавливаемся на достигнутом, с нами всегда режиссер, мы постоянно репетируем.

Радует, что наш спектакль "просветительский". Зрители с интересом рассматривают в фойе фотографии и читают тексты о наших героях, подготовленные литчастью, а потом приходят к нам за кулисы - критики и обычные люди, молодые и пожилые. Профессионалы благодарят: "Спасибо, что вспомнили то страшное время, этих великих людей", много таких признаний: "Надо же, а мы и не знали, что Эрдман тоже был автором киносценариев "Волга-Волга", "Веселые ребята"! Теперь хочется прочитать о нем и о Степановой, увидеть их переписку, узнать больше".

Спектакли бывают разные: хорошие и не очень, такие, которые продлевают творческую жизнь, чему-то учат актера. Играя "Проклятую любовь", мы с Татьяной оставляем там частичку себя. Для нас это действительно новый этап в творчестве.

Татьяна Калашникова, исполнительница роли Ангелины Степановой:

- Такую замечательную пьесу нам просто Бог послал! Но, честно говоря, мы не ожидали, что будет так сложно. История очень откровенная. Личные письма. Мешало большое уважение к двум выдающимся личностям. Актеру можно всю жизнь прождать ролей, о которых он мечтает, а они так и не придут. Хорошо, если состоится одна, а уж если две-три - это счастье, можно сказать, что твоя творческая судьба сложилась…

Работа шла тяжело. Это абсолютно новый опыт для меня. Я благодарна всем за то, что появился наш спектакль. Это такой материал, на котором еще можно расти, можно углубляться, узнавать новое. Подарок судьбы! Я уже вижу, сколько всего нам предстоит узнать (кроме того, что мы прочитали и посмотрели). Есть чем жить дальше.

Российская газета, 15.07.2013