РусскийEnglish

ДВА ТЕАТРА И ЭХО ТАНГЕЙЗЕРА

«Два театра» - так называется пьеса Ежи Шанявского и давний прекрасный спектакль БДТ о сложном сопряжении театра реального и театра мечты на фоне драматических коллизий истории. По сути, все мы работаем в этих двух театрах – реальном и воображаемом. Истории здесь тоже случаются разные.

История, которая произошла между двумя реальными театрами – Театром на Васильевском и Театром на Литейном – стала достоянием широкой общественности. Наш театр старался не реагировать на информационную атаку, чтобы не подливать масла в огонь искусственно разжигаемой конфронтации. Тем более, что таковой между нашими, издавна дружными коллективами, никогда ранее не существовало. Мы всегда бывали друг у друга на праздниках, юбилеях, капустниках, одни и те же режиссеры ставили успешные спектакли на обеих сценах, нас объединяют имена драматургов, стоящие на афишах.

Лишь сейчас, когда ситуация близится, надеемся, к логическому решению, предлагаем в нашем журнале проследить историю вопроса – в виде дайджеста публикаций самых разных СМИ.  

                                      *             *         *

 

На минувшей неделе весь театральный мир Петербурга пребывал в эйфории: в подчиненный областному Комитету по культуре Театр на Литейном был назначен директором Борис Мездрич, бывший глава Новосибирского театра оперы и балета, уволенный после громкого скандала с богохульным «Тангейзером».

Не успели все порадоваться такому удивительному приобретению и смелости областных руководителей, как стало известно: радость преждевременна. Уже подписанное назначение не состоится.

По словам театральных критиков, это только непосвященная публика узнала о существовании Бориса Мездрича после «Тангейзера». А все продвинутые в вопросах культуры люди уже давно знают его как одного из самых эффективных театральных менеджеров России. Поэтому этому назначению очень обрадовались.

Театр на Литейном оказался в фокусе общественного внимания незадолго до нынешних событий. Комитет по культуре Ленинградской области решил объединить его с другим своим учреждением – Театром на Васильевском, и назначить общего начальника – худрука и директора последнего Владимира Словохотова. Это привело к скандалу, актеры с Литейного стали писать президенту Путину письма – что их захватывают, и в итоге губернатор Дрозденко от объединения отказался.

Но не до конца. Просто Владимир Словохотов стал директором двух театров: своего, на Васильевском, и на Литейном – в последнем случае с приставкой и.о. При этом был отстранен действующий директор, Андрей Лобанов, который сам, в свою очередь, на Новый год со скандалом выгнал худрука Игоря Ларина.

На волне всех этих историй Владимир Словохотов и назначил исполнительным директором в Театр на Литейном легендарного Бориса Мездрича. Сам он оставался и.о. директора и, по его собственным словам, становиться полноценным директором не собирался: хотел вернуться к своему Театру на Васильевском, а бразды правления на Литейном отдать в руки Мездричу (то есть рекомендовать областному Комитету по культуре назначить его вместо себя).

Однако едва стало известно о пришествии Бориса Мездрича, как глава областного Комитета по культуре Наталья Кононенко заявила, что они это кадровое решение не согласовывали и оно незаконно.

«В сухом остатке – отменен приезд Мездрича, вопрос закрыт и больше подниматься не будет. К моему величайшему сожалению, потому что Мездрич – выдающийся театральный деятель, который мог бы спасти положение», – сказал «Городу 812» Владимир Словохотов.

По его словам, поскольку он является и.о. директора, приказ о назначении Мездрича действительно должен был согласовываться комитетом. Вот полноценный директор мог бы сделать это своим единоличным решением. Но полноценным директором Словохотов становиться не планирует.

История кажется простой, если бы не один нюанс: все, кто знает Владимира Словохотова, в один голос характеризуют его как человека очень предусмотрительного. Который никогда не будет предпринимать несогласованных кадровых решений, тем более в отношении человека с имиджем богохульника…

 

Антон МУХИН

Город (812). 2015, №19

 

Эхо "Тангейзера"

 

Руководство Ленинградской области инициировало два информационных повода федерального масштаба в один день. Страна и мир узнали о 47 регионе по совершенно неожиданным основаниям. Дело касается искусства.

 Все федеральные и петербургские СМИ в четверг, 4 июня, написали не о вводе новых объектов в Кудрово, не о повышении оборота Усть – Луги и даже не о поражении футбольного клуба "Тосно" в стыковых матчах за выход  в высшую лигу. Регион лесосек и молочных ферм, трубопроводов и древнерусских крепостей завоевал рейтинги благодаря такому далекому для своей прозаической репутации поводу как драматический театр.

Решение позвать Мездрича в Петербург мощное, не имеющее аналогов. Казалось, вот она, новая эра. Губернатор Александр Дрозденко становится на путь Пермского края, куда преобразовывать местную художественную жизнь в свое время пригласили Марата Гельмана.

Скоро, думалось, в Подпорожье пройдет ретроспектива Андрея Звягинцева, для группы "Ленинград" создадут огромный концертный комплекс в Толмачево, а телеканал ЛОТ станет заказывать документалку Леониду Парфенову.

Но к двум часам дня все информационные агентства сообщили:  с новостью поторопились. Кандидатура Мездрича в областном правительстве не согласовывалась.

 Что-то случилось. Цепочка событий привела не к тому.

 

Историк Лев Лурье для 47news

http://47news.ru/articles/89685/?firstpage=1#print=1

 

 

                      *                  *             *

Депутаты требуют обосновать увольнение Мездрича из Театра на Литейном

 

Экс-директор НГАТОиБ был уволен спустя несколько часов после назначения

 

Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник направит депутатский запрос в комитет по культуре Санкт-Петербурга с просьбой разъяснить, почему был аннулирован приказ о назначении экс-директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича исполнительным директором Театра на Литейном.

— Нет никаких внятных объяснений, почему его не стали назначать. Могу лишь предположить, что включились какие-то иерархи. Когда Бориса Мездрича назначили, я обрадовался, потому что я был одним из тех, кто обращался с предложением назначить Мездрича директором Михайловского театра после его увольнения из Новосибирского театра. Мездрич мог бы стать приобретением для культурной жизни нашего региона, — сказал Резник.

4 июня стало известно, что экс-руководитель Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич был назначен исполнительным директором петербургского театра «На Литейном» и.о. директора театра Владимиром Словохотовым. Однако в скором времени приказ о назначении Мездрича оказался аннулирован. При этом ранее Словохотов сказал «Известиям», что идея сотрудничать с Мездричем принадлежит именно ему, потому что появление этого человека в Театре на Литейном «жизненно необходимо».

— Борис Михайлович — один из лучших директоров в России, и театру «На Литейном» очень повезло. Решение пригласить его было исключительно моим, так сказать, первым административным шагом на должности исполняющего обязанности директора, — заявил Владимир Словохотов.

Причины решения аннулировать приказ о назначении Мездрича не называются.

 

http://izvestia.ru/news/587414

 

Андрей Константинов: Мне жаль, что история с Борисом Мездричем случилась в нашем городе

 

…Что касается его недолгого здесь питерского пребывания, честно говоря, хочется с сочувствием и улыбкой ему сказать: это Питер, детка, у нас погода  такая, с утра трясет, с вечера кидает… Никакого отношения не имею к этой истории, но, чтобы без хиханек и хаханек, мне просто как петербуржцу хочется сказать Мездричу, который, говорят, хороший, заслуженный директор: Старик, извини, что в нашем городе с тобой получилась такая гадость. Я не виноват в этой истории, но от имени простого петербуржца мне хочется принести ему слова извинения и сочувствия, потому что мне стыдно, что у нас такое вообще возможно.            

 

http://www.fontanka.ru/2015/01/28/057/

 

Мездрич — это был шанс для Театра на Литейном

10.06.2015 16:28  

 

Директор Театра сатиры на Васильевском и и. о. директора Театра драмы на Литейном Владимир Словохотов 10 июня представил второму коллективу нового главного режиссера. Очевидно, этим не исчерпана история с неудачной попыткой создания объединенного руководства областными театрами, сопровождавшаяся протестами актеров. «Фонтанка» в интервью со Словохотовым попыталась разобраться в событиях, ставших поводом для беспокойства в театральном мире.

 

- Полтора месяца длится скандал вокруг Театра на Литейном, с тех пор как правительство Ленобласти объявило о создании объединенной дирекции двух областных театров и вашем назначении. Но я не услышал объяснений: зачем вам это надо и почему вы согласились?

 – Ко мне обратился областной комитет по культуре в связи с ситуацией в Театре на Литейном помочь с выполнением госзадания, которое там было полностью завалено. Есть определенный план по выездным спектаклям. В Театре на Литейном это 60 – 62 спектакля в Ленобласти. На протяжении многих лет план не выполнялся. Такие вещи делать просто опасно. Вы знаете, к чему это может привести.

- Это бюджетные деньги.

– Да, и ответственность. Это первое. Второе – возникло предложение создать генеральную дирекцию.

Комитет по культуре обратился, чтобы я предложил идею создания объединенной дирекции по типу других областей. Естественно, речь не шла ни о каком объединении двух театров как творческих единиц. Это абсолютно разные театры с разным внутренним устройством.

- Когда к вам с этим обратились?

 – Сразу же после первых ревизий, которые проходили в наших театрах (на Васильевском и Литейном), в начале нынешнего года. Мне показалось очень разумным предложением создать единую техническую базу, в которую войдут постановочные цеха. Это костюмы, декорации... Но самое главное – туда должна была войти эксплуатационная часть, связанная с выездной работой. Когда мне предложили быть генеральным директором, у меня не было вариантов, иначе гендиректор был бы надо мной.

- Вы знаете, что вас обвиняют не только в желании захватить здание, но и в желании удвоить бюджет за счет объединения.

 – Это не бюджет, это нищенское существование. Может ли существовать театр с коллективом в 200 с лишним человек на 100 миллионов? Ведь в эту сумму входит и содержание здания. Остается копеечная заработная плата, а остальное надо заработать. Бюджет в драматическом театре искать бессмысленно. Честно говоря, если вы меня сейчас спросите, зачем мне это надо, я честно отвечу: теперь не знаю.

- А я так и не услышал четкого ответа на вопрос: почему вы согласились?

 – Как я говорил — не хотел, чтобы надо мной был начальник. И я, естественно, дал согласие.

- Но вы понимали последствия этого решения?

 – Нет, честно говоря, нет.

- Как, когда у вас возникла идея привести Бориса Мездрича к руководству Театром на Литейном?

 – Давно. Сразу же, как началась идея создания генеральной дирекции. Сразу после событий в Новосибирском театре, откуда он был уволен с поста директора после скандала с постановкой «Тангейзера»… Это было еще до того, как было публично объявлено о создании объединенной дирекции. Он прилетел, и мы договорились, что я передам ему Театр на Литейном. Но я не мог об этом сказать до того, как решение было принято. Вы первый, кто про это слышит. И как должно быть стыдно тем людям, которые кричали мне вслед. Я только отвечал, что я создал театр и не могу его разрушать. У меня другая роль, не Герострата.

Или кто-то думает, что Мездрич позарился на бюджет 100 миллионов? Его желание в последнее, может быть, десятилетие своей творческой карьеры сделать еще один театр. Более вам скажу, мы нашли главного режиссера, сопоставимого с уровнем Мездрича. Я должен был передать им все в течение месяца и уйти оттуда.

- Как его приняли в театре?

– С радостью. И для всех было ударом, что Словохотов, оказывается, не жулик. И для всех было шоком, когда последовала отмена распоряжения о назначении Мездрича.

- А какова ваша мотивация относительно Театра на Литейном сейчас?

 – Вы думаете, мне нужна эта история? Нет. Но я дал слово. Я мужик.

- Но с вами поступили не совсем красиво.

 – Я тоже думал об этом. Но посмотрел, как в этой истории вел себя Мездрич. Он меня успокаивал, говорил: «Не расстраивайтесь». Я спросил: что делать? И он сказал, что надо довести все до конца. Бросать нельзя. Это не выборная должность. Я отвечаю перед учредителем. И само собой, делаю это не за деньги, потому что деньги меня не интересуют. Я не получаю за это зарплату.

- Что для вас театр на Васильевском?

 – Попробую объяснить. В 24 года я стал директором театра в Саранске. А на следующий год мне предложили роль в театре в Ташкенте. В Саранске нет железной дороги. Она проходит через станцию Рузаевка в 27 километрах от города. 3 ноября 4 часа утра. Когда мы с женой и маленькой дочкой пришли на перрон, вся труппа стояла там, несмотря на холод и снег. Я ехал в поезде и думал: даже если я ничего больше в жизни не сделаю, я видел это. Я всегда это помню. Не думаю, что Театр на Литейном будет провожать меня в 4 утра на перроне. Только если от радости. Но у театра был шанс. Поверить, по крайней мере, услышать. Борис Мездрич, не я – это был шанс. Я бы никогда не бросил театр на Васильевском. Это моя жизнь.

 В 1989 году меня пригласили в бит-квартет «Секрет» – там создавалась театральная студия, а меня позвали замдиректора по созданию театра. У меня получилось спонтанно, знакомых в Питере не было, но передо мной открывались все двери. Пришел в комитет по культуре области и попросил помочь, и буквально в течение нескольких месяцев театр получил статус государственного.

 Это исполнение моей мечты. Я для себя решил, что сделаю театр, в котором будут люди, непохожие на всех вокруг. Это должен быть театр-дом, в котором люди живут на основе взаимопонимания и любви. Только через любовь можно добиться чего угодно. И театр на Васильевском – это моя любовь.

 

Беседовал Александр Горшков, "Фонтанка.ру"

http://www.fontanka.ru/2015/06/10/129/

 

 

Худрук Театра на Фонтанке о ситуации с назначением Мездрича: Талант всегда раздражает

 

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня. Назначение экс-руководителя Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича на пост исполнительного директора Театра на Литейном было бы большим приобретением для Петербурга. Однако обязательно найдутся те, кто будет выступать против такого решения, потому что талант всегда раздражает. Таким мнением в беседе с корреспондентом "Росбалта" поделился художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак.

"Борис Мездрич — замечательный директор, любящий театр и артистов, человек огромного ума. Я с ним лично не знаком, но по тому, что я вижу на протяжении 20 лет его деятельности, он настоящий строитель театра. Однако мой жизненный опыт подсказывает, что талантливый, активный и креативный человек всегда чуть-чуть раздражает. Потому что Мездрич — большая личность. Талант раздражает, он лишает покоя. Вероятно, кто-то решит, что он опять сотворит что-то непредвиденное, и что тогда они будут делать?" — полагает Спивак.

 Однако Семен Спивак считает, что в настоящее время Театру на Литейном не хватает художественного лидера с режиссерской профессией. И как только он появится, сразу решатся многие вопросы у этого несомненно талантливого коллектива, полагает он.

                                            *              *        *

 

Сейчас в Театр «На Литейном» назначен главный режиссер – ученик С.Я. Спивака Сергей Морозов.  Об этом Театр оповестил в рассылке:

 

10 июня в Театре «На Литейном» был назначен новый главный режиссер театра — Сергей Морозов.

Сергей Морозов родился 13 августа 1977 года в Челябинске в семье театрального режиссера Анатолия Морозова. В 1999 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства по специальности «Режиссура драмы» (мастерская народного артиста России С.Я. Спивака).

Поставил более 50 спектаклей  в театрах России (Белгород, Владимир, Калининград, Орел, Тольятти, Челябинск и др.) и зарубежья (Эстония, Латвия, Сербия и др.). Помимо постановочной деятельности в должности главного режиссера, художественного руководителя осуществлял руководство старейшими театрами России (Костромской государственный драматический театр им. А.Н. Островского, Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского, Ульяновский драматический театр им. И.А. Гончарова).

Многие спектакли Сергея Морозова стали участниками и лауреатами российских и международных театральных фестивалей, среди них: «Хочу сниматься в кино!» Н. Саймона, «Я счастлива, счастлива, счастлива!..» Е. Белодубровского, «Белые ночи» по повести Ф.М. Достоевского, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера и другие.

Спектакль «Время для посещений» Ф. Миттерера, поставленный в Санкт-Петербургском Молодежном театре на Фонтанке стал номинантом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».

Сергей Морозов является обладателем многочисленных театральных премий и наград: Всероссийская литературно-театральная премия «Хрустальная роза Виктора Розова» в номинации «Театральная режиссура»; премия «Лучшая режиссура» (за спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского Владимирского академического театра драмы) X Всероссийского театрального фестиваля «Дни Островского в Костроме»; премии Администрации Костромской области в сфере театрального искусства «Лучшая режиссура сезона»; медаль фонда В. Розова «За вклад в отечественную культуру».

О своих творческих планах в Театре «На Литейном» Сергей Морозов объявит в следующем сезоне.

Откроется новый театральный сезон 1 августа.

          

                            *                                       *                             *

 

Остается надеяться, что  в новом сезоне все-таки произойдет слияние двух театров. Нет-нет, совсем не театров на Васильевском и на Литейном. А театра и реального и театра мечты.