РусскийEnglish

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ О ПРЕМЬЕРАХ 27-го ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА

Мариус фон Майенбург «КАМЕНЬ». Режиссер Денис Хуснияров. Премьера – 24 октября 2015 г.

    «По-моему, замечательный спектакль. Без видимых ухищрений, и без жёстких авторских подсказок изощрённая композиция. Когорта из пяти женщин и одного мужчины за столом великолепно доносит катастрофическую перемешку десятилетий. Исторический вертиж. Живые и мёртвые за одним столом. Конечно, это никакая не “читка”. Горький парафраз “Долгого рождественского обеда” Уайльдера, между прочим! Пошловатой идеи-отмычки о “взаимозаменяемости” палачей и жертв здесь нет. (При всех интерпретациях у Авеля и у Каина была своя роль). В минималистской постановке, где камень из брусчатки – он и камень, и пианино, и вообще весь реквизит; в поразительном строе актёрского ансамбля, с точным абрисом каждого действующего лица, – персонажи Любови Макеевой и Надежды Живодёровой не могут стать “подругами”. Здесь все сцеплены одной исторической цепью, и каждый “умирает в одиночку”. Камень на шее один на всех, это так! Потому-то так тошно – молодым». (Надежда Таршис (20.02.2016 в 9:59) http://ptj.spb.ru/blog/eshhe-odin-kamen-vstene/
    «Молодой режиссер Денис Хуснияров выпустил в Театре на Васильевском премьеру по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга "Камень". Получился открытый урок тренировки нашей общей памяти. В благодарность тем, кто уже не сможет рассказать о цене победы во Второй мировой войне, и ради тех, кто продолжает жить в обстоятельствах новых войн и не ведает, что творит.
Сценограф Елена Дмитракова выстроила на сцене монолитный стол-саркофаг, за которым усядутся пять женщин и один мужчина, чтобы поведать историю трех фамилий, по воле судеб оказавшихся в разное время в одном месте. В антураже «черного кабинета» сцены наше воображение воссоздаст красочно описываемые картины, а актеры точно воспроизведут переживания героев, невольно оказавшихся по разные стороны баррикад
    Театру удается разыграть миф о страждущих истины непослушных детях без паутины и быта, без традиционного патриотического или пацифистского пафоса. Спектакль вызывает искреннее сочувствие ко всем участникам тех событий. Кларисса Шварцман (Любовь Макеева) – тихая, улыбчивая еврейка, чьи живые глаза то вспыхивают огоньками радости, то мгновенно наполняются слезами. Рядом с ней главная хранительница секретов – сосредоточенная, прямолинейная и теряющая память Розвита Хайзинг (Надежда Живодерова). Ее стойкая красавица дочь Хейдрун (Илона Бродская) готова проиграть, сдаться под натиском "молодой и рассерженной" внучки Ханны (Мария Щекатурова), требующей справедливого возмездия и покаяния. Игривая и настойчивая девушка Стефани (Ульяна Чекменева) из эпохи социалистического счастья в ГДР – непрошенная гостья, требующая компенсации за утраченное вместе с домом детство и получающая ее плитками терпкого импортного шоколада. Рассудительный и сдержанный муж Розвиты - Вольфганг Хайзинг (Давид Бродский) - мучается чужой виной. Его тайны первыми развевают флер загадочности, несмотря на то, что он будет оправдываться перед невидимыми злодеями, по ошибке кидающими камни в окна его нового дома: "Ведь мы – не евреи, не евреи – мы". И по праву преемника сам окажется жертвой и заложником национальной политики, лишающей человека права что-либо изменить». (Леонид Лучкин. Право на самообман //"Невский театрал" №3 (26) 2016).


Михаил Хейфец «СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА». Режиссер Олег Сологубов. Премьера – 21 ноября 2015 г.

    «На камерной сцене Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. Произведение некогда ленинградского, а теперь израильского драматурга ставили во многих городах, но, наверное, только в Петербурге пьеса смогла заиграть всеми красками. Текст наполнен не только реминисценциями на детство-школу-юность любого рядового советского гражданина, в нем много узнаваемого типичного ленинградского: от топонимов до дворового фольклора. Спектакль смотрится на одном дыхании, с ностальгической улыбкой и киванием головы: зритель во многих сценах узнает себя.
«Спасти камер-юнкера Пушкина» — история противоположности и в то же время сопоставления великого и маленького человека. Рассказ строится от имени главного героя Михаила Питунина в виде его воспоминаний. Каждое действующее лицо появляется в спектакле в том возрасте, в котором герой видел его в последний раз. Режиссеру удалась сложнейшая задача: изобразить воспоминания именно воспоминаниями – такими, какими они бывают в нашей голове. Не всегда стройными, не всегда точными, с сопутствующими мыслями из настоящего. Перед нами проносится вся жизнь маленького ленинградского человека: от детского сада и школы (конечно же, имени Пушкина) до выстрела — убийства Питунина бывшими школьными товарищами-хулиганами, решившими завладеть его квартирой». (Юлия Земскова, специально для MUSECUBE) http://musecube.org/?p=219953
    «Еще со времен древнегреческих философов сознание детей часто сравнивают с “tabula rasa”, чистой доской или белым листом, на котором можно написать все, что угодно. Так и в интерпретации Олега Сологубова на стенах и на полу – белые листы, на которых, словно исповедуясь, главный герой пьесы – Миша Питунин (эту роль прекрасно сыграл талантливый актер Артём Цыпин), пишет историю своей жизни.
«Спасти камер-юнкера Пушкина» — интересный, глубокий, трогательный и комичный спектакль. Игра актеров на высоте. Кроме того, актеры постоянно спускаются со сцены в зал, не просто тормоша своих зрителей, но и вызывая их на дуэль. Чувствуется, что постановка нравится всем участникам происходящего, включая и актеров, что создает особую атмосферу во время показа и оставляет приятные воспоминания впоследствии». (Инна Зайцева // Сайт Около ми) http://okolo.me/2015/12/pushkin-nashe-vse/
    «Роль главного героя Миши Питунина, вспоминающего на глазах зрителей свою сознательную жизнь «от и до», режиссер Олег Сологубов доверил Артему Цыпину, актеру, исповедальность игры которого знакома зрителям по многим спектаклям Театра на Васильевском. Герой Цыпина существует на площадке «здесь и сейчас», но вспоминает и оценивает свои детство, юность и молодость как взрослый, в котором по сию пору живы ощущения прошлых лет. Про таких говорят «взрослый ребенок». Такие чувствуют сильнее других и вечно попадают в переплет». (Екатерина Омецинская. Как выжить, спроси у Пушкина // Вечерний Санкт-Петербург, сайт).  http://vecherka-spb.ru/2015/11/28

Леонард Герш «ЭТИ СВОБОДНЫЕ БАБОЧКИ…» Режиссер Леонид Алимов. Премьера – 23 января 2016 г.

    «Красивый звездный дуэт Светланы Щедриной и Александра Удальцова в полной мере раскрыл образы персонажей «Этих свободных бабочек», они и впрямь такие свободные,такие молодые и такие смешные! В целом спектакль поставлен в стиле легкой, выполненной в добрых голливудских традициях комедии. Но в этой на первой взгляд простенькой пьесе заложено добротное философское начало с капельками мелодрамы. История как нельзя лучше изображает поведение молодых и зеленых людей, окрыленных мечтами о ярких событиях, которые еще только произойдут в их непременно особенной жизни. Герои хотят почувствовать вкус абсолютной свободы, а это значит, что им предстоит ощутить на себе не только прелести своего полета, но и трудности».  (Алла Козбаненко. Свободный полет // сайт Про театр. 02.03 2016. http://proteatr.info/svobodnyj-polet/)
    «Елена Рахленко в роли матери ожидаемо неотразима. Она мгновенно дает понять кто здесь главный: достаточно лишь едва заметного движения бровей или тающей в уголках губ усмешки. Ирония и холодная вежливость обезоруживают окружающих, хоть те и пытаются сопротивляться. Поначалу отталкивающая своим презрением ко всему живому, что окружает сына, в финале она все ж  таки завоевывает симпатию и получает свою долю сочувствия. Выход же Давида Бродского на сцену столь же непродолжителен, сколь и незабываем. 
И вот что важно – Леонид Алимов спокойно следует за текстом, показывая как с помощью даже такого нехитрого сюжета можно преодолеть предрассудки и стереотипы. Не изобретая ничего нового, режиссер дает возможность зрителю ощутить себя на месте другого и напоминает о давно и всем известных вещах. Впрочем, делать это нелишне вновь и вновь». (НАТАЛЬЯ ЭФЕНДИЕВА //PULSE, март 2016).


 
А.Н. Островский «ГРОЗА». Режиссер Владимир Туманов. Премьера – 7 марта 2016 г.

    «Наверное, главное достоинство спектакля Туманова – актуальность звучания Островского. Тут все отзывается сегодняшним смыслом: узнаваемо и по судьбе… Осознание этого особой радости и гордости за нас не вызывает. Но уж куда приплыли – туда приплыли…» (Александр Платунов. Приплыли… // Театральный город, 2016, №11).
    «Все в этом спектакле условно и прихотливо. Татарин, вроде, немой, вдруг заговорит. Представление начинается пародийной клоунадой Кулигина и компании. Продолжается торжественным, почти танцевальным, выходом трех фольклорных красавиц (Кабанова, Катерина, Варвара). Зыбко, неопределенно время действия и место действия. «Плавает» статус персонажей. Кулигин Михаила Николаева с повадками бывалого «пахана», явно крупнее, чем бедный полусумасшедший философ-изобретатель. Катерина перед смертью заимствует у Феклуши экзотический наряд: муленружевскую огненно-красную шляпку и непристойный боевой окрас - знак греха, падения.
    Я бы не рекомендовал бежать на эту «Грозу» людям с традиционалистским мышлением; тем, кто не любит фарс, гротеск. Прочие будут следить за действием с интересом. В конце концов, и у нас случаются соблазны». (Евг. Соколинский. Соблазны у брандмауэра / "Гроза" в Театре на Васильевском //Страстной бульвар  Выпуск № 7-187/2016).





Василий Шукшин «ОХОТА ЖИТЬ». Режиссер Роман Смирнов. Премьера – 19 мая 2016 г.

    Дорогой, какой большой, сильный и чистый спектакль и из каких тонких энергий он соткан! Действительно - Шукшин. Поймали дух его легкий, светлый, усмешливый, умный и наивный одновременно, поймали как птицу - только не придушили, не в клетку посадили, а будто летает он-она по саду. Актеры чистые-чистые, как из баньки все. Прекрасное свежее дерево - декорации и отличные костюмы Велегжаниной. Ни на минуту не заскучала. Великолепный ряд выразительнейших актерских работ.
    Поздравляю тебя, набирайся сил, это огромная отличная работа, и люди это поймут. Шукшин с нами!
                                   Татьяна Москвина (из письма Роману Смирнову).
     «В какие-то моменты, глядя на сцену и полностью погрузившись в атмосферу спектакля, проникаясь действиями и диалогами главных героев, ощущаешь себя не в зале, а на крыльце деревенского дома, осторожно заглядывая в сени или окна, и выхватывая взглядом отрывки из чужой жизни. Чувствуешь себя проходящим по центральной улице деревни, останавливаясь перекинуться парой словечек с прикорнувшим на лавочке стариком, узнать, как его здоровье, а в ответ получаешь занимательную историю из жизни простых людей.
И перед нами разворачиваются эти истории, оживает целый ряд персонажей, созданных Шукшиным и талантливо воплощенных на сцене актерами. Очень живые, порой бесхитростные, немного чудаковатые, тянущиеся к знаниям, непутевые, но бесспорно все стремящиеся жить, кто как может, даже если очень тяжело. В спектакле все герои главные, важен каждый: их поступки, мысли, все что делает их личностью. Постепенно кусочек за кусочком из мыслей, характеров, событий на сцене собирается яркая мозаика деревенской жизни, а вернее то, чем жила и дышала деревня в 60е — начало 70х гг, вынося на первый план не только быт, но и большое количество нравственных проблем, часть которых остается актуальной на сегодняшний день». (Мария Тарасова Светская жизнь на Неве 2016, 23 мая). http://svetznn.com/premera-spektaklya-oxota-zhit/


 
Фридрих Дюрренматт «РОМУЛ ВЕЛИКИЙ». Режиссер Денис Хуснияров. Премьера – 30 июля 2016 г.

    «Спектакль дарит зрителю несколько дивных актерских работ. Особо хочется отметить Артема Цыпина, тонко чувствующего жанр в роли Зенона Исаврийского. Ну, и конечно же,  не стоило бы и затевать постановку этой пьесы не имея в виду конкретного исполнителя роли Ромула Великого. В театре на Васильевском эту роль блестяще исполнил Народный артист России Юрий Ицков. Ицков в первом действии великолепно предстает перед зрителями в образе безвольного, интересующегося лишь своими мелкими бытовыми проблемами императора. Однако во втором действии зритель сумеет найти и понять причины подобного поведения императора, перед нами в чем-то отчаявшийся человек, слабо верящий в возрождение когда-то могучей Римский империи и потому желающий сдаться без боя.
    Вашему вниманию, дорогие друзья, предлагается  возможность увидеть очень редко идущую на российских подмостках прекрасную пьесу европейского классика Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий», и упустить такую возможность вы просто не должны! (Илья Золкин // сайт Культура двух столиц  http://russcult.ru/article.php?id=179)