Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА стала лауреатом конкурса ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Пьеса имеет подзаголовок – История несостоявшегося подвига. Именно тоска по не сложившейся, несостоявшейся жизни и примеряет двух главных персонажей: Питунина и Пушкина. Все события пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами.
Главный герой спектакля — Миша Питунин, обычный мальчик, не блещущий особыми талантами. И всё же один талант у него был — умение попадать в передряги. С детства он то и дело оказывался в самых разных комичных ситуациях, оборачивавшихся для него несчастьями.
Рос Миша в советские годы, когда образование во много строилось на вдалбливании и навязывании чего-либо. В итоге Миша ещё в детском саду проникся глубокой ненавистью к «нашему всему». Ему казалось, что виной всем его бедам — тот самый А. С. Пушкин.
Зрители вместе с Мишей проживут этапы его взросления, увидят, как постепенно его отношение к поэту меняется. Образ Пушкина в спектакле метафоричен. Он концентрирует в себе всё то, что главному герою не нравится в самом себе, всё, что он отказывается принимать и менять. Постоянно перемещаясь из нашего времени в пушкинское, герои узнают о случайных событиях, предшествующих той роковой дуэли. Спектакль прольёт свет на любопытные подробности личной жизни тех, кто окружал Пушкина, — Жоржа Дантеса, Луи Геккерна, Наталии Гончаровой. И, возможно, окажется, что поэта можно было бы спасти.
Спектакль - номинант Санкт-Петербургской театральной премии "Золотой софит".
Продолжительность спектакля 2 ч. 30 мин. с антрактом 16+
- Инсценировка и режиссер-постановщик - Олег Сологубов
- Художник-постановщик - Петр Шерешевский
- Художник по свету - Анна Данилевская
Премьера: 21.11.2015
-
Номинант Санкт-Петербургской театральной премии "Золотой софит"
Прекрасный спектакль!!! Спасибо большое коллективу театра и актерам! Прекрасная актерская игра, которая делает весь спектакль при том минимуме декораций. Пьеса- смешнейшая. Великолепный юмор, особенно понятный жителям Петербурга старше 40. Кто вырос в центре- особенно будет тронут. Но и мой сын подросток был в восторге. Браво!!!
Этот спектакль - просто чудо! Огромное спасибо автору, режиссеру, всем актерам! А тому, кто исполнял главную роль, БРАВО!!! Время действия в спектакле - 80-е,90-е,2000-е - это и мое время. Все так! Все правда! Удивительно передано ВРЕМЯ через жизнь одного человека, с минимумом декораций, костюмов, но с таким большим смыслом! Ехала домой и так крепко задумалась о смысле увиденного, что проехала свой поворот, свой дом... Удивительное дело. Ну а Пушкин... наше всё! ;-))
Пишу по горячим, да что там горячим — живым, трепетным эмоциям. К нам вновь приехал «Театр на Васильевском»! Лечу в последний момент, не успевая купить цветы, случайно получив желанный билет, а в мыслях проскакивает: тот ли Пушкин, который «наше ВСЁ», или это просто совпадение? И если это наше всё, то О ЧЁМ, если не о спасении поэта от гибели на дуэли? Но как? Как они его могли спасать, ё-моё?! «Спасти камер-юнкера Пушкина», это спектакль по пьесе Михаила Хейфеца, спектакль, который сегодня проник в мое сердце. Думаю, остался в нем насовсем. Да, герой будет спасать Пушкина. И себя заодно. То, что на сцене постоянно возникали разные персонажи и было множество диалогов, перемещений, движений, не мешало всему залу (Да?) видеть только двух героев. Недотёпистого Питунина и ... Пушкина. Миша Питунин... Да такой ребёнок есть в каждом классе, уж поверьте. Ему не везёт с самого детсада, его постоянно ругают, цепляют, поучают, он на виду, несмотря на свой непримечательный вид и неуспешность. Ох уж эта неуспешность... Как удобны успешные дети в садике, школе... И стих прочитают, и на все вопросы «правильные» ответы знают. А питунины всегда в центре неудач. И окрики, и двойки, и это - родителей в школу! А у него из родителей только мама. Мама-врач, которая работает с утра до позднего вечера, чтобы кормить двух детей. И вроде бы Мишка Питунин обычный неудачник, но, не поверите, все его неудачи так или иначе связаны с именем Пушкина. Как это? Какая связь? Вот здесь объединились таланты — автора, режиссёра, актёра. Я уверена: сегодня в актёра, его лучистый взгляд, его улыбку, такую детскую, немного беззащитную, но такую обаятельную, таящую мощное чувство юмора, влюбились все. Я — по самые уши. Взрослый человек, совершенно взрослый, вспоминает свою жизнь, начиная с самого детского сада. Ему пять, и он впервые слышит: как ты можешь не любить Пушкина? Нет, не так. Кааак тывы можешь не любить ПУШКИНА?! А он маленький, он не знает, кто такой этот Пушкин, но уже ненавидит, так как из-за этого самого Пушкина ему не дали поиграть с самой настоящей машиной, о которой он мечтал почти месяц. Перед нами пролетает, летит жизнь «маленького человека». Вы помните, кого в русской литературе называли «маленьким человеком»? Думаю, со школьных лет каждый вспоминает хотя бы станционного смотрителя или того же Акакия Акакиевича. А здесь современный образ «маленького человека», то есть обычного, не имеющего возможности изменить свою жизнь. Кричат, обижают, насмехаются, а он не теряет какого-то уникального чувства юмора, улыбается (прямо в зал) той самой детской и в то же время взрослой, мудрой улыбкой. И мы таяли, переживали, волновались. Готовы были спасать не поэта, которого лично не знали, а этого самого Питунина, причём, от всех сразу: «воспиталки», «училки», замполита, «Секи», Витька... и вообще, от всех. Его же никто не понимает. Даже любящая мама, ей просто некогда. Ну, может, дружок школьный? Двоечник Дубасов — единственный, с кем главный герой делился своими мыслями. Пути ребят разойдутся, и всё, не с кем делиться, начало одиночества, непонимания положено. Девочка, девушка, армия, седьмое ноября, наказание... Вот это парадокс! После гауптвахты Миша проникся уважением с Пушкину. Вроде как солидарность Сценография спектакля очень минималистичная. Два десятка белых кубиков, на одной грани которых фрагмент картины с изображением дуэли Пушкина. Кубики эти переставляют сами актёры, по-разному компонуют, а сам Миша Питунин быстро рисует на них, ловко передавая свои ощущения. Да, для него Пушкин - причина всех несчастий, но до поры до времени, а вот для Дубасова он таким и останется, наверное. Ведь не каждому неудачнику в жизни встречается такая умненькая, свободная, легкая девушка Лера, ради которой герой не только станет счастливым на некоторое время, но и проникнется судьбой Пушкина, перечитав всю библиотеку. Хулиганы. Кроме бестолковых взрослых у героя есть ещё два врага. Знаете, я не читала пьесу ранее, но в маленьких хулиганах — подлом Секе и балбесе Витьке — сразу почувствовала главную опасность. Так и случилось. И предотвратить нельзя было. Одинокий, всеми отвергнутый человек становится слабым, ищет успокоение в спиртном, такого уничтожить можно без особых проблем. Да, 90-ые, лихие, бандитские. Да, слабость, ненужность «маленького человека», но в то же время — сила особенная, которая чувствуется в каждом слове, в каждом движении. Никто уже не смеётся в зале, тишина нависает, и каждый чувствует невыносимую тревогу. А ведь он сделал свой выстрел! Помните? Он с Пушкиным теперь рядом. Они вместе. И не мазила Пушкин, не мазила. И Питунин не мазила, он боец, сумевший сделать выстрел. Спасал Пушкина, а невольно спасал себя. Значит, подвиг свой все-таки совершил?! Перед выстрелом Миша вспоминает Леру. Именно она для него личность. И счастлив он был именно с ней, хотя слово «любовь» не прозвучало ни разу. Эти отношения стали единственным счастливым моментом в жизни доброго парня. Лера скажет ему на прощание: лучше уже не будет. Так и случилось, и от этого ещё тоскливее на душе. Он заслуживал самого большого счастья, но получил его самую маленькую порцию. Пушкин на сцене не появится, но он все время перед зрителем. Приемов много: рисунки, картины, бюсты, книги, СТИХИ! Все время звучат знаменитые строки, которые мы учим в школе. Но гораздо сильнее строчки, которые герой читает вне школьной программы, от сердца. И эти строки проникают в зрителя, переворачивают восприятие пушкинской поэзии да и самого его, сей образ которого стал иконой. А вот он такой, каким его покажет нам Петунин! Он — человек. И в финале, неожиданно трагическом, оба героя уже вместе, и в этом сила спектакля. Для меня эта сила в каждом слове Михаила. Слабый, не защищённый от проблем человек становится сильнее, поняв, почему Пушкин не попал в Дантеса! Не попал... Да нельзя было иначе, нельзя. Прости меня, Питунин, за всех взрослых, воспитателей, учителей, замполитов за их непонимание, за придирки, за равнодушие. Прости. Всем сердцем с тобой, и знаешь, почему? Да потому что я тоже немного Питунин. Сильнее только, покрепче. А театру на Васильевском спасибо. Артёму Цыпину ???????????? Актерам всем, режиссеру, всем, кто решился на такую пьесу, на словечки ругательные, без которых не обойтись, на такую тему, в которой каждый увидел себя. Увидел себя.
Актеры замечательны, но история очень грустная. Даже трагичная. Может быть, для кого-то - она о правде жизни, о том, какая жизнь есть. Для меня - о том, какой она быть не должна. Очень рада, что мне на пути встречается гораздо больше хороших, неравнодушных, добрых людей, чем зашоренных тупых наглых тварей, безучастных к чужим трагедиям и не умеющих радоваться чужим радостям.
Душевная история, полная... жизни. Такой, какая она есть. Такие простые и такие гениальные мысли. Такие яркие и такие неподдельные чувства... Великолепная игра актеров. Зритель не остается равнодушным. Снимаю шляпу.
Камерная сцена Театра на Васильевском, куда мы с подругой отправились однажды вечером, сначала немного разочаровала нас - действительно маленький зал, стулья небольшим амфитеатром, сцена на уровне пола. На такой сцене должны играть что-то очень авторское и авангардное, подумали тогда мы, и настроились на непредсказуемую встречу с современным искусством. В тот вечер играли "Спасти камер-юнкера Пушкина" в постановке Олега Сологубова - именно благодаря ему мы на несколько часов выпали из реальности и погрузились в спектакль - известная пьеса по-настоящему заиграла: мы смеялись до слёз, радовались узнаванию и внутреннему "верю"....давно так не проникалась действом. Очень интересные решения сценического пространства и художественные эффекты переключения - редкий случай, когда декорации становятся актерами! Оригинальная идея с кубиками, из которых складываются и сменяют друг друга все новые метафоры, дополняя, а иногда до потрясения обостряя происходящее на сцене - браво! Режиссеру и актёрам удалось блестяще разыграть партитуру зрительских эмоций - постараюсь на подольше сохранить эту внутреннюю перезагрузку:) До сих пор улыбаюсь обрывкам спектакля, которые неожиданно вспоминаются - делюсь с друзьями впечатлениями и немного жалею, что словами это передать сложно, нужно смотреть!
Смотрела спектакль второй раз вместе с сыном, которому отбили охоту ходить в театр предыдущие походы в именитые театральные заведения. Я пережила ровно те же эмоции, что и год назад, а он (19 лет) в антракте сказал : "Таким и должен быть театр. Как можно на "пятачке" ТАК сыграть всю жизнь главного героя? Это непостижимо. Я посмотрю в этом театре все". Спасибо режиссеру, спасибо любимым актерам за правдивую игру и возвращенную любовь к театру! Спектакль потрясающий!
Отличная постановка! Мы получили огромное удовольствие. Молодцы! Чувствуется профессиональная работа каждого. Искреннее спасибо. Буду рекомендовать друзьям и родственникам.